Судья Скуратович С.Г. Дело № 33-1631/2018
Докладчик Ганченкова В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М.,
судей Ганченковой В.А., Лесновой И.С.,
при секретаре Яшкиной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 сентября 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Октябрьский» о признании действий противоправными и нарушающими права потребителя в отношении неопределённого круга потребителей в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества по апелляционной жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Октябрьский» Фроловой Т.А. на решение и дополнительное решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2018 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Октябрьский» (далее по тексту – ООО «ЖЭК «Октябрьский») о признании действий противоправными и нарушающими права потребителя в отношении неопределённого круга потребителей в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
В обоснование исковых требований указано, что на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30 октября 2017 г. № 180 в связи с обращением потребителя дома № 51 по пр. 70 лет Октября г. Саранска об оказании услуг питьевого водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, а именно из сети центрального холодного и горячего водоснабжения подаётся ржавая вода, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия проведены мероприятия по контролю в отношении ООО «ЖЭК «Октябрьский», принявшего на себя обязанность по обеспечению населения дома № 51 по пр.70 лет Октября г. Саранска холодным и горячим водоснабжением надлежащего качества, соответствующим санитарным нормам и правилам, в том числе 20 ноября 2017 г. в 10 часов 00 минут проведён отбор проб воды.
В ходе санитарно-эпидемиологической экспертизы установлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических правил и норм, а именно ООО «ЖЭК «Октябрьский» не приняло своевременные меры по доведению качества холодной и горячей воды у потребителя, проживающего по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. 70 лет Октября, д. 51, кв. <адрес> до соответствия требованиям и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1074-01), СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.2496-09), так как согласно экспертному заключению по результатам проведённых лабораторных исследований, испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия от 23 ноября 2017 г. <№> воды на содержание железа, а именно протоколов лабораторных исследований <№> от 21 ноября 2017 г. и <№> от 21 ноября 2017 г. содержание железа суммарно в исследованной пробе воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения ванной комнаты превышает гигиенический норматив более чем на величину допустимой ошибки метода определения и не соответствует требованиям и является нарушением раздела 3 п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, раздела 3 п.п. 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09.
29 января 2018 г. ООО «ЖЭК «Октябрьский» судом признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Таким образом, ООО «ЖЭК «Октябрьский» нарушило санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности систем холодного и горячего водоснабжения.
Данные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения ООО «ЖЭК «Октябрьский» представляют собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Несоблюдение обществом законодательства о защите прав потребителей, также как и несоблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушает основные права потребителя, - право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей.
В уточнение заявленных требований просило суд признать противоправными и нарушающими права потребителей действия ООО «ЖЭК «Октябрьский» в отношении неопределённого круга потребителей в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: превышение содержания железа в воде системы горячего и холодного водоснабжения нормативам и требования раздела 3 п.п. 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09, раздела 3 п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 20 ноября 2017 г. в 10 часов 00 минут в многоквартирном жилом доме по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. 70 лет Октября, д. 51.
Возложить на ООО «ЖЭК «Октябрьский» обязанность довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии».
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2018 г. производство по делу в части требований о возложении на ООО «ЖЭК «Октябрьский» обязанности подавать в многоквартирный дом № 51 по пр. 70 лет Октября г. Саранска холодную и горячу воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 прекращено в связи с отказом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от иска.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2018 г. исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия удовлетворены.
Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2018 г. с ООО «ЖЭК «Октябрьский» в доход бюджета городского округа Саранск взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
В апелляционной жалобе директор ООО «ЖЭК «Октябрьский» Фролова Т.А. просила решение и дополнительное решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указала, что исковое заявление подано лицом, не имеющим полномочий на его предъявление в суд, поскольку оно подано не в защиту неопределённого круга лиц, а в защиту значительного, но определяемого числа граждан - в интересах собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома № 51 по пр. 70 лет Октября г. Саранска Республики Мордовия, круг которых возможно индивидуализировать, они подлежали привлечению к участию в деле в качестве истцов. Право выбора средства массовой информации, через которое правонарушитель должен довести решение суда до сведения потребителя, принадлежит правонарушителю и суд не вправе его конкретизировать. Более того, постановление Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 января 2018 г. доведено до потребителей путём размещения на официальной сайте ООО «ЖЭК «Октябрьский». Поскольку Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия действует в интересах неопределённого круга лиц потребителей – физических лиц, размер государственной пошлины должен составлять 300 рублей, как для споров неимущественного характера, подлежащих уплате физическими лицами на основании пункта 3 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО «ЖЭК «Октябрьский» Алякшина Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Дьяконова О.В. относительно них возразила.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, а также электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, внесению ими платы за эти услуги регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее по тексту - Правила), другими нормативными правовыми актами.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а» пункта 31 Правил).
Абзацем 15 пункта 2 Правил предусмотрено, что к потребителям коммунальных услуг относятся собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Одним из видов коммунальных услуг являются холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения (подпункт «а» пункта 4 Правил) и горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «б» пункта 4 Правил).
Частями 1 и 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из положений части 1 и 2 статьи 19 названного Федерального закона следует, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу части 1 статьи 23 и части 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное и горячее водоснабжение с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую и горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (пункт 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
При этом благоприятные органолептические свойства воды определяются её соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведённым в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2 (пункт 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с таблицей 2 и 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 предельно допустимая концентрация железа в воде составляет 0,3 мг/л.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, обязаны соблюдать санитарные правила, установленные СанПиН 2.1.4.2496-09.
Исходя из положений пунктов 2.2 и 3.1.9. СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих её безопасность, и её качество у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.
Как установлено судом и следует из материалов дела на основании договора управления многоквартирным домом № 5 от 1 марта 2015 г. ООО «ЖЭК «Октябрьский» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. 70 лет Октября, д. 51 (т. 1 л.д. 67-90).
В соответствии с пунктом 4.1.7 договора управления многоквартирным домом № 5 от 1 марта 2015 г. управляющая компания обязана организовывать обеспечение собственников помещений коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объёме соответствующим установленным нормативам потребления и региональным стандартам.
В силу пункта 2.2 Устава ООО «ЖЭК «Октябрьский» одним из основных видов его деятельности является распределение воды (т. 1 л.д. 91-100).
На основании обращения потребителя, проживающего по адресу: <адрес> «об оказании услуг питьевого водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований» по факту подачи ржавой питьевой и горячей воды (имеет запах), что является нарушением п. 2.2 раздел 2, п. 3.2, п. 3.4, п.п. 3.4.3 раздел 3 Таблица 2, Таблица 4 СанПиН 2.1.4.1074-01, п. 2.2 раздел 2, п. 3.1.9 раздел 3 СанПиН 2.1.4.2496-09 Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия 30 октября 2017 г. в отношении ООО «ЖЭК «Октябрьский» возбуждено дело об административном правонарушении и определено провести административное расследование (т. 1 л.д. 39, 40-41).
В рамках административного расследования была назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза воды из сети холодного и горячего водоснабжения <адрес>, по результатам которой эксперты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» пришли к выводу, что согласно протоколу лабораторных исследований № 36695 от 21 ноября 2017 г. содержание железа суммарно в исследованной пробе питьевой воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения ванной комнаты, составило 0,67±0,17 мг/л, что превышает гигиенический норматив более чем на величину допустимой ошибки метода определения и не соответствует требованиям раздела 3 п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, а согласно протоколу лабораторных исследований № 36696 от 21 ноября 2017 г.- 1,14±0,29 мг/л, что превышает гигиенический норматив более чем на величину допустимой ошибки метода определения и не соответствует требованиям раздела 3 п.п. 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 (т.1 л.д. 52-59).
По результатам проведённого административного расследования Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия в отношении ООО «ЖЭК «Октябрьский» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических правил и норм, а именно ООО «ЖЭК «Октябрьский» не приняло своевременные меры по доведению качества холодной и горячей воды у потребителя, проживающего по адресу: <адрес> (К.А.П.) до соответствия требованиям и нормативам СанПиН 21.4.1074-01 и СанПиН 2.1.4.2496-09 (т. 1 л.д. 32-35).
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 января 2018 г. ООО «ЖЭК «Октябрьский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1 л.д. 19-27).
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 11 апреля 2018 г. постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 января 2018 г. оставлено без изменения (т. 1 л.д. 9-17).
Поименованными судебными решениями установлен факт и вина ООО «ЖЭК «Октябрьский» в предоставлении коммунальной услуги по подаче горячей и холодной воды ненадлежащего качества в <адрес> жилого дома № 51 по пр. 70 лет Октября г. Саранска Республики Мордовия, поскольку ООО «ЖЭК «Октябрьский», являясь исполнителем коммунальных услуг и осуществляя свою профессиональную деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуг холодного и горячего водоснабжения, отвечающих санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль за качеством поставляемых ресурсоснабжающей организацией услуг. Приняв на себя обязательство по обслуживанию внутридомовых сетей ООО «ЖЭК «Октябрьский» не может не знать о требованиях к качеству коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на основании вышеприведённых положений закона пришёл к выводу, что ответчиком ООО «ЖЭК «Октябрьский» 20 ноября 2017 г. в доме № 51 по пр. 70 лет Октября г.Саранска Республики Мордовия коммунальные услуги по предоставлению холодного и горячего водоснабжения оказывались ненадлежащего качества, поскольку не соответствовали санитарным нормам.
Факт предоставления 20 ноября 2017 г. указанных коммунальных услуг ненадлежащего качества ООО «ЖЭК «Октябрьский» в апелляционной жалобе не оспаривает, поэтому решение суда в данной части не подлежит проверке.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что выявленное правонарушение ООО «ЖЭК «Октябрьский» касается неопределённого круга лиц, а именно любых лиц, заказывающих (приобретающих) или намеренных заказать (приобрести) коммунальные услуги, предоставляемые ООО «ЖЭК «Октябрьский», определить данный круг не представляется возможным в виду его многочисленности, в связи с чем их невозможно индивидуализировать (определить), привлечь их в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при вынесении решения суда.
В апелляционной жалобе представитель ООО «ЖЭК «Октябрьский» выражает несогласие с данными выводами, указывая, что исковое заявление подано лицом, не имеющим полномочий на его предъявление в суд, поскольку оно подано не в защиту неопределённого круга лиц, а в защиту значительного, но определяемого числа граждан - в интересах собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, круг которых возможно индивидуализировать, они подлежали привлечению к участию в деле в качестве истцов.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы в названной части необоснованными и несостоятельными.
Частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Исходя из содержания вышеприведённых положений законодательства, дело может быть возбуждено в суде по заявлению органа государственного надзора, выступающего от своего имени в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц.
При этом под неопределённым кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении спора.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу положений статей 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия, наделено правом обратиться в суд в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований в области обеспечения права граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, преследуя цель пресечения действий ответчика, направленных на ограничение указанного права.
Заявленные истцом требования вытекают из договора управления многоквартирным домом и свидетельствуют о ненадлежащем исполнении управляющей компанией обязанностей по договору, а, следовательно, круг лиц, в интересах которых действует Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия не является определённым, поскольку это собственники помещений в многоквартирном доме, а определить точный список проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. 70 лет Октября, д. 51, лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку состав собственников помещений в данном доме не является величиной постоянной (квартиры могут продаваться, переходить по наследству, передаваться по договорам дарения одаряемым лицам), в данный дом могут вселяться и иные лица в качестве членов семьи собственников.
Согласно статье 46 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределённого круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Из разъяснений, изложенных в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределённого круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
При этом в случае нарушения, затрагивающего интересы неопределённого круга потребителей, суд вправе направить копию вступившего в законную силу решения суда для обнародования в официальном печатном издании - государственном или муниципальном.
Таким образом, именно суд определяет, каким образом и через какой орган будет доведена информация о решении суда правонарушителем, законом не ограничено право суда в выборе способа и средств массовой информации при решении данного вопроса, а право выбора средства массовой информации лицам, участвующим в деле, законом не предоставляется.
В этой связи, признавая противоправными и нарушающими права потребителей действия ответчика по предоставлению коммунальной услуги ненадлежащего качества, суд правомерно возложил на ответчика ООО «ЖЭК «Октябрьский» обязанность в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средство массовой информации - газету «Известия Мордовии» довести до сведения потребителей решение суда.
Доводы апеллянта, что право выбора средства массовой информации, через которое правонарушитель должен довести решение суда до сведения потребителя, принадлежит правонарушителю и суд не вправе их конкретизировать, в силу вышеизложенного подлежат отклонению.
То обстоятельство, что постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 января 2018 г. доведено до потребителей путём размещения на официальной сайте ООО «ЖЭК «Октябрьский» правового значения по делу не имеет.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции понят и истолкован правильно. Следовательно, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы о незаконности дополнительного решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2018 г., которым разрешён вопрос о распределении судебных расходов в части взыскания государственной пошлины.
Так, в соответствии со статьёй 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно статье 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 13 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределённого круга потребителей.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Абзац 3 пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается: для физических лиц - 300 рублей, для организаций - 6 000 рублей.
Если истец освобождён от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобождён от её уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобождён от уплаты государственной пошлины.
Как усматривается из иска, а также решения суда, заявленные требования рассмотрены в интересах неопределённого круга лиц – собственников и жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. 70 лет Октября, д. 51, которые пользуются предоставляемыми коммунальными услугами по холодному и горячему водоснабжению, в связи с чем, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей в соответствии с абзацем 3 пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если бы Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия не было освобождено от уплаты государственной пошлины, то размер подлежащей к уплате им государственной пошлины составил бы 300 рублей, так как требование заявлено в интересах неопределённого круга лиц - физических лиц, но поскольку оно освобождено от уплаты государственной пошлины, подлежащая к уплате истцом государственная пошлина взыскивается с ответчика ООО «ЖЭК «Октябрьский», не освобождённого от уплаты госпошлины в том же размере, то есть - 300 рублей.
Учитывая изложенное, ввиду неправильного применения норм процессуального права дополнительное решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2018 г. на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению в части размера взысканной с ООО «ЖЭК «Октябрьский» государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2018 г. оставить без изменения.
Дополнительное решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 мая 2018 г. изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания «Октябрьский» государственную пошлину в доход бюджета городского округа Саранск в размере 300 (триста) рублей.
Председательствующий А.М. Козлов
судьи В.А. Ганченкова
И.С. Леснова