Дело N 2-1068/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2012 года. Буинский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Р.Р.Шамионова, при секретаре Л.Н.Мухаметшиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В.Н. Рыкова к А.А. Камалиевой о признании договора дарения незаключенным, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права на квартиру и признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
В.Н.Рыков обратился в суд с иском к А.А.Камалиевой о признании договора дарения жилого дома с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес> незаключенным, признании выданного свидетельства о государственной регистрации права на данную квартиру недействительным и признании права собственности в порядке наследования.
Исковые требования мотивированы тем, что после смерти матери Р. <дата> он обратился к нотариусу для оформления наследства в виде жилого дома с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес> и узнал, что за две недели до смерти, <дата> его матерью подписан договор дарения жилого дома с земельным участком. Государственная регистрация договора дарения и перехода права в собственности зарегистрированы <дата>, то есть после смерти дарителя. Ему об оформлении дарственной мать ничего не говорила, в этой связи считает, что по состоянию здоровья она не могла понимать значения своих действий и отдавать им отчет. Полагает, что ответчик воспользовалась состоянием здоровья его матери Р. и ее зависимостью от воли окружающих.
В судебном заседании В.Н.Рыков исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что в настоящее время в жилом доме проживает он, производит за свой счет ремонт жилого дома, оплачивает налоги, пользуется земельным участком, считает, что договор дарения является незаключенным в связи с тем, что переход права собственности зарегистрирован после смерти дарителя. Кроме того, при оформлении дарственной не присутствовал нотариус и врач, договор заключался в спешке.
В судебном заседании ответчик А.А.Камалиева исковые требования В.Н. Рыкова признала в полном объеме, о чем представила суду письменное заявление.
Выслушав объяснения стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, Р. и ответчицей был подписан договор дарения жилого дома с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>, согласно которому Р. передает в дар жилой дом с земельным участком, а А.А.Камалиева принимает их в дар.
Вместе с тем, регистрация договора дарения жилого дома с земельным участком и перехода права собственности на них регистрирующим органом произведена была после смерти Р. <дата>. Р. умерла <дата>.
В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность либо имущественное право к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно ч. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В силу ст. ст. 425, 433 ГК РФ если иное не установлено законом, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным, то есть становится обязательным для сторон, с момента его регистрации.
Договор дарения, заключенный между сторонами, является двусторонней сделкой и по смыслу ст. 154 ГК РФ для его заключения требовалось выражение согласованной воли обеих сторон.
Согласно п. 7 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 122-ФЗ сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
Согласно ч. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что при заключении договора дарения выражение согласованной воли каждой стороны на заключение такой сделки должно присутствовать не только на момент его совершения в письменной форме, но и на момент государственной регистрации сделки. Кроме того, вышеуказанный федеральный закон (122-ФЗ) придает правовое значение не моменту представления необходимых документов в регистрирующий орган, а моменту внесения записи о сделке в единый государственный реестр прав.
Соответственно, несмотря на подписание договора дарения между Р. и А.А.Камалиевой <дата>, договор в эту дату еще не был заключен. В связи со смертью Р. <дата> облеченного в предусмотренную законом форму выражения воли дарителя на совершение сделки не последовало.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ст. 1153 ГК РФ).
Судом установлено, что истец является наследником умершей Р., которая имела в собственности жилой дом, общей площадью 25.1 кв.м. и земельный участок площадью 947.66 кв.м. по адресу: <адрес>, со дня ее смерти пользуется наследственным имуществом, осуществляет его сохранность и таким образом фактически принял наследство, открывшееся после смерти матери.
В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку ответчик А.А. Камалиева признала исковые требования В.Н. Рыкова о признании недействительным договора дарения жилого дома с земельным участком, отмене права собственности и признании права собственности за истцом в порядке наследования, и признание ответчика не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, последствия признания иска ей разъяснены, признание иска ответчиком принимается судом. При этом, письменное заявление А.А.Камалиевой о признании иска приобщено к материалам дела.
Таким образом, у суда есть все основания для удовлетворения требования истца и установления его права собственности в порядке наследования на земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск В.Н. Рыкова удовлетворить.
Признать договор дарения квартиры и земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>, заключенный <дата> между Р. и А.А. Камалиевой недействительным.
Отменить право собственности за А.А. Камалиевой на жилой дом, общей площадью 25.1 кв.м. с земельным участком площадью 947.66 кв.м. по адресу: <адрес>.
Исключить запись из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № и № от <дата> о праве собственности на жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес> за А.А. Камалиевой.
Признать за В.Н. Рыковым, право собственности в порядке наследования на жилой дом, общей площадью 25.1 кв.м. с земельным участком площадью 947.66 кв.м. по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для регистрации в Буинском отделе Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ за В.Н. Рыковым право собственности на жилой дом, общей площадью 25.1 кв.м. с земельным участком площадью 947.66 кв.м. по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Буинский городской суд РТ в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 17 сентября 2012 года.
Судья: Р.Р.Шамионов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>