АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«14» ноября 2006 г. Дело № А-38-3268-1/331-2006 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 10ноября 2006 года
Текст решения в полном объеме изготовлен 14ноября 2006 года
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьиКуклиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел заявление и приложенные к нему документы
Управления государственного автодорожного надзора по РМЭ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Леухину А.В.
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ
с участием представителей:
от заявителя – Гульняшкина Г.Г., специалист первой категории, доверенность от 17.01.2006 г.
от ответчика – не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по РМЭ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАДН по РМЭ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Леухину А.В. о привлечении к административной ответственности за совершение трех правонарушений, квалифицированных по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявитель указывает на совершение ответчиком следующих административных правонарушений: 1. не организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; 2. допускаются случаи эксплуатации автобусов без контроля технического состояния перед выездом; 3. имеет место допуск водителей к работе без прохождения ими вводного инструктажа (л.д. 4-6).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором признал требования заявителя (л.д. 8). В соответствии с правилами части 2 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный суд находит обоснованным требование УГАДН по РМЭ о привлечении индивидуального предпринимателя Леухина Александра Владимировича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Леухин Александр Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.04.2006 г., внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что подтверждается свидетельством, выданным Межрайонной ИФНС России № 1 по РМЭ, выпиской из ЕГРИП (л.д. 34-35, 54).
Ответчик осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на коммерческой основе по маршруту № 3,а также по маршруту Казань – Йошкар-Ола.
В соответствии со статьей 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование в этой области на основании постановления Правительства РФ № 45 от 26.01.06 г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Управление государственного автодорожного надзора по РМЭ является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ и выдает лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом в соответствии с Положением об управлении государственного автодорожного надзора по РМЭ.
12.05.2006 г. индивидуальному предпринимателю Леухину А.В. выдана лицензия серии АС – 12-401201 на перевозку пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации (л.д. 32).
Пунктами 1, 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, выдает лицензии и иные разрешительные документы, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.
Согласно ст.2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Приказом руководителя Управления государственного автодорожного надзора по РМЭ № 251 от 29.09.2006 г. специалисту 1 категории отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по РМЭ Камалиевой Р.Я. в период с 16.10.2006 г. по 30.10.2006 г. поручено проведение внеплановой проверки деятельности индивидуального предпринимателя Леухина А.В. (л.д.9). Основанием для проведения внеплановой проверки явилось сообщение Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан от 29.08.2006 г. о нарушении предпринимателем Леухиным А.В. лицензионных требований и условий (л.д.31).
По результатам проверки составлен акт от 20.10.2006 г. № 04/049 и протокол по делу об административном правонарушении от 20.10.2006 г. № 04/035 (л.д.10-15), на основании которых руководителем УГАДН по РМЭ вынесено определение № 53 по делу об административном правонарушении (л.д.7). В соответствии с указанными документами индивидуальный предприниматель Леухин А.В. допустил осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Указанные нарушения выразились в следующем.
1. Не организовано проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей.
При проверке путевых листов за август – сентябрь 2006 г. установлено отсутствие отметок о проведении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
В соответствии со ст.23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых и послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
Согласно п. 3.3.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 г. №27 ответчик обязан обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего:
- организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.
Как следует из п.2.2, 2.3.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 г. №2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся в том числе регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой.
Таким образом, в ходе проверки установлено совершение ответчиком правонарушения в виде не проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, что является нарушением лицензионных условий и требований. Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено.
Предпринимателем нарушены ст.23 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3.3.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 г. № 27, п. 2.2, 2.3.2 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 г. № 2, что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
2.Допускаются случаи эксплуатации автобусов без контроля технического состояния перед выездом на линию с места стоянки.
При проверке установлено, что предпринимателем не проводится контроль технического состояния автобусов перед выездом на маршрут.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 1 ст. 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения», запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Согласно п. 1 ст. 20 выше названного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В силу п. 4.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. № 27, организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Согласно п. 2.5.4. приказа Министерства транспорта РФ от 30.03 1994 г. № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Предпринимателем нарушены ст. 19, 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 4.3. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 г. № 27, п. 2.5.4 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 г. № 15, что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
3. Имеет место допуск водителей к работе без прохождения ими вводного инструктажа.
Согласно п. 3.4.1. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995. № 27, организация обязана обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения (водитель-предприниматель обязан владеть сведениями):
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
В соответствии с п. 2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится в том числе регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте. Согласно п. 2.3.4. указанного Положения обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями.
Исходя из п 2.3. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.94. № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава в том числе за счет обеспечения водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки.
Тем самым предпринимателем нарушены п. 3.4.1. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995. № 27, п. 2.2. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97. № 2, п.п. 2.2, 2.3.4. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.94. № 15.
Ответчик полностью признал свою вину в совершении трех правонарушений, предусмотренных ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ (не проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, отсутствие контроля технического состояния автотранспорта перед выездом на линию с места стоянки, допуск водителей к работе без прохождения ими вводного инструктажа).
Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение согласно п. 1 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ, является обстоятельством, смягчающим ответственность.
Таким образом, арбитражным судом признается установленным и доказанным совершение индивидуальным предпринимателем Леухиным Александром Владимировичем трех правонарушений, предусмотренных ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ, выражающихся в нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Каждого из указанных правонарушений достаточно для привлечения ответчика к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя составлен уполномоченным лицом, в установленный законом срок, права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ предприниматель Леухин Александр Владимирович участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, проведении проверки и составлении акта проверки.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции делает вывод о том, что при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки, составлении протокола процессуальные права и законные интересы лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административным органом полностью соблюдены.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективных обстоятельств, препятствующих ответчику в соблюдении установленных законодательством лицензионных условий и требований, арбитражным судом не установлено.
Руководствуясь имеющимися в деле доказательствами и ст. ст. 2.1., 2.2. КоАП РФ, арбитражный суд признает индивидуального предпринимателя Леухина Александра Владимировича виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания предпринимателю арбитражный суд, учитывая совершение правонарушения впервые, раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности, считает возможным назначить предпринимателю Леухину А.В. наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в размере 30 МРОТ, что соответствует 3000 руб.
Государственная пошлина взысканию не подлежит, так как федеральным законом не предусмотрено взимание госпошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть решения по делу объявлена 10.11.2006 г. Решение в полном объеме изготовлено 14.11.2006 г., что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Леухина Александра Владимировича (17.07.1972 года рождения, место рождения: г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, ОГРН 306121811100021), зарегистрированного по адресу: Республика Марий Эл, п. Медведево, ул. Советская, д. 9, кв. 16 к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 3000 рублей по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.
Перечисление штрафа произвести в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (УГАДН по Республике Марий Эл), по счету получателя – 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Респ. Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, ИНН 1215045518, КПП получателя – 121501001, БИК – 048860001, Код бюджетной классификации – 10611630000010000140, ОКАТО – 88401000000.
Платежный документ об уплате административного штрафа в установленный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А. Куклина