Дело № 2-65/2013г
Решение
Именем Российской Федерации
18 февраля 2013 года г. Белокуриха
Мировой судья судебного участка г. Белокурихи, Алтайского края, Трифонова Е.П.,
При секретаре Клепиковой О.В.
С участием помощника прокурора г. Белокурихи, Эммерих Д.И.
Представителя Управления социальной защиты населения по г. Белокурихе, Шеболдиной И.В.
Представителя ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха», Валынкина М.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белокурихи в интересах Лазаревой Т.Г. к Управлению социальной защиты населения по городу Белокуриха, ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» о признании бездействий незаконными и взыскании денежной компенсации льготы,
Установил:
Прокурор г. Белокурихи обратился в суд в интересах Лазаревой Т.Г. с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Белокуриха, ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» о признании незаконными действий по расчету денежного эквивалента льготы по оплате услуг теплоснабжения в размере 50% от норматива потребления, а не от фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения за период с ***** **** г. по ***** ****г. Просил взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе в пользу Лазаревой Т.Г. компенсацию не предоставленной льготы по оплате услуг теплоснабжения за указанный период в размере 15644,58 рублей.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что Лазарева Т.Г.является ветераном труда и получателем льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в том числе по оплате за тепловую энергию. Площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет *** кв.м.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - ст.22 Федерального закона от 12.01.1995г № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п.4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 04.12.2004г 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться ветеранам труда в пределах потребленной услуги.
Решением Белокурихинского городского совета от 06.04.2006г № 18 установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населения города.
Согласно приложению № 1 к вышеуказанному решению в п.2.1 установлен норматив потребления тепловой энергии для жилых помещений с центральным отоплением, включая отопление мест общего пользования, в месяц 0,0204 Гкал/кв.м.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г № 307 (с изменениями и дополнениями), при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется по формуле:
P= S* N* T, где S - общая площадь квартиры (кв.м); N- норматив потребленной тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м); T- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Отопление жилого дома, в котором проживает истец, осуществляет ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха». В соответствии с выпиской из лицевого счета, за период с ***** **** года по ***** **** года, истцу компенсация льготы за услуги теплоснабжения производилась в размере менее 50% от фактических понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения.
За указанный период полная сумма оплаты за услуги теплоснабжения составила: 64584,66 рублей, размер компенсации - 16647,75 рублей.
Таким образом, Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе не обеспечило предоставление Лазаревой Т.Г. льготы по оплате тепловой энергии за период с ***** **** г. по **** **** года, истцом не дополучена компенсация в размере 15644,58 рублей.
Ресурсоснабжающей организацией расчет денежной компенсации по оплате за тепло производился в нарушение требований действующего законодательства, что привело к необоснованному уменьшению денежной компенсации по оплате за теплоснабжение.
В суд истец Лазарева Т.Г. не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия.
В судебном заседании помощник прокурора г. Белокурихи, Эммерих Д.И. исковые требования уточнил в части размера компенсации льготы, просил взыскать с Управления социальной защиты населения по г. Белокурихе в пользу истца 15641 рублей 58 коп. за период с ***** **** года по ***** **** года, пояснив допущенную ошибку при расчете, просил также признать незаконными действия ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» по расчету денежного эквивалента льготы по оплате услуг теплоснабжения в размере 50% от норматива потребления, а не от фактически понесенных расходов.
В судебном заседании представитель управления по социальной защите населения по г. Белокурихе, Шеболдина И.В. с иском не согласилась, считает, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку организации поставщики коммунальных услуг являются ответственными за правильность расчетов.
Представитель ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» Валынкин М.Л., иск прокурора не признал в полном объеме, считает его необоснованным.
Представители третьего лица - Главалтайсоцзащиты в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, возражений на иск от них не поступило.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд установил, что истец Лазарева Т.Г. является ветераном труда Алтайского края, что подтверждается удостоверением установленного образца, проживает в квартире *** дома *** по ул. ***** в г. *****, принадлежащей ей на праве *****, общая площадь квартиры составляет *** кв.м., состав семьи - *** человек.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», который в период с ***** **** года по ***** **** года, являлся действующим нормативным актом, ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Согласно п.19 Постановления Администрации Алтайского края от 01.08.2006г № 327 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с законом Алтайского края от 27.12.2007 года № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предоставляются в денежной форме в виде компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995г № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.10 ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Начиная, с 1 января 2005года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства был принят закон Алтайского края № 61 от 01.12.2004г-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», пунктом 4 ч.1 ст.3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности на оплату электрической и тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Таким образом, льготу по оплате коммунальной услуги в виде теплоснабжения, оказываемой ответчиком ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха», необходимо было предоставлять ветеранам труда в пределах нормативов потребления данной услуги.
Норматив потребления коммунальных услуг, согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г, - это месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
В соответствии с пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г № 307 (с изменениями и дополнениями), при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется по формуле:
P= S* N* T, где S - общая площадь квартиры (кв.м); N- норматив потребленной тепловой энергии на отопление( Гкал/кв.м); T- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Таким образом, при расчете тепловой энергии учитывается общая площадь квартиры.
Как установлено в судебном заседании, расчет льготы истца за тепловое снабжение производился ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» в период с ***** **** года по ***** **** года, исходя из стандартной социальной нормы площади жилья, предусмотренной Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09.1997г № 251 «Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья. Так краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 18 кв.м. общей площади жилья предусмотрен на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в городах, 20 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в рабочих поселках и сельских населенных пунктах, 42 кв.м на семью из двух человек, 33 кв.м на одинокого проживающего человека.
В настоящее время вышеуказанное Постановление утратило силу, Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012г № 239 «О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки» установлены стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые при предоставлении мер социальной поддержки.
На территории муниципального образования «город Белокуриха» решением Белокурихинского городского Совета от 06.04.2006г № 18 установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населением города. В настоящее время данные нормативы не изменены.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд установил, что размер недополученной Лазаревой Т.Г. компенсации льготы, за период с ***** ****г. по ***** **** года составляет 15641 рублей 58 коп., исходя из расчета: общая сумма оплаты составила в спорный период - 64584,66 рублей, 50% от данной суммы составляет 32292,33 рублей. Сумма выплаченной компенсации за отопление составила - 16650,75 рублей, сумма недополученной компенсации составляет 15641,58 руб. (27359,79 - 16650,75).
Применение ответчиком, ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» при расчете денежного эквивалента социальной нормы площади помещения, в период с ***** **** года по ***** **** года, суд считает не соответствующим законодательству, действующему в спорный период.
Предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в том числе отопления, не было ограничено социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг. В свою очередь норматив потребления не зависел от социальной нормы.
Учитывая изложенное, действия ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» по расчету Лазаревой Т.Г. денежного эквивалента по оплате услуг теплоснабжения в период с ***** **** года по ***** **** года в размере 50% от норматива потребления, а не от фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения, суд признает незаконными.
В соответствии с ч.7 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г № 156-ЗС, пунктом 16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008г № 126 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки (льгот) по каждой потребляемой гражданином жилищно-коммунальной услуге, определенных в размере 50 процентов оплаты, внесенной гражданином за месяц, предшествующий начислению компенсации.
Денежные эквиваленты рассчитывают организации-поставщики услуг и передают суммы денежных эквивалентом органам социальной защиты населения в срок до 12 числа текущего месяца.
Согласно части 8 статьи 4 этого же Закона денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации - поставщики услуг).
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями - поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с п.16 Правил (утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04. 2008г № 126) определения размера и выплаты расчетов денежных эквивалентов, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Согласно пункту 37 Правил ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.
Судом установлено, что недоплата денежного эквивалента Лазаревой Т.Г. произведена не по вине Управления по социальной защите населения, а по вине организации - поставщика услуги, ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха»
Именно ответчик, ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» несет ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации.
Оценив, представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора к Управлению социальной защиты населения по г. Белокуриха, также подлежат удовлетворению.
В соответствии с Правилами определения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008г № 126, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного орган (п.31 Правил).
Финансирование осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый период.
Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно предоставленным заявкам (п.33 Правил).
Контроль за целевым расходованием средств осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и социальной защиты населения (п.39 Правил).
Учитывая, что социальные права Лазаревой Т.Г. как ветерана труда нарушены, суд считает необходимым взыскать в ее пользу с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе компенсацию по льготе на оплату потребленной тепловой энергии за период с ***** **** года по ***** **** года, в сумме 15641 рублей 58 коп., за счет средств краевого бюджета, через Управление Главалтайсоцзащиты.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых прокурор освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет.
Управление социальной защиты населения по г. Белокуриха, в силу закона от уплаты государственной пошлины освобождены. Таким образом, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в сумме 625 рублей 66 коп., подлежат взысканию с ответчика, юридического лица, ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха», в пользу бюджета муниципального образования «город Белокуриха»
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
Решил:
Исковые требования прокурора г. Белокурихи удовлетворить.
Признать действия ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» по расчету Лазаревой Т.Г. денежного эквивалента по оплате услуг теплоснабжения в период с ***** **** года по ***** **** года, в размере 50%, от норматива потребления, а не от фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения, не законными.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе в пользу Лазаревой Т.Г., проживающей в г. *****, ул. *****, кв. *** кв.***, компенсацию по льготе на оплату потребленной тепловой энергии за период с ***** **** года по ***** **** года в размере 15641 рубля 58 копеек за счет средств краевого бюджета, через Главалтайсоцзащиту.
Взыскать с ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» в пользу бюджета муниципального образования «город Белокуриха» государственную пошлину в размере 625 рублей 66 копеек.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Белокурихинский городской суд в течение месяца со дня принятия подачи апелляционной жалобы через мирового судью.
Согласовано:
Мировой судья Е.П.Трифонова