Дело № 2-850/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.07.2018г. г. Горняк
Мировой судья судебного участка №2 Локтевского района Алтайского края Кашкаров Д.В., при секретаре Евстифеевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Назаровой Валентины Павловны к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о взысканиирасходов, затраченных на доставку твердого топлива до места жительства,
УСТАНОВИЛ:
В суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о взыскании расходов, затраченных на доставку твердого топлива до места жительства, обратился прокурор района в интересах сельских педагога Назаровой В.П.
В обоснование заявленных требований указал, что по обращению материальных истцов прокуратурой района была проведена проверка соблюдения действующего законодательства в части не предоставления ей компенсации на оплату расходов по доставке твердого топлива, в ходе которой выявлены нарушения ее социальных прав при предоставлении льгот как педагогическому работнику на бесплатную жилую площадь с отоплением. Назарова В.П. являются педагогическим работником, пользуется льготами как педагогические работники проживающие в сельской местности. В 2014 году Назаровой В.П. было приобретено твердое топливо (дрова). Согласно квитанции серии КА <НОМЕР> от <ДАТА2> она приобрела дрова в количестве 6 куб. м. на сумму 5 700 руб., в этой же квитанции указано о стоимости доставки дров, которая составила 2 800 руб. В 2014 году Назаровой В.П. было приобретено твердое топливо (уголь). Согласно квитанции <НОМЕР> от <ДАТА3> она приобрел уголь, в этой же квитанции указано о стоимости доставки угля, которая составила 1 800 руб. В 2015 году Назаровой В.П. было приобретено твердое топливо (уголь). Согласно квитанции <НОМЕР> от <ДАТА4> она приобрела уголь, в этой же квитанции указано о стоимости доставки уголя, которая составила 1 900 руб.
Назаровой В.П. была произведена компенсация за приобретение твердого топлива вместе с тем, компенсация расходов по доставке твердого топлива в сумме 6 500 руб., произведена не была.
Согласно п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.8 ст.47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Закон <АДРЕС> края от <ДАТА5> <НОМЕР> «О размере, условия и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» установив, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Статья 3 <АДРЕС> края определила, что расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, являются расходными обязательствами <АДРЕС> края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере социальной защиты населения. Согласно п.2-4 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных Постановлением <АДРЕС> края от <ДАТА6> <НОМЕР>, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края педагогическим работникам: - работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края; - вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на неё занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность <АДРЕС> края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников. Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения. Компенсация предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства. Решением Управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов от <ДАТА7> <НОМЕР> «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительных кооперативам, созданным в целях удовлетворении потребностей граждан в жилье» установлено, что цены установлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя. Решением управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов от <ДАТА8> <НОМЕР> «О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам …» установлены предельные максимальные цены на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным кооперативам, созданным в целях удовлетворении потребностей граждан в жилье. В пунктах 2,3 данного Решения указано, что цены установлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя. При условии обеспечении доставки угля продавцом покупателю оплата такой доставки производится в размере, определяемом соглашением покупателя и продавца. В силу ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Таким образом в понятие платы за коммунальные услуги включается понятие поставки твердого топлива, расходы по которой должны компенсироваться заявительнице. При расчете размера компенсации на оплату твердого топлива истцу, Управление социальной защиты населения по Локтевскому району должны учитывать расходы, понесенные за доставку твердого топлива. В противном случае, педагогические работники сельской местности которые имеют дома с печным отоплением и вынуждены нести транспортные расходы, ставятся в неравное положение по сравнению с педагогическим работниками, проживающими в домах с центральным отоплением. На основании изложенного отказ в компенсации расходов по доставке угля и дров до жилого дома педагогического работника является незаконным и не обоснованным. Таким образом, действия Управления социальной защиты населения по Локтевскому району в отношении материального истца при определении порядка предоставлении ей льгот, согласно которому педагогический работни за счет собственных средств должен осуществить вывоз твердого топлива, нарушают ее права на получение мер социальной поддержки в объеме предусмотренном федеральным законодательством. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подана прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование. Учитывая, что Управлением нарушены социальные права сельского педагога в связи с чем, прокурор выступает процессуальным истцом в её интересах. Несмотря на тот факт, что постановление <АДРЕС> края от <ДАТА6> <НОМЕР> «Об утверждении Правил предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам …» утратило силу с <ДАТА9> в связи с изданием Постановления Правительства <АДРЕС> края от <ДАТА10> <НОМЕР>, Управление социальной защиты населения по Локтевскому району не может быть освобождено от компенсации расходов по доставке угля и дров до жилого дома педагогического работника за указанные в исковом заявлении периоды.
Согласно отзыва на иск ответчик возражает о взыскании в пользу материального истца требуемой денежной суммы, просит рассмотреть дело в отсутствии. Компенсация по твердому топливу педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности предоставлялась на основании норм действовавшего ранее Федерального закона от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об образовании». В настоящее время сельским педагогам компенсация предоставляется по вновь принятому и вступившему в законную силу с <ДАТА12> Федеральному закону от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации». И ст.55 <АДРЕС> <НОМЕР> и ст.47 <АДРЕС> <НОМЕР> установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Закон <АДРЕС> края от <ДАТА5> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам …» и Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности утвержденные постановлением <АДРЕС> края от <ДАТА6> <НОМЕР> дают педагогическим работникам право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Транспортные услуги по доставке твердого топлива не относятся к жилищным или коммунальным услугам, Законом <НОМЕР> не предусмотрено компенсирование транспортных услуг по доставке топлива. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от <ДАТА14> <НОМЕР> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившего в силу с сентября 2012 года, плата за доставку твердого топлива к месту, указанном у потребителем не входит в стоимость твердого топлива. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА15> <НОМЕР> «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» твердое топливо, реализуемое населению, подлежит государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Решением управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен тарифов (от <ДАТА8> <НОМЕР>) предельные максимальные цена на уголь, дрова установлены в рублях за одну тонну или один кубический метр топлива - плотный кубический метр. При этом в Решении указано, что предельные максимальные цены установлены без учета затрат по доставке до покупателя. В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое печное топливо при наличии печного топления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. На данной норме законодательства прокурор основывает свои требования предоставить компенсацию по доставке твердого топлива материальному истцу. Вместе с тем, федеральным законодательством понятие «доставка» и «поставка» разведены. Согласно ст.506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом под целями не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или предпринимателя. Таким образом предметом договора поставки могут быть только товары (в том числе твердое топливо), предназначенное для последующей реализации в розницу. Тем самым законодателем сделан акцент на оптовую продажу товаров в рамках договора поставки. Продажа товара в розницу, в том числе для использования гражданами в личных целях, регулируется не договором поставки, а договором купли-продажи. С учетом изложенного считаем, что понятия «доставка» и «поставка» твердого топлива не тождественны. Соответственно, если расходы на транспортировку твердого топлива до предпринимателя (иной организации) осуществлены в рамках договора поставки, то они являются коммунальной услугой, входят в стоимость этой коммунальной услуги. В случае если доставка твердого топлива осуществлена от предпринимателя (иной организации) непосредственно до гражданина и оплачена в рамках договора купли-продажи, то эта доставка коммунальной услугой не является. Истица приобрела твердое топливо и оплатила его доставку по договору купли-продажи, а не по договору поставки. Следовательно прокурором в исковом заявлении допущена подмена понятий, что привело к неверному толкованию указанной нормы законодательства. Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги предусмотренные ч.4 ст.157 ЖК РФ (в том числе за отопление) рассчитывается по тарифам установленным органами государственной власти в порядке установленном федеральным законом. На основании изложенного следует что расходы хозяйствующего субъекта на доставку твердого топлива потребителям в розничную цену не включаются, правовых оснований для предоставления компенсации на доставку твердого топлива нет. Помимо указанного исковые требования в части периода недополученной суммы компенсации за период 2014, 2015 заявлены за пределами срока исковой давности, установленного ст.196 ГК РФ. Согласно п.41 Правил начисленные суммы компенсации, которые не были востребованы педагогическим работником своевременно по вине управления социальной защиты населения или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока. По мнению истца суммы компенсации рассчитанные управлением в соответствии с Законом <АДРЕС> края и Правилами, действовавшими начиная с 2012 года до <ДАТА16> управлением были выплачены истице своевременно. О порядке определения суммы компенсации и ее выплаты истице было известно, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено. Таким образом в силу ст.ст.152, 198 ГК РФ исковые требования в части недополученной суммы компенсации за период 2014, 2015г.г. не подлежат удовлетворению, ходатайствуют о применении срока исковой давности к требованиям в части недополученной суммы компенсации расходов за период 2014, 2015 г.г.
Прокурор, явившийся в судебное заседание, Абращенко М.Е. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании обозрены следующие письменные доказательства представленные сторонами: заявления о выплате компенсации за спорные периоды, светокопия паспортов, справки о наличии печного отопления у сельских педагогов, квитанции содержащие данные в т.ч. об оплате в общей сумме за транспортировку твердого топлива, обращения к прокурору, справки о размере компенсации.
Суд, рассмотрев поддерживаемые истцовой стороной исковые требования в судебном заседании, учитывая позиции сторон по делу, принимает решение об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания фактов‚ имеющих значение для разрешения дела возлагается на стороны.
Суд соглашается о наличии у прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> края права процессуального истца на предъявление настоящего искового заявления в силу ст.45 ГПК РФ в интересах сельского педагога, обратившегося к прокурору.
По настоящему делу указанные в иске фактические обстоятельства связанные с невыплатой указанной в иске денежной сумме материальному истцу ответчиком сторонами не оспариваются. Ответчик, как и истцовая сторона ссылаются на схожие нормы права давая им различную трактовку, при которой, по мнению прокурора, затраты на транспортировку угля до дома сельского педагога (где фактически и находится устройство выработки тепловой энергии - печь, т.к. печное отопление) подлежат оплате как входящие в отопление и подлежат возмещению Управлением социальной защиты, а по мнению ответчика - подлежат возмещению лишь затраты понесенные при заключении хозяйствующими субъектами осуществляющими предпринимательскую деятельность затраты по договору поставки как коммунальная услуга, в связи с этим сельскому педагогу как физическому лицу возмещены быть не могут, т.к. он твердое топливо приобрел по договору купли-продажи, а не по договору поставки. Кроме того, по мнению ответчика размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленном федеральным законом - поэтому в иске прокурору следует отказать.
Суд же полагает необходимым согласится с правовым обоснованием приведенным процессуальным истцом - прокурором <АДРЕС> района <АДРЕС> края, в редакции законодательства действовавшего на момент спорного правоотношения по настоящему гражданскому делу, удовлетворив заявленные исковые требования в пользу материального истца в полном объеме, не соглашаясь с позицией стороны ответчика приведенной в отзыве на иск.
В силу статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.8 ст. 47 ФЗ от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. На основании <АДРЕС> края от <ДАТА5> года <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Согласно постановлению <АДРЕС> края от <ДАТА6> года <НОМЕР> «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края» компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края. Материальный истец Назарова В.П. является педагогическим работником, зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: с. <АДРЕС> <АДРЕС> района <АДРЕС> края ул. <АДРЕС> 63-1, имеет печное отопление. В соответствии с платежными документами, имеющимися в материалах дела, за доставку твердого топлива уплатили за спорный период - Назаровой В.П. за 2014 год - 4 600 руб., за 2015 год - 1 900 руб., что сторонами не оспаривается. Как следует из п.8 ст. 47 ФЗ от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» каких-либо ограничений при предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не установлено.
Решением Управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов от <ДАТА7>г. <НОМЕР> «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам …» установлены предельные максимальные цены указанное твердое топливо, наряду с аналогичными ценами установленными на твердое топливо (уголь каменный) на что указывает прокурор в исковом заявлении - Решение Управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов от <ДАТА8> <НОМЕР> «О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам …», что указывает на однотипный порядок регулирования правоотношения по твердому топливу как уголь каменный, так и дрова. При этом в пунктах 2,3 названных Решений указано, что цены установлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя. При условии обеспечении доставки угля продавцом покупателю оплата такой доставки производится в размере, определяемом соглашением покупателя и продавца.
По мнению суда, предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Законом <АДРЕС> края в целях реализации государственных полномочий, возложенных на субъекты, не должно быть поставлено в зависимость от того или иного вида отопления, поскольку тем самым будут нарушены права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа. При таких обстоятельствах полномочия, предоставляемые субъектам Российской Федерации в рамках реализации ст. 47 ФЗ от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии со ст.2 <АДРЕС> края <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», с <ДАТА20> возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, в том числе твердым топливом, и освещения, производится органами социальной защиты населения в соответствии с Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденными постановлением <АДРЕС> края от <ДАТА6> года <НОМЕР>. Пунктом 25 Правил предусмотрено, что размер компенсации ежемесячно определяется управлением социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, установленных для педагогических работников. Согласно п.28 Правил, денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством. Денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения определяется исходя из размера платы за отопление, определенного в соответствии с законодательством (пункт 23). В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Судом же отмечается, что редакция данной нормы закона приведена на момент рассматриваемого спорного правоотношения (которая и подлежит применению по настоящему гражданскому делу), тогда как ответчиком в отзыве она приведена в ред. Федерального закона от <ДАТА21> N 175-ФЗ, действующей с <ДАТА22>, т.е. использоваться при даче правовой оценки сложившейся ситуации не может.
В силу п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА14>г. <НОМЕР>, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), твердое топливо при наличии печного отопления отнесено к понятию «коммунальные ресурсы». Пунктом 79 Правил установлено, что размер платы за доставку бытового газа в баллонах и твердого топлива к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя - продавца бытового газа в баллонах и твердого топлива.
Кроме того, по мнению суда, лишая материального истца права на компенсацию расходов на доставку твердого топлива, ответчик ограничивает его право на компенсацию расходов на оплату отопления наравне с другими педагогическими работниками, которые пользуются услугами отопления через присоединенные тепловые сети.
Суд не может согласится с позицией ответчика который в отзыве на иск пытается сравнить фактические действия по доставке твердого топлива с юридическим понятием - договор поставки, который регламентирован ГК РФ, ошибочно толкуя словосочетание использованное в действовавшей редакции на момент спорного правоотношения ч.4 ст.154 ЖК РФ о включении в плату за коммунальные услуги в т.ч. плату за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) - как возможность включения в плату за коммунальные услуги только затрат понесенных по договору поставки твердого топлива при печном отоплении, тогда как подобного прямого указания в данной законодательной норме не имеется, а указывается на включение в коммунальные услуги затрат на доставку/транспортировку твердого топлива до печи (устройства по выработке тепловой энергии), а отнюдь не обязательное указание на необходимость наличия договора поставки. Также суд не может положить в основу принимаемого решения и довод ответчика о расчете размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. отопления) утверждаемым уполномоченными на то соответствующими государственными органами, как основание отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не усматривает прямой причинной связи названного и существом спорного правоотношения, связанного с возмещением сельскому педагогу затрат связанных с доставкой твердого топлива при наличии у него печного отопления (индивидуального отопительного прибора).
По мнению суда, в рассматриваемый период действующее законодательство и судебная практика, предусматривала, что в понятие «компенсация расходов на отопление» входит приобретение твердого топлива и его доставка до места жительства при печном отоплении сельского педагога, поскольку при такой организации отопления, эффект в виде тепловой энергии можно обеспечить лишь при использовании твердого топлива обладающего достаточным объемом/массой которое необходимо доставить к прибору для выработки тепловой энергии (печи), где и надлежит использовать.
Суд также не усматривает в заявленных исковых требованиях чрезмерности либо явного завышения затрат на транспортировку сельским педагогом твердого топлива, соглашаясь с предложенным их размером, что также корреспондирует позиции ответчика соответствующего иного контррасчета затрат на транспортировку твердого топлива суду не предоставившего.
Кроме того суд, не усматривает основания для применения срока исковой давности по взысканию в части требований недополученной суммы компенсации расходов за период 2012, 2014 года, поскольку указанные затраты на доставку материальным истцом были предъявлены ответчику своевременно (сведения о затратах на доставку указаны непосредственно в квитанциях вместе с понесенными затратами по твердому топливу), и не были выплачены надлежащим образом по вине управления социальной защиты населения, что в свою очередь и повлекло обращение к прокурору, которым и предъявлен данный иск.
С учетом принимаемого решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд, полагает необходимым не взыскивать государственную пошлину с ответчика, поскольку Управление социальной защиты населения по Локтевскому району освобождено от уплаты государственной пошлины в силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 103, 193-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах Назаровой Валентины Павловны к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району о взыскании расходов, затраченных на доставку твердого топлива до места жительства, удовлетворить. Взыскать с Управления социальной защиты населения по Локтевскому району в пользу Назаровой Валентины Павловны в счет возмещения расходов, понесенных в 2014, 2015 г.г., затраченных на доставку твердого топлива до места жительства по адресу: с. Покровка Локтевского района Алтайского края ул. Школьная 63-1, денежную сумму, в размере 6 500 руб. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Локтевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения путем предъявления апелляционной жалобы мировому судье судебного участка №2 Локтевского района Алтайского края.
Мировой судья Д.В. Кашкаров