Решение по делу № 5-512/2011 от 28.11.2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

         Об освобождении от административной ответственности  

28.11.2011 года г. Чапаевск Самарской области Мировой судья судебного участка № 120 Самарской области Канафьевыа Н.П., с участием помощника прокурора г.о. Чапаевск Самарской области Тарахталюк Д.И.,рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» по ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»,

УСТАНОВИЛ:

        31.08.2011 г. прокурор г. Чапаевска Самарской области вынес постановление о возбуждении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания», расположенного по адресу <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> дела об административном правонарушении по ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», из которого следует, что в ходе проведенной проверки прокуратурой г.Чапаевска совместно с сотрудниками ГУ ЦЗН г.о. Чапаевск соблюдения требований законодательства Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» было установлено, что ОАО «Теплоэнергокомпания», осуществляющее деятельность на территории г.Чапаевск, допускает нарушение действующего законодательства Самарской области, п. 3 ст. 7 Закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области», при квоте для приема на работу инвалидов в количестве 8 рабочих мест, фактически трудоустроено 7 человек. Но на момент проверки справками о подтверждении инвалидности работников предприятия данная категория подтверждается только в отношении 6 человек, поскольку у сотрудника ОАО «Теплоэнергокомпания» <ФИО1>,<ДАТА3> г.р., работающей в должности оператора котельной 3-го разряда дата освидетельствования определена на <ДАТА4>, продлевающей инвалидность справки не имеется.

            Постановлением мирового судьи судебного участка № 120 Самарской области от 04.10.2011 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

            Решением Чапаевского городского суда Самарской области от <ДАТА6> данное постановление мирового судьи отменено ,дело возвращено на новое рассмотрение мировому судье. Протест прокурора г.Чапаевска удовлетворен. В решениисудья Чапаевского городского суда Соковых В.В. указал, что мировым судьей не дана оценка  тому, какую конкретную работу осуществляло ОАО «Теплоэнергокомпания» для выполнения возложенных  на нее законом обязанностей по созданию и выделению рабочих мест и условий труда, вывод об отсутствии в действиях ОАО «Теплоэнергокомпания» состава административного правонарушения сделан  преждевременно.              

         Помощник прокурора г.о. Чапаевск Самарской области Тарахталюк Д.И. в судебном заседании поддержал постановление прокурора г.о. Чапаевск от 31.08.2011 г. на основаниях изложенных в постановлении, пояснив, что  квота считается выполненной, если на все созданные и выделенные  места трудоустроены инвалиды. Работа по трудоустройству инвалидов должна вестись, но  ОАО «Теплоэнергокомпания» работу в этом направлении не ведет в полном объеме. Сведениями о том, что ГУ ЦЗН направляло для трудоустройства лиц, а в ОАО «Теплоэнергокомпания» им было отказано в приеме на работу, не располагает. Однако, обращает внимание, что в деле имеется переписка между Центром занятости населения и генеральным директором ОАО «Теплоэнергокомпания», из которой следует, что юридическое лицо не принимало участия в организации работы по Программе дополнительных мероприятий по трудоустройству инвалидов.

         Представитель ОАО «Теплоэнергокомпания» <ФИО2> в судебном заседании пояснила, что ОАО «Теплоэнергокомпания» не согласно с постановлением прокурора г.о. Чапаевск от 31.08.2011 г. по следующим основаниям. Согласно постановления прокурора  юридическим лицом нарушена ст. 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», не исполняется обязанность по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Данная статья не устанавливает ответственность за неисполнение квоты, это не предусмотрено законодательством Самарской области. В ст. 24 № 181-ФЗ от 24.11.1995г. установлены права и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. Согласно ст. 7 Закона Самарской области № 125-ГД от 26.12.2003 г. работодатель вправе запрашивать и получать из органов местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченного органа исполнительной власти информацию, необходимую для создания рабочих мест в счет установленной квоты. ОАО «Теплоэнергокомпания» создано в 2007 году. Проверкой прокуратуры не установлено, что инвалиды обращались по вопросу трудоустройства в ОАО «Теплоэнергокомпания» или они направлялись ГУ «ЦЗН», но не были трудоустроены. Данных фактов не было. Для каждого конкретного инвалида программа реабилитации должна быть индивидуальная. Общество должно знать, какой инвалид будет трудоустраиваться, чтобы создать для него рабочее место и предоставить ему необходимые условия. Информацию о трудоустройстве инвалидов в ЦЗН юридическое лицо предоставляет регулярно, что подтверждается материалами дела, на момент проверки прокуратурой были трудоустроены семь инвалидов. Суду представлялась дополнительно справка о наличии инвалидности у сотрудницы <ФИО1>, а также на остальных лиц. На тот момент  ЦЗН не направил для трудоустройства в ОАО «Теплоэнергокомпания» ни одного инвалида, а согласно ст. 5 Закона Самарской области от 26.12.2003 г. № 125-ГД должен это делать. Регулирование механизма квотирования рабочих мест - обязанность ЦЗН. За работодателем не закреплена обязанность самому искать инвалидов для их последующего трудоустройства. Рабочие места должны создаваться для конкретного инвалида, так как программа реабилитации для каждого из них индивидуальная. Законом за работодателем не закреплены обязанности по размещению рекламы, есть обязанность сообщить в ЦЗН информацию, а ЦЗН должен направить человека для трудоустройства. Ссылка представителя ЦЗН, участвовавшего в прошлом заседании,  на административный регламент службы о направлении работников по наличию вакансий, в данном случае необоснованна, т.к. это общие положения, которые не касаются специфики трудоустройства инвалидов. Кроме того, на данный момент, предусмотренная законодательством квота для инвалидов на предприятии выполнена. <ДАТА9> между ОАО «Теплоэнергокомпания» и <ФИО3> С.А.- инвалидом 3 группы ,заключен трудовой договор. <ФИО4> принят <ОБЕЗЛИЧИНО>. Копии трудового договора, Приказа о приеме на работу, справка об установлении инвалидности на <ФИО4> предоставляются суду. Просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.  

          Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО «Теплоэнергокомпания», мнение помощника прокурора городского округа Чапаевск Самарской области, мировой судья приходит к выводу,что производство по делу в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» подлежит прекращению за  малозначительностью административного правонарушения по следующим основаниям.

          Статья 2.23 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях в Самарской области» предусматривает ответственность за неисполнение организацией обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.

      С субъективной стороны правонарушение , предусмотренное указанной статьей характеризуется прямым умыслом.

      Из материалов дела следует, что основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 2.23. Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» послужило невыполнение квоты для приема на работу инвалидов, так на июль 2011 г. численность работающих в ОАО «Теплоэнергокомпания» - 367,5 чел. численность рабочих мест по квоте - 8, а количество трудоустроенных инвалидов 6 человека ( справка,л.д.11).

      Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» работодатели в месячный срок после государственной регистрации встают на учет в органе местного самоуправления по месту нахождения по квотированию рабочих мест для инвалидов. Отсутствие факта постановки на учет по квотированию рабочих мест для инвалидов не освобождает работодателя от выполнения норм закона.

      В соответствии с ч. 2, 3 ст. 7 указанного закона работодатель в соответствии с установленной квотой обязан: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, предусмотрев при необходимости специальное оборудование данных рабочих мест; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В течение всего времени действия квоты работодатель обязан выполнять установленную ему квоту. Квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

   Согласно ч.7 ст.7 Закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области»,п. 1 ст. 24 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели вправе запрашивать и получать от органов местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченного органа исполнительной власти информацию, необходимую для создания рабочих мест в счет установленной квоты.

    Таким образом, из представленных приказов о приеме на работу на момент проверки в ОАО «Теплоэнергокомпания»  следует, что трудоустроены семь инвалидов. На момент рассмотрения дела в суде-8, то есть квота по приему на работу инвалидов юридическим лицом выполнена.

    В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

    В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора.

    Согласно п.1.2. Устава ГУ ЦЗН г.о. Чапаевск Центр занятости является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории городского округа Чапаевск реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции. Согласно подп. 4.2.1. пункта 4.2. Устава в функции Центра занятости входит осуществление на территории городского округа Чапаевск государственных услуг, одной из которых является содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

     Согласно ч. 2 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных
правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных в суд документов следует, что ОАО «Теплоэнергокомпания», зарегистрированное в налоговом органе 27.08.2011 г., обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, предусмотренные действующим законодательством выполняет, своевременно предоставляет отчеты о трудоустройстве инвалидов в счет установленной квоты, сведения об имеющихся вакансиях. Факты отказа в трудоустройстве инвалиду отсутствуют. На момент  проверки прокуратурой г.Чапаевска  29.08.2011 года юридическим лицом не выполнена квота по трудоустройству 1 инвалида. На настоящий момент квота по приему на работу инвалидов выполнена в полном объеме.

  Учитывая вышеизложенное, мировой судья считает, что  производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» по ст. 2.23. Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» следует прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.2.9, 29.9., 29.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

       Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Теплоэнергокомпания» по ст. 2.23. Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться  устным замечанием.

       Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

    Мировой судья                                    Н.П.Канафьева