ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-253/2018
по делу об административном правонарушении
27 августа 2018 г. г. Самара
И.о. мирового судьи судебного участка № 14 Кировского судебного района г. Самары Самарской области - мировой судья судебного участка № 8 Кировского судебного района г. Самары Самарской области Мороз М.Ю.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Спектр недвижимости», ИНН <НОМЕР>, место нахождение: 443114, г. Самара , <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 18 июня 2018 г. по 06 июля 2018г.г., ООО «Спектр недвижимости» установлено, что ООО «Спектр недвижимости», находясь по месту осуществления деятельности юридическим лицом: г. Самара, ул. <АДРЕС>, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Основанием для проведения проверки послужило распоряжение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от <ДАТА4> <НОМЕР> , изданное на основании абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ «обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав». В соответствии с изданным <ДАТА4> распоряжением о проведении внеплановой, документарной проверки ООО «Спектр недвижимости» <НОМЕР> датой начала проверки определено 18 июня 2018 года. Для проведения проверки указанных фактов, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от <ДАТА6> <НОМЕР> ФЗ, ООО «Спектр недвижимости» на адреса: г. Самара, ул. <АДРЕС>, - был направлен письменный запрос от <ДАТА7> <НОМЕР> о предоставлении документов, необходимых для осуществления закона деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для рассмотрения обращения по существу, заказным письмом с уведомлением; а также копия распоряжения от <ДАТА4> <НОМЕР> о проведение внеплановой, документарной проверки. Срок начала проверки определен 18 июня 2018 года. Однако, к установленному сроку и по настоящее время в инспекцию не представлены документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении обязанностей работодателя ООО «Спектр недвижимости». В связи с непредставлением документов проведение проверки и принятие мер инспекторского реагирования по обращению гражданина не представилось возможным. Таким образом, ООО «Спектр недвижимости» своими действиями (бездействиями), выразившимися в непредставлении документов в инспекцию, в целях проведения проверки, воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), что в свою очередь повлекло невозможность проведения проверки. Из вышеизложенного следует, что в действии (бездействии) ООО «Спектр недвижимости» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель ООО «Спектр недвижимости»,для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился, о времени и месте слушания дела был извещен правильно и своевременно, по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении посредством почтовой корреспонденции, ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд от представителя ООО «Спектр недвижимости» не поступало.
Исходя из правовой позиции, выраженной в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" мировой судья полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Свидетель <ФИО1> для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился, о времени и месте слушания дела был извещен правильно и своевременно посредством почтовой корреспонденции, причина неявки не известна.
В судебном заседании главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Самарской области <ФИО2> суду пояснила, что в инспекцию из прокуратуры было перенаправлено заявление гр. <ФИО3>, который просил провести проверку в отношении ООО «Спектор недвижимости» <ФИО4>, поскольку ему отказываются предоставлять справку для биржи. Ей как государственному инспектору труда было поручено провести проверку по данному факту. Она запросила сведения в отношении ООО «Спектр недвижимости», по реестру вышло две организации ООО «Спектр недвижимости», одна из них располагалась по адресу: г. Самара, ул. <АДРЕС>, другая - село <АДРЕС>, с учетом этого она сделала вывод, что ООО «Спектр недвижимости» по адресу: г. Самара, ул. <АДРЕС>, это именно та, организация, в отношении которой необходимо провести проверку. Связаться с <ФИО1> не представилось возможным, на телефонные звонки он не отвечал, выходила на адрес юридического лица, однако юридического лица там не оказалось. Иными сведениями в отношении ООО «Спектр недвижимости» не располагала. Из выписки ЕГРЮЛ ей было известно, что данная организация прекратила свою деятельность 29.12.2011 г. На основании Распоряжения от <ДАТА7> <НОМЕР> она направила запрос на имя директора ООО «Спектр недвижимости» с целью предоставления ряда необходимых документов, запрашиваемые сведения, в установленный срок представлены не были, в связи, с чем она составила в отношении ООО «Спектр недвижимости», директором которого является <ФИО5> протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Выслушав главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области <ФИО2>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП Российской Федерации действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) регулируются положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу требований указанного закона, предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с частью 16 статьи 10 ФЗ N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уведомляется органом государственного контроля (надзора), не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок органами государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Как усматривается из материалов дела, основанием привлечения ООО «Спектр недвижимости» к административной ответственности явилось непредоставление им в установленные законом сроки в Государственную инспекцию труда в Самарской области документов, необходимых для осуществления законной деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, что повлекло невозможность проведения проверки. (л.д. 4-5)
Мировым судьей установлено, что <ДАТА11> из Похвистневской межрайонной прокуратуры Самарской области в Государственную инспекцию труда Самарской области для организации проверки поступило обращение гр. <ФИО1>
Из заявления <ФИО1> от <ДАТА12> Похвистневскому межрайонному прокуратуру усматривается, что бывший работодатель отказывается предоставить справку для биржи, в связи с чем, по данному факту просит провести проверку по отношению к директору ООО Спектор недвижимости <ФИО4>. (л.д. 20)
На основании распоряжения (приказа) <НОМЕР>/1 от <ДАТА7>г. в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с рассмотрением обращения от <ДАТА14> <НОМЕР> в период с <ДАТА15> по <ДАТА16> осуществлена проверка ООО «Спектр недвижимости». (л.д. 8-10)
<ДАТА7>г. в адрес ООО «Спектр недвижимости» для проведения проверки направлен запрос <НОМЕР> о предоставлении документов. (л.д. 11)
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44310019484680 заказное письмо в адрес ООО «Спектр недвижимости» не доставлено по причине неудачной попытки вручения. (л.д. 15-16)
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя <НОМЕР>/2 от <ДАТА17> в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами юридическое лицо - ООО «Спектр недвижимости», находясь по месту осуществления деятельности юридическим лицом: г. Самара, ул. <АДРЕС>, совершило административное правонарушение, а именно: полномочия по истребованию документов и сведений при рассмотрении обращений граждан, а также при проведении проверок предоставлены Государственной инспекции труда федеральным законом. Основанием для проведения проверки послужило распоряжение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от <ДАТА4> <НОМЕР>/1 , изданное на основании абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ «обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав». В соответствии с изданным <ДАТА4> распоряжением о проведении внеплановой, документарной проверки ООО «Спектр недвижимости» <НОМЕР>/1 датой начала проверки определено 18 июня 2018 года. Для проведения проверки указанных фактов, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 - ФЗ, ООО «Спектр недвижимости» на адреса: г. Самара, ул. <АДРЕС>, - был направлен письменный запрос от <ДАТА7> <НОМЕР> о предоставлении документов, необходимых для осуществления закона деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для рассмотрения обращения по существу, заказным письмом с уведомлением; а также копия распоряжения от <ДАТА4> <НОМЕР>/1 о проведение внеплановой, документарной проверки. Срок начала проверки определен 18 июня 2018 года. Однако, к установленному сроку и по настоящее время в инспекцию не представлены документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении обязанностей работодателя ООО «Спектр недвижимости». В связи с непредставлением документов проведение проверки и принятие мер инспекторского реагирования по обращению гражданина не представилось возможным. (л.д. 6-7)
В силу ч. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно п. "в" ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В силу подпункту "а" пункта 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона представляемые на регистрацию документы должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам данной организационно - правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации должны быть достоверны.
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ 29.12.2011г. ООО «Спектр недвижимости», ИНН <НОМЕР> прекратило деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона о 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен порядок исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность, по решению регистрирующего органа, а не в порядке его ликвидации, осуществляемой по решению учредителей (участников), органа управления юридического лица либо по решению суда (ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В настоящее время прекращение недействующего юридического лица прямо предусмотрено ст. 64.2 ГК РФ, введенной Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
Пунктами 2 и 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 этой статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, которое должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 той же статьи заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Таким образом, на момент вынесения распоряжения (приказа) <НОМЕР>/1 от <ДАТА7> г. и проведения проверки ООО «Спектр недвижимости» являлось недействующим юридическим лицом.
Кроме того, как пояснила в судебном заседании государственный инспектор труда <ФИО2>, она методом исключения пришла к выводу о том, что юридическое лицо - ООО «Спектр недвижимости», расположенное по адресу: г. Самара, ул. <АДРЕС>, это именно та, организация, в отношении которой необходимо провести проверку, не убедившись в противоправном, виновном действие (бездействие) данного юридического лица.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом изложенного, мировой судья приходит к выводу, что в данном случае состав вмененного ООО «Спектр недвижимости» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, отсутствует.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении ООО «Спектр недвижимости» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ :
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Спектр недвижимости» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г. Самары через мирового судью судебного участка № 14 Кировского судебного района г. Самары Самарской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой <ОБЕЗЛИЧЕНО>М.Ю. Мороз