Дело № 5-307/201919
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ухта Республики Коми |
27 марта 2019 года |
Мировой судья Чибьюского судебного участка г. Ухты РК Тарасов А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший в отношении:
Олешкевича Александра Георгиевича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
материал об административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения по ст. 20.21 КоАП РФ,
установил:
Из протокола серии КМ № 005271 от 26.03.2019 усматривается, что Олешкевич А.Г. <ДАТА3> в 20 час. 20 минут находился возле дома <НОМЕР> по <АДРЕС> в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Шел, шатаясь из стороны в сторону, на ногах держался с трудом, речь смазанная, невнятная, при разговоре изо рта исходил резкий запах алкоголя. Внешний вид неопрятен (грядные джинсы, грязная куртка), в окружающей обстановке ориентировался с трудом, мог причинить вред себе и окружающим, то есть совершил правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ.
Олешкевич А.Г. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что человеческое достоинство и общественную нравственность не оскорблял, общественный порядок не нарушал, был выпивший, при этом вел себя в соответствии с общепризнанными правилами поведения, в судебное заседание явился в той же одежде, в которой его задержали сотрудники полиции, никакой неопрятности в ней не усматривает.
Статья 20.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Мировой судья, заслушав объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Статья 20.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Согласно части 1 статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. По смыслу данной конституционной нормы достоинство личности предполагает наличие у лица права на свободу выбора образа жизни.
Соответственно, появление лица в общественном месте в состоянии опьянения не является противоправным деянием, а наличие признаков опьянения - запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, шаткая походка само по себе не является достаточным основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 20.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Злоупотребление правом запрещено. Исходя из указанных общеправовых принципов появление в общественных местах в состоянии опьянения, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, образует состав административного правонарушения.
При оценке поведения лица, находящегося в общественном месте в состоянии опьянения, возможно применение пункта 7 Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1985 года, содержащего примерный перечень не противоречащих действующему законодательству признаков оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность поведения.
Под оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность поведением лица следует понимать такое поведение, которое явно нарушает общепризнанные нормы общественного поведения, выражаясь в непристойных высказываниях или жестах, грубых выкриках, назойливом приставании к гражданам, в утрате способности к самостоятельному передвижению или ориентированию в окружающей обстановке, в создании опасности причинения вреда здоровью себе и окружающим.
Таким образом, административным правонарушением, предусмотренным статьей 20.21 КоАП РФ, будет являться наличие совокупности двух юридически значимых фактов - появление в общественном месте в состоянии опьянения и поведение, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что состояние Олешкевича А.Г. представляло угрозу общественной безопасности, нравственности, реальную угрозу как для него самого, так и для окружающих, а акт медицинского освидетельствования, при отсутствии иных доказательств (показаний свидетелей, фото или видеозаписи и т.д.) таковым не является, потому как подтверждает лишь состояние алкогольного опьянения.
Исходя из принципа презумпции невиновности, провозглашенного ст. 1.5 КоАП РФ, все неустранимые сомнения толкуются в пользу Олешкевича А.Г.
Таким образом, бесспорных доказательств того, что Олешкевичем А.Г., находящимся в состоянии алкогольного опьянения, совершались какие-либо конкретные действия, явно нарушающие общепризнанные нормы общественного поведения, и, свидетельствующие о том, что его поведение создает опасность причинения вреда здоровью себе и окружающим, в материалах дела не имеется.
Исходя из положений 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дела.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учётом изложенного, исходя из приведенных выше положений закона производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ, подлежит прекращению, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Олешкевича Александра Георгиевича по ст. 20.21 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Административное задержание Олешкевича Александра Георгиевича отменить.
Постановление может быть обжаловано в Ухтинский городской суд РК в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью Чибьюского судебного участка г. Ухты РК.
Мировой судья А.А. Тарасов.