А79-12207/2009
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-12207/2009
25 ноября 2009 года
Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Степановой В.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары
к индивидуальному предпринимателю Федорову Александру Владимировичу г. Чебоксары
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя- Аликов А.Ю.- юрист (копия доверенности в деле), Одокиенко С.П. по удостоверению № 02752
от ответчика- Ладин В.В. по доверенности № 21-01/474844 от 07.10.2009
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары (далее заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Федорова Александра Владимировича г. Чебоксары (далее - ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что 30.09.2009 на посту ДПС п. Альгешево Чебоксарского района Чувашской Республики выявлена эксплуатация автобуса с государственным регистрационным номером АО 470 /21 rus под управлением водителя Давыдова К.П., работающего у предпринимателя, по автобусному маршруту № 1173 «Чебоксары-Цивильск», где заказчиком перевозок согласно путевому листу № 8 от 30.09.2009 является «Агент фрахтователя» ИП Ладин В.В. Установлено, что перевозки осуществлялись с нарушением лицензионных требований и условий.
По мнению упрвления фактически перевозки пассажиров по заказу не подтверждаются документами и являются регулярными маршрутными перевозками, организованными не в установленном порядке. Регулярные маршрутные перевозки пассажиров осуществляются под видом заказных.
В связи с чем должностным лицом управления в отношении ответчика, являющегося лицензиатом, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании данного протокола и материалов проверки заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности.
Представители управления в судебном заседании требования поддержали полностью по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель предпринимателя в судебном заседании требования не признал и пояснил, что 30 сентября 2009 года водитель ехал в г. Цивильск для прохождения медицинского и технического осмотра. Практически в этот день водитель не занимался перевозками, поскольку фактически на автобус государственный № АО 470 лицензионная карточка получена в УГАДН по ЧР согласно регистрационному журналу 29.09.2009 и данный автобус 30.09.2009 проходил подготовку к выходу на маршрут: с 08 до 09 часов на автобус была наклеена экипировка в диспетчерском пункте «Речпторт» г. Чебоксары, а затем в 10 часов утра автобус следовал из г. Чебоксары в г. Цивильск для прохождения медицинского осмотра и предрейсового технического осмотра у подрядчика ЗАО «Цивильский АРЗ» на основании ранее заключенного с ним договора от 21.09.2009. В целях ознакомления новых перевозчиков с заказным маршрутом в автобусе ехали диспетчер по г. Цивильск и еще несколько специалистов претендентов на исполнение функций субфрахтовщиков в связи с необходимостью дополнительно привлечь пару экипажей для обслуживания заказного маршрута.
В этот день практически водитель не занимался перевозками пассажиров в связи с изъятием у него лицензионной карточки и не стал проходить медицинский осмотр и предрейсовый технический осмотр автобуса, поскольку в этом не было необходимости в связи с отсутствием у него лицензионной карточки. Поэтому им (согласно его пояснениям) были выброшены путевой лист на 30.09.2009 и наряд- заказ. В настоящее время эти документы у предпринимателя отсутствуют.
Далее считает, что материалами дела не доказан факт перевозки 6 пассажиров на коммерческой основе.
По делу объявлен перерыв с 18 по 25 ноября 2009 года.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:
Федоров Александр Владимирович, 05.02.1975 года рождения, уроженец г. Чебоксары ЧР, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и включен в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН 305212804100122.
Предприниматель имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), регистрационный № АСС-21-011102 от 17.12.2008, со сроком действия по 17.12.2013.
30.09.2009 в 10 час. 00 мин. на посту ДПС п. Альгешево Чебоксарского района Чувашской Республики было выявлено, что предпринимателем:
- эксплуатируется автобус с государственным регистрационным номером АО 470 /21 rus, под управлением водителя Давыдова К.П., по автобусному маршруту № 1173 «Чебоксары-Цивильск», где заказчиком перевозок согласно путевому листу № 8 от 30.09.2009 является «Агент фрахтователя» ИП Ладин В.В.
- перевозки осуществлялись с нарушением требований статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», пунктов 89-94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, и пунктов 5.12, 5.14, 5.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.97 № 2, в части:
несоответствия договора фрахтования транспортного средства (Наряда-заказа № ___) требованиям пункта 2 статьи 27 Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Фактически в Наряд-заказе отсутствует фрахтователь (заказчик) перевозок;
взимания платы водителем Давыдовым К.П. за проезд с пассажиров, что противоречит пункту 5 статьи 27 Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
отсутствия ответственного лица за перевозку, который должен быть внесен в путевой лист;
отсутствие списка пассажиров.
Также установлено, что фактически, перевозки пассажиров по заказу не подтверждаются документами и являются регулярными маршрутными перевозками, организованными не в установленном порядке, который определен Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 96, а именно, в нарушение пунктов 2.1, 2.4, 2.5 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, маршрут организован без решения Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики - организатора маршрутных пассажирских перевозок на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах. Регулярные маршрутные перевозки пассажиров осуществляются под видом заказных.
В результате транспортного контроля Сообщением № 009188 об административном правонарушении от 30.09.2009, врученным водителю автобуса, предприниматель был приглашен в Управление.
01.10.2009 по вышеуказанным фактам должностным лицом Управления в отношении индивидуального предпринимателя Федорова А.В. и с его участием составлен протокол № 000430 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Одновременно предпринимателю разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и ему выдана копия протокола.
В своих объяснениях, данных при составлении протокола, ответчик указал, что «С протоколом не согласен».
Протокол и иные материалы дела Управлением переданы в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проанализировав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 62 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 данного Федерального закона).
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются:
соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Следовательно, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (статья 787 ГК РФ).
В части 1 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее Устав) также предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно частям 2 и 3 статьи 27 Устава договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.
На основании пунктов 89 94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.
Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
Далее в силу положений пунктов 5.12, 5.14 и 5.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, оформление заказов на выделение автобусов юридическим и физическим лицам для осуществления туристско - экскурсионных, специальных, разовых перевозок производится владельцами автобусов в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, другими нормативными документами. Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист. Туристско - экскурсионные и иные регулярные перевозки организуются в соответствии с п. п. 5.2 - 5.8 настоящего Положения. При туристско - экскурсионных перевозках и перевозках по заказам заказчик обеспечивает:
- подбор руководителей групп и инструктаж по вопросам безопасности движения;
- проведение инструктажа туристов о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;
- руководителей групп - списком пассажиров, заверенным заказчиком, копией уведомления органов Государственной автомобильной инспекции о перевозке детей;
- водителей - местами отдыха в гостинице (отдельной комнатой при размещении группы в частном секторе);
- стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность, возможность технического обслуживания автобуса, подготовку его к обратному рейсу.
Материалы дела свидетельствуют, что при транспортном контроле 30.09.2009 для проверки документов были представлены путевой лист № 8 от 30.09.2009 и наряд-заказ № б/н.
Управлением представлены в суд копии этих документов, из которых невозможно прочитать те обстоятельства, которые управлением указаны в протоколе об административном правонарушении.
Предприниматель лицензионную карточку на проверяемый автобус получил в управлении только 29.09.2009. В ходе судебного разбирательства представители управления данный факт не опровергли, т.е. не представили в суд опровергающих об этом письменных доказательств.
30.09.2009 согласно пояснениям представителя предпринимателя в этот день водитель практически не занимался перевозками пассажиров в связи с тем, что он не прошел медицинский осмотр и предрейсовый технический осмотр автобуса, поскольку у него была изъята лицензионная карточка. Поэтому путевой лист и наряд- заказ за 30.09.2009 водителем уничтожены.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Однако, по мнению суда, Управлением не представлены в суд письменные доказательства, подтверждающие о том, что перевозки пассажиров являются регулярными маршрутными перевозками, организованными не в установленном порядке. Регулярные маршрутные перевозки пассажиров осуществляются под видом заказных.
Фактически в этот день (30.09.2009) водитель предпринимателя после получения 29.09.2009 лицензионной карточки на проверяемый автобус впервые выехал по данному маршруту и поехал в г. Цивильск для прохождения им медицинского осмотра и предрейсового технического осмотра автобуса в ЗАО «Цивильский АРЗ». Однако автобус в 10 часов утра был остановлен на посту ДПС пос. Альгешево для транспортного контроля, во время которого у водителя была изъята лицензионная карточка на автобус и поэтому согласно пояснениям представителя предпринимателя его водитель в этот день не работал и выбросил путевой лист и наряд- заказ.
Управление в опровержение этих доводов в суд также не представило никаких доказательств.
Следовательно, при таких обстоятельствах суд считает, что управлением не представлено достаточных доказательств, подтверждающих совершения предпринимателем 30.09.2009 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поэтому в удовлетворении заявления отказывает.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу судом не рассматривался, поскольку такие категории дел государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167 170, 176 и 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Управлению государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления к индивидуальному предпринимателю Федорову Александру Владимировичу г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья В.М. Степанова