Решение по делу № 5-190/2021 от 30.04.2021

Дело № 5-132-190/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Урюпинск 30 апреля 2021 года Мировой судья судебного участка №132 Урюпинского судебного района Волгоградской области Улуснова М.М., (403112, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул.Штеменко, д.47/3) с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Шаповаловой Л.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношениидолжностного лица - директора МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповаловой Людмилы Николаевны, <ДАТА> года рождения, уроженки <ОБЕЗЛИЧЕНО>,  гражданки РФ, имеющей высшее образование, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>, состоящей в зарегистрированном браке, иждивенцев не имеющей, инвалидности нет,  ранее  не привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Мировому судье судебного участка №132 Урюпинского судебного района Волгоградской области из Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области поступил административный материал в отношении должностного лица - директора МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповаловой Л.Н. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.  

Как усматривается из протокола об административном правонарушении №992 от 08апреля 2021 года, в рамках осуществления переданных полномочий РФ по государственному контролю (надзору) в сфере образования согласно ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании приказа Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 20.02.2021 №143-у «О проведении плановой выездной проверки МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области», в период с 22.03.2021 года по 08.04.2021 года проведена указанная проверка. При проведении указанной проверки 08.04.2021установлено, что по адресу места осуществления образовательной деятельности (403140, Волгоградская область, Урюпинский район, хут.Петровский, ул.Ленина, д.54а) МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» в нарушение п.п. «д» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности», отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности. Представленное санитарно-эпидемиологическое заключение от 08.04.2008 г. является недействительным в силу изменений санитарных правил и изменения наименования данной образовательной организации.

Должностным лицом не предприняты меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам  по образовательным программам, указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

К грубым нарушениям лицензионных требований  относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

         Вышеизложенное указывает  на грубое нарушение лицензионных требований (согласно п.п. «а» п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Привлекаемое должностное лицо - директор МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповалова Л.Н. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признала, в содеянном раскаялась, пояснила, что в настоящее время ею предпринимаются все необходимые меры для получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, мировой судья считает вину должностного лица установленной, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с п.п. «д» п. 7 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности") лицензионными требованиями к лицензиату являются: наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.

Согласно пункта 9 к грубым нарушениям лицензионных требований относятся: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В судебном заседании мировым судьей установлено, что в рамках осуществления переданных полномочий РФ по государственному контролю (надзору) в сфере образования согласно ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании приказа Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 20.02.2021 №143-у «О проведении плановой выездной проверки МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области», в период с 22.03.2021 г. по 08.04.2021 года проведена указанная проверка (л.д.7-11).

В соответствии с актом проверки от 08.04.2021, при проведении документарной проверки 08.04.2021 установлено, что в МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» в нарушение п.п. «д» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» в образовательной организации отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности. Директор МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповалова Л.Н. с актом проверки от 08.04.2021 ознакомлена, получила его копию 08.04.2021 года (л.д.12-15).

Как усматривается из материалов дела, МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № 839 от 09.12.2015, выданную Комитетом образования и науки Волгоградской области. Согласно данной лицензии МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии (л.д.16).

Согласно Приложению №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности № 839 от 09.12.2015 МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» осуществляет дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование (л.д.17).

В соответствии с Уставом МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области», утвержденным постановлением администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 28.10.2015 №555, учреждение основано в 1967 году как Петровская средняя школа. В 1995 году зарегистрирована как Петровская средняя полная общеобразовательная школа (постановление администрации Урюпинского района № 265 от 20.09.1995); на основании постановления администрации Урюпинского района Волгоградской области от 24.05.2000 года № 334 школа переименована в Петровскую муниципальную среднюю общеобразовательную школу. В 2007 году на основании Постановления Главы Администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 24.12.2007 года № 580 произошла реорганизация, в результате которой произошло объединение Петровского МДОУ «Золотой ключик» и МОУ Петровская средняя школа, Учреждено МОУ Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области, изменения зарегистрированы МИ ФНС № 7 по Волгоградской области 22.05.2008 г. Постановлением администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области № 424 от 30.06.2011 г. МОУ Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области переименовано в МБОУ Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области

Согласно выписке ЕГРЮЛ №ЮЭ9965-21-29714729 от 26.01.2021, сведения о внесении изменений в наименование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области внесены 13.11.2015 (л.д.20-35).

В деле представлено санитарно-эпидемиологическое заключение №34.12.21.000.М.000029.04.08 от 08.04.2008, выданное МОУ Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинского района Волгоградской области (л.д.19), то есть не соответствующее наименованию учреждения, устаревшее.

Таким образом, судом установлено, что МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» осуществляло свою деятельность, не имея положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

Согласно копии распоряжения администрации Урюпинского района Волгоградской области от 16.08.2001 г. № 750-Р, Шаповалова Л.Н. назначена директором Петровской муниципальной общеобразовательной средней школы с 16.08.2001 г. (л.д.18).

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности суд находит соответствующими требованиям КоАП РФ.

Таким образом, изложенное свидетельствует  о доказанности факта осуществления МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» образовательной деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поскольку, как указано выше, отсутствие положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, является, согласно п.п. «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности грубым нарушением лицензионных требований.

В связи с указанными обстоятельствами Шаповалова Л.Н. несет административную ответственность как должностное лицо в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении ей административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Своими действиями директор МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповалова Л.Н. совершила правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При назначении административного наказания судья в соответствии со ст.4.1. КоАП РФ учитывает  характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в судебном заседании не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Шаповаловой Л.Н., являются признание вины, совершение административного правонарушения впервые.

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, так как из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда, а такая угроза заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении Шаповаловой Л.Н., как руководителя к исполнению своих обязанностей, возложенных на нее законодательством, с учетом того, что не соблюдение обязательных лицензионных требований создает реальную угрозу причинения вреда здоровью детей в будущем.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. 

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Правоотношения в данном случае возникают в сфере порядка управления и свидетельствуют о высокой степени их общественной опасности, поскольку угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении должного лица осуществляющего руководство учреждением дошкольного образования, к обязанности по соблюдению требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольном образовании.

Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, длительности периода нарушения, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Шаповаловой Л.Н. не имеется.

При таких обстоятельствах судья считает необходимым назначить Шаповаловой Л.Н. наказание, предусмотренное санкцией вменяемой статьи, в виде административного штрафа в минимальном размере, поскольку такой вид наказания в полной мере сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

        Директора МБОУ «Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области» Шаповалову Людмилу Николаевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Штраф перечислять: наименование получателя платежа - УФК по Волгоградской области (Комитет Юстиции Волгоградской области, 04292000030), ИНН 3445053806; КПП 346001001; ОКТМО 18725000; номер счета получателя платежа 03100643000000012900 в отделение Волгоград Банка России// УФК по Волгоградской области г. Волгоград; № кор./сч. банка получателя платежа 40102810445370000021, БИК 011806101, КБК 80311601193010020140, УИН 0355266600001100001337461, наименование платежа - административный штраф по постановлению № 5-132-190/2021 от 30.04.2021. Адрес получателя платежа: Волгоградская область г. Волгоград, ул. Рабоче- Крестьянская, д. 16.

         Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5  КоАП РФ.

        Документ, свидетельствующий       об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье,  вынесшему постановление.

        При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении  шестидесяти  дней со срока, указанного в части 1ст. 32.2  КоАП РФ, судья,  вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 

        Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Урюпинский городской суд Волгоградской области.

Мировой судья                                                                                                      М.М.Улуснова