П О С Т А Н О В Л Е Н И Е <НОМЕР>
о назначении административного наказания
27 февраля 2018 года г. Тольятти Мировой судья судебного участка № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области Винтаев С.Ю. (адрес судебного участка: 445020, г. Тольятти Самарской области, ул. Белорусская,16 каб. 105, Е-mail: sud113@smsso.ru), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление 72-го квартала» (ООО «ЖЭУ 72-го квартала»), ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР> , дата присвоения ОГРН <ДАТА>, адрес (место нахождения) юридического лица: <АДРЕС>, привлекаемого к административной ответственности по ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
ООО «ЖЭУ 72-го квартала» допустило осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований при следующих обстоятельствах.
ООО «ЖЭУ 72-го квартала», место нахождения: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от <ДАТА>, в т.ч. в многоквартирном жилом доме по ул. <АДРЕС>, <НОМЕР> г. <АДРЕС> области.
<ДАТА> в <ДАТА> час. в ходе внеплановой выездной проверки сведений, изложенных в сообщении и.о. начальника полиции У МВД России по г. <АДРЕС> от <ДАТА> о наличии нарушений содержания, выявленных при проведении доследственной проверки, установлено ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного жилого дома по ул. <АДРЕС>, <НОМЕР> г. <АДРЕС>, что выразилось в виде неисправности системы освещения над входом в подъезд <НОМЕР> (отсутствует плафон), отсутствуют защитные экраны на приборах отопления на первом и втором этажах подъезда <НОМЕР>; наличие отверстий в стенах на междуэтажных площадках (наличие проводов) подъезда <НОМЕР>.
Государственным жилищным инспектором <АДРЕС> области <ФИО1> по данному факту в отношении ООО «ЖЭУ 72-го квартала» составлен протокол по ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ.
Представитель привлекаемого юридического лица <ФИО2> в судебном заседании пояснила, что нарушения были незначительными, устранены в кратчайшие сроки. Нарушения были допущены не управляющей компанией, а явились результатами порчи имущества посторонними лицами. Просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью деяния.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения привлекаемого юридического лица, мировой судья приходит к выводу, что в бездействии ООО «ЖЭУ 72-го квартала» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА> N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от <ДАТА> N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от <ДАТА> N 499-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА> N 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подп. "а" п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА> N 416 и направлены на установление стандартов и порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
<ДАТА> в ходе обследования многоквартирного жилого дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС>, находящегося на обслуживании ООО «ЖЭУ 72-го квартала», проведенной органом регионального государственного жилищного контроля - государственным жилищным инспектором <АДРЕС> области <ФИО1> в целях проверки исполнения обществом законодательства о защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, были выявлены следующие нарушения:
- п. 11 постановления Правительства РФ от <ДАТА> № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», - неисправности системы освещения над входом в подъезд <НОМЕР> (отсутствует плафон);
- п. 12 постановления Правительства РФ от <ДАТА> № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» - отсутствуют защитные экраны на приборах отопления на первом и втором этажах подъезда <НОМЕР>;
- п. 20 постановления Правительства РФ от <ДАТА> № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» - наличие отверстий в стенах на междуэтажных площадках (наличие проводов) подъезда <НОМЕР>.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Многоквартирный жилой дом по ул. <АДРЕС>, <НОМЕР> г. <АДРЕС> на основании договора управления многоквартирным домом находится на обслуживании ООО «ЖЭУ 72-го квартала», имеющего лицензию от <ДАТА> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Виновность ООО «ЖЭУ 72-го квартала» подтверждается протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА>, сообщением и.о. начальника полиции У МВД России по г. <АДРЕС> от <ДАТА> о наличии нарушений содержания, выявленных при проведении доследственной проверки с приложением рапорта и.о. начальника ОЭБиПК У МВД России по г. <АДРЕС> <ФИО3> от <ДАТА> и фотоматериалов, распоряжением заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции <АДРЕС> области - руководителя Западного управления жилищного надзора <ФИО4> <НОМЕР> от <ДАТА> о проведении внеплановой выездной проверки, уведомлением о проведении внеплановой выездной проверки от <ДАТА>, актом проверки органом регионального государственного жилищного контроля <НОМЕР> от <ДАТА>
Допущенное нарушение свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований ООО «ЖЭУ 72-го квартала», бездействие юридического лица подлежит квалификации по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Текущий ремонт жилого дома включает комплекс строительных и организационно -технических мероприятий для устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем дома для поддержания эксплуатационных показателей (разд. 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от <ДАТА> <НОМЕР>).
Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме проводится на основании решения общего собрания собственников помещений, принимаемого большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о наделении совета многоквартирного дома полномочиями принимать решения о текущем ремонте принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений ( п.п. 4.1, 4.2 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. 18 Правил, утв. Постановление Правительства РФ от <ДАТА> г. <НОМЕР>).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п. 17 Правил).
Положения о перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования должны быть согласно ч. 3 ст. 162 и ст. 164 Жилищного кодекса указаны в заключенных договорах. В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Услуги и работы, предусмотренные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от <ДАТА> N 170, являются обязательными для управляющей или подрядной организации только в случае указания на них в договоре. В других случаях указанные Правила в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от <ДАТА> N 184-ФЗ "О техническом регулировании" имеют рекомендательный характер.
Жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (п. п. 29 и 35 Правил содержания общего имущества).
Кроме того, согласно пп. "б" п. 2 "Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА> N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений о проведении текущего ремонта не может свидетельствовать о том, что текущий ремонт не должен производиться вообще.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В ст. 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от <ДАТА> N 6464/10.
Учитывая характер и степень совершенного ООО «ЖЭУ 72-го квартала» правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания малозначительным не усматривается. Невыполнение требований жилищного законодательства в области управления многоквартирными домами влечет нарушение прав жильцов многоквартирного дома, свидетельствует об отсутствии контроля за качеством предоставляемых услуг, за соблюдением норм, стандартов и условий их предоставления, за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена строгая административная ответственность и отсутствие вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Доказательства по делу получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «ЖЭУ 72-го квартала» в совершении данного административного правонарушения.
При назначении административного наказания, мировой судья принимает во внимание все обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, мировой судья, не усматривает, в связи с чем, юридическому лицу подлежит назначению наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ, т.е. в сумме 250000,0 руб.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство. При этом суд должен занимать активную позицию в решении вопроса о наличии у данного лица статуса субъекта малого или среднего предпринимательства, в частности предлагать участникам процесса представить доказательства, подтверждающие названное обстоятельство.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается указанная совокупность обстоятельств, а именно: 1) лицо, привлекаемое к ответственности, имеет статус микропредприятия, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) административное правонарушение совершено таким лицом впервые (предупреждение не может быть назначено лицу до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях); 3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба; 4) отсутствие составов правонарушений, перечисленных в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Указанная совокупность обстоятельств является основанием для применения положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замене административного наказания в виде штрафа в размере 250000,0 руб. предупреждением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 14.1.3 ч. 2, ст. 29.10 ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст . 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
П О С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление 72-го квартала» (ООО «ЖЭУ 72-го квартала») признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1.3 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения взамен административного штрафа, согласно положениям ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> области со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью, вынесшего постановление, либо непосредственно в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС>.
Мировой судья (подпись) С.Ю. Винтаев
<ФИО5>