Дело № 5-432/2018
УИД 29MS0013-01-2018-000870-77
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
23 ноября 2018 года пос.Коноша
Мировой судья судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области Ламов В.Н., располагающийся по адресу: 164010, Архангельская область, пос.Коноша, ул.Коллективизации, д.10, рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 КоАП РФ, в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> Воронцовой Любови Владимировны<ОБЕЗЛИЧЕНО> не привлекавшейся к административной ответственности за однородные правонарушения.
Исследовав письменные доказательства, мировой судья
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 14 сентября 2018 Воронцова Л.В., являясь должностным лицом - <ОБЕЗЛИЧЕНО> нарушила установленный законом срок представления расчета по страховым взносам за 2017 год в налоговый орган по месту учета - в Межрайонную ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Воронцова Л.В. в судебном заседании не присутствовала, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Статья 15.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлены обязанности налогоплательщика, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп.6 п.1 ст.23 НК РФ).
В силу п.3 ст.80, п.2 ст.230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет по страховым взносам за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.
В судебном заседании установлено следующее.
Воронцова Л.В. является <ОБЕЗЛИЧЕНО> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Указанный выше расчет <ОБЕЗЛИЧЕНО> представлен в налоговый орган по месту учета - в Межрайонную ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 6 февраля 2018 года, что следует из копии декларации.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ. Субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При этом решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.5 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которым ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Аналогичная по своей сути позиция содержится в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.5 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган налоговых деклараций.
Должностные обязанности <ОБЕЗЛИЧЕНО> перечислены в разделе 7 Устава <ОБЕЗЛИЧЕНО> в частности, <ОБЕЗЛИЧЕНО> без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении.
В должностные обязанности <ОБЕЗЛИЧЕНО> непосредственное представление расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета не входит.
Конкретных фактов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением Воронцовой Л.В. её служебных обязанностей как <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ОБЕЗЛИЧЕНО> повлекших нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета, в ходе судебного заседания не установлено.
При этом установлено также следующее.
По состоянию на 30 января 2018 года в <ОБЕЗЛИЧЕНО> имелась должность главного бухгалтера.
В соответствии с разделами 2 и 4 должностной инструкции, утвержденной 1 октября 2014 года генеральным директором Воронцовой Л.В., на главного бухгалтера возлагаются следующие обязанности: ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, контроль правильного оформления бухгалтерской документации, организация бухгалтерского учета, обеспечение законности, своевременности и правильного перечисления налогов и сборов, страховых взносов, обеспечение составления бухгалтерской и статистической отчетности и представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
Главный бухгалтер несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в соответствии с действующим законодательством, за правонарушения, совершенные в период осуществления деятельности - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
Приказом <ОБЕЗЛИЧЕНО> Воронцовой Л.В. от 16 ноября 2016 года на должность главного бухгалтера назначена <ФИО1>
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Уставом <ОБЕЗЛИЧЕНО> служебная обязанность генеральным директором исполнена - ведение бухгалтерского и налогового учета возложено на главного бухгалтера, поэтому в действиях Воронцовой Л.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ начатое производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> Воронцовой Любови Владимировны прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Коношском районном суде Архангельской области непосредственно или через мирового судью судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья В.Н. Ламов