Решение по делу № 5-3025/2021 от 15.03.2021

Дело № 5-3025/21

УИД 41 MS002-01-2021-001005-84

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

24 мая 2021 года г. Петропавловск-Камчатский<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка № 2 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края Баева М.А., при секретаре Удаловой Н.С., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении юридического лица:

Акционерного Общества «<АДРЕС> (ОГРН <НОМЕР>), расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

У С Т А Н О В И Л :

Акционерное общество «<АДРЕС> не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Правонарушение совершено 10 марта 2021 года в г. Петропавловске-Камчатском при следующих обстоятельствах.

10 марта 2021 года в 15 часов 20 минут, в ходе осуществления государственного регионального надзора за выполнением требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций АО «<АДРЕС>, расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, был установлен факт невыполнения юридическим лицом предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Так при  проведении проверки были выявлены следующие нарушения: не разработаны в соответствии с установленным порядком планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на следующих опасных объектах АО «<АДРЕС>

- Дизельная электростанция ДЭС-6 (п. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 21,5 тонн (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-7 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 344 тонн (дизельное топливо);

- Модульная дизельная электростанция (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 17,2 тонн (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-16 (с. <АДРЕС> Пахачи), наибольшая емкость - 64,5 тонны (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ГДЭС-21 (п. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 645 тонн (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-22 (п. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 68,8 тонн (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-23 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-25 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 172 тонны (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-26 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-27 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-28 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 13,7 тонн (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-29 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо);

- Дизельная электростанция ДЭС-30 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,6 тонн (дизельное топливо).

Юридическое лицо в соответствии с возложенными на него обязанностями не уделяло должного внимания соблюдению требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, то есть заблаговременно не приняло необходимых организационных мер, направленных на выполнение своих прямых обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, от планирования и организации которых зависит общественная безопасность.

В судебном заседании защитники - представители юридического лица <ФИО1>, <ФИО2> с вынесенным протоколом об административном правонарушении не согласились. Пояснили, что меры к разработке планов опасных объектов предпринимались с января 2021 года, 17 мая 2021 года план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по всем объектам подготовлен и направлен в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора для согласования, в подтверждение чего представлены соответствующие документы.  

Выслушав объяснения представителей юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. 

Частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В соответствии с п.п. «а», «е» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите  населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

В силу п. 3 раздела 1, п. 2 раздела 2, п. 7 раздела 3 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года N 2451, в целях выполнения настоящих Правил эксплуатирующая организация обязана: обеспечить выполнение плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного в соответствии с требованиями раздела III настоящих Правил; иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов и определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, до дня начала эксплуатации объектов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.

 Максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.

Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов: склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости.

Виновность юридического лица - АО «<АДРЕС> в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера подтверждается совокупностью представленных доказательств.

Согласно протоколу <НОМЕР> от <ДАТА6> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, составленному в отношении АО «<АДРЕС>, 10 марта 2021 года в 15 часов 20 минут органом регионального государственного надзора Министерством специальных программ <АДРЕС> края в ходе осуществления государственного регионального надзора за выполнением требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций АО «<АДРЕС>, расположенного по адресу: г. <АДРЕС>, был установлен факт невыполнения юридическим лицом предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д.1-3).

АО «<АДРЕС> зарегистрировано в качестве юридического лица и расположено в г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 41 (л.д.13-28).

Согласно Перечню дизельных электростанций в АО «<АДРЕС> имеются: Дизельная электростанция ДЭС-6 (п. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 21,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-7 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 344 тонны (дизельное топливо); Модульная дизельная электростанция (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 17,2 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-16 (с. <АДРЕС> Пахачи), наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ГДЭС-21 (п. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 645 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-22 (п. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 68,8 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-23 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-25 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 172 тонны (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-26 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-27 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-28 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 13,7 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-29 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-30 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,6 тонн (дизельное топливо) (л.д.44-47).

Приказом Министерства специальных программ <АДРЕС> края <НОМЕР> от <ДАТА7> было назначено проведение проверки в отношении АО «<АДРЕС> в рамках осуществления регионального государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального, межмуниципального и муниципального характера в <АДРЕС> крае ( л.д. 9-12). 

В соответствии с актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица <НОМЕР> от <ДАТА2> установлено, что АО «<АДРЕС> планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в нарушение Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 года N 2451 не разработаны на следующие объекты: Дизельная электростанция ДЭС-6 (п. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 21,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-7 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 344 тонны (дизельное топливо); Модульная дизельная электростанция (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 17,2 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-16 (с. <АДРЕС> Пахачи), наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ГДЭС-21 (п. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 645 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-22 (п. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 68,8 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-23 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-25 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 172 тонны (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-26 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-27 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-28 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 13,7 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-29 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,5 тонн (дизельное топливо); Дизельная электростанция ДЭС-30 (с. <АДРЕС>, наибольшая емкость - 64,6 тонн (дизельное топливо) (л.д. 5-8).

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.

Исследованные судьей вышеприведенные доказательства, имеющиеся в материалах дела и полученные в соответствии с требованиями закона, согласуются между собой и не вызывают у судьи сомнений в их достоверности и полноте.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии  с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все имеющиеся доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что вина АО «<АДРЕС> в совершении административного правонарушения доказана и квалифицирует его действия по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ - невыполнение предусмотренной законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Доказательств невозможности своевременного выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о чем пояснял защитник в судебном заседании, суду не представлено и в материалах дела об административном правонарушении не содержится.

Напротив, согласно пояснениям защитника и представленным им документам, меры к разработке планов опасных объектов предпринимались с середины января 2021 года путем направления только лишь письменных запросов в сторонние организации, вместе с тем, с 1 апреля 2021 года в АО «<АДРЕС> был принят на работу сотрудник <ФИО3> с целью подготовки плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по всем объектам, который в срок до 17 мая 2021 года им был разработан.

В связи с изложенным мировой судья приходит к выводу, что у юридического лица имелась возможность для своевременного соблюдения правил и норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но данным лицом не были приняты все достаточные и зависящие от него меры по их соблюдению.

Приведенными доказательствами подтвержден тот факт, что юридическое лицо в соответствии с возложенными на него обязанностями, не уделяло должного внимания соблюдению требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, то есть заблаговременно не приняло необходимых организационных мер, направленных на выполнение своих прямых обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, от планирования и организации которых зависит общественная безопасность.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является принятие юридическим лицом мер к исполнению требований законодательства.  

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.  

В соответствии с ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Как следует из представленных материалов АО «<АДРЕС> предпринимало определенные меры к  исполнению требований законодательства и разработке планов опасных объектов с января 2021 года, <ДАТА3> план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по всем объектам направлен в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора для согласования, в подтверждение чего представлены соответствующие документы, в связи с чем, признавая указанные обстоятельства исключительными, суд приходит к выводу о возможности назначения юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Таким образом, решая вопрос о виде и размере наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу, что для достижения целей административного наказания - предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, АО «<АДРЕС> необходимо назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо Акционерное Общество «<АДРЕС> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Получатель штрафа: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, л/сч 04382009020); почтовый адрес: 683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская, 56; Банк получателя средств: Отделение Петропавловск-Камчатский БАНКА РОССИИ /УФК по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский, БИК банка получателя средств 013002402; № счета получателя средств 40102810945370000031; корр. счет № 03100643000000013800; ИНН получателя средств 4101128815; КПП получателя средств: 410101001; КБК 83411601203019000140, ОКТМО 30701000, уникальный идентификатор начисления 0319726721052200024200016.

Постановление может быть обжаловано в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании <ДАТА10>

Копия верна:

Мировой судья                                                                                                                         М.А. Баева