Дело 5-1173/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2021 года г. Котлас
Мировой судья судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области Евграфова Марина Васильевна, рассмотрев по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пер. Воровского, д. 8,
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.7 ч. 2 КоАП РФ в отношении специалиста по охране труда МП «Горводоканал» Балуева С.В.1,
у с т а н о в и л:
21.09.2021 года мировому судье на рассмотрение поступил протокол № 1 от 17.09.2021 года об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.7 ч. 2 КоАП РФ в отношении специалиста по охране труда МП «Горводоканал» Балуева С.В.1.
Согласно пунктам 3 и 5 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Оценив собранные доказательства, должностное лицо составило в отношении Балуева С.В.1 протокол об административном правонарушении, согласно которого Балуев С.В.1, являясь должностным лицом не обеспечил выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Понятие должностного лица дано в ст.2.4 КоАП РФ, согласно которой под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К должностным лицам относятся также совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) (п.4 Постановления Пленума).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п.5 Постановления Пленума).
При этом сам факт наделения лица организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными полномочиями не является основанием привлечения его к административной ответственности за совершенное им правонарушение в качестве должностного лица. Обязательным признаком объективной стороны такого правонарушения является наличие причинно-следственной связи между выполнением лицом таких полномочий и наступившими общественно опасными последствиями.
Как следует из материалов дела, приказом генерального директора МП «Горводоканал» от 04.05.2018 на Балуева С.В.1 возложены полномочия на решение задач в области ГО и ЧС в МП «Горводоканал».
Вместе с тем, к материалам дела не приложена должностная инструкция Балуева С.В.1, подтверждающая наделение указанного лица организационно-распорядительным функциями. Наличие вышеуказанного приказа не может быть отнесено о наделении Балуева С.В.1 организационно-распорядительным функциям, так как носит технический характер.
В протоколе об административном правонарушении не содержит сведений, какие конкретно обязанности, закрепленные в должностной инструкции Балуева С.В.1, были им нарушены.
Отсутствуют сведения о наделении Балуева С.В.1 полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подборке кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, ответственным лицом за руководство и организацию работы в области ГО и ЧС, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами предприятия, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и тому подобному.
Указанные нарушения должностным лицом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, носят существенный характер, не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, устранение последствий указанных нарушений при рассмотрении дела невозможно, в связи с чем протокол об административном правонарушении и другие материалы подлежат возвращению в орган, должностному лицу, составившему протокол.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ мировой судья
о п р е д е л и л:
вернуть в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г. Котласа и Котласского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.7 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении специалиста по охране труда МП «Горводоканал» Балуева С.В.1, в связи с неполнотой предоставленных материалов.
Мировой судья М.В. Евграфова