Решение по делу № 5-156/2021 от 11.03.2021

Дело № 5 - ______/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 марта 2021 года                                              г. Находка Приморского края

Мировой судья Л.Э. Ким, исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка № 103 судебного района г. Находки Приморского края, ознакомившись с материалами дела об административном правонарушении в отношении Нехай Дмитрия Александровича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ,

установил:

26.02.2021 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении Нехай Дмитрия Александровича в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

11.03.2021 года дело об административном правонарушении поступило в судебный участок № 103 г. Находки Приморского края.

Ознакомившись с материалами дела, мировой судья находит невозможным рассмотрение дела по существу. 

Частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный не повинуется законным распоряжениям или требованиям должностных лиц, тем самым воспрепятствует должностным лицам в осуществлении последними служебных обязанностей.

Согласно п. 2.3 письма ФНС России от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах

Согласно протоколу об административном правонарушении № 25082105700051000001 от 22.02.2021 г. Нехай Д.А. нарушил требования налогового законодательства, поскольку не представил в ИФНС России по г. Находка Приморского края пояснения по факту, установленному уведомлением №14181820 от 11.12.2020г., в связи с чем, должностное лицо налогового органа усматривает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

С данными выводами должностного лица мировой судья согласится не может по следующим основаниям.

Согласно уведомлению №14181820 от 11.12.2020г. Нехай Д.А необходимо предоставить декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. или в срок до 29.12.2020 г. предоставить пояснения об отсутствии обязанности по предоставлению налоговой декларации (с приложением подтверждающих документов). Налоговую декларацию или пояснения можно направить по почте, оставить в специальном боксе на входе в налоговую инспекцию или воспользоваться интернет-сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Кроме того, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Порядок уплаты налога и действия налоговых органов в связи с их взысканием регулируется Налоговым кодексом РФ. Исходя из положений ст. ст. 45, 46 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Поскольку обязанность по уплате налогов является конституционной обязанностью, исполнение которой возлагается на граждан и юридических лиц, Конституцией РФ, а не распоряжением или требованием должностного лица Федеральной налоговой службы в рамках его полномочий.

 В связи с чем, неисполнение обязанностей по уплате налогов, по мнению мирового судьи, не может быть приравнено к неисполнению распоряжения или требования должностного лица.

В соответствии со ст. 229 НК РФ, по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства лица, обязанного представить такую декларацию. При этом налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом положения ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, не предусматривают ответственности физического лица за нарушение сроков представления или не представления налоговой декларации, поскольку только ст. 15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.

При этом мировой судья учитывает, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований. В соответствии с п. 5 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей. Из смысла вышеприведенных норм следует, что должностное лицо налогового органа в пределах своих полномочий вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований. Однако такая обязанность налогоплательщика в законе не закреплена, в связи с чем, неисполнение требования представления в ИФНС России по г. Находка Приморского края в срок до 29.12.2020 года налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 года, не влечет привлечение налогоплательщика к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Кроме того, следует отметить, что за непредставление соответствующей декларации в установленный срок предусмотрена специальная административная ответственность. В связи с чем, учитывая то обстоятельство, что ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, не содержит ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, а ст. 15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за не представление налоговой декларации только в отношении должностных лиц, а в отношении граждан такая ответственность отсутствует, следовательно, возбуждение дела об административном правонарушении в отношении Нехай Д.А по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, противоречит существующим нормам права.

С учетом изложенного, мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Нехай Д.А состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч.2 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 24.5 ч.1 п.6, 29.4 ч.2 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении Нехай Дмитрия Александровича, привлекаемой к административной ответственности по части 1 статье 19.4 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Находкинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Мировой судья                     _________________          Л.Э. Ким