дело № 2-3846/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2016 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Закировой А.Х.,
при секретаре Саксоновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давликамовой Г.И. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе гор. Казани о признании права на досрочную пенсию,
у с т а н о в и л :
истица обратилась в суд с иском к ответчику в вышеприведенной формулировке. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Решением ответчика в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия специального стажа 30 лет. Принятый к зачету стаж работы составил 27 лет 7 месяцев 27 дней. В специальный стаж наряду с другими ответчик не включил периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера-гинеколога <данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера-гинеколога <данные изъяты> Считает отказ необоснованным и просит признать решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж вышеуказанные спорные периоды работы, назначив досрочную пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец и его представитель по устному ходатайству поддержали исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения истицы, ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются списки должностей и учреждений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066, постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 464, а также постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397.
В выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий, должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066, а с 14.11.2002 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781.
Согласно пунктам 4, 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Установлено, что решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет (л.д. 14-17). Принятый к зачету стаж работы составил 27 лет 7 месяцев 27 дней (л.д.16 - оборот).
При определении права истицы на досрочное назначение пенсии ответчик исключил из ее специального стажа период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера-гинеколога <данные изъяты>» (л.д. 16).
Отказ ответчика основан на том, что Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрены иные организационно-правовые формы юридических лиц, отличные от учреждения (л.д. 16).
Между тем суд считает, что данный спорный период подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, при этом исходит из следующего.
Так, из трудовой книжки истицы усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в <данные изъяты> в должности врача акушера-гинеколога (л.д. 12-13).
Должность «врач-специалист всех наименований» предусмотрена в разделе «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
При этом работа в данной должности засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1 - 31 раздела "Наименование учреждений" этого же Списка, где в пункте 8 предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" установлено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность медицинских работников в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.
Факт осуществления истицей лечебной деятельности в спорный период подтверждается трудовой книжкой (л.д. 12-13), справкой работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47), штатными расписаниями (л.д. 18-20, 21-23, 24-26), должностной инструкцией (л.д. 27-28), функциональными обязанностями (л.д. 29-30), Уставом <данные изъяты>.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Согласно приказу Отдела здравоохранения Авиастроительного района УЗ МЗ РТ в г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> является правопреемником <данные изъяты> (л.д. 31).
Таким образом, <данные изъяты> было создано на базе ликвидированной Медсанчасти КАПО им. С.П. Горбунова, в которой согласно трудовой книжке истица осуществляла деятельность врача акушера-гинеколога (л.д. 12-13), и работа в которой засчитана ответчиком в специальный стаж (л.д. 15).
Характер профессиональной деятельности истицы при переходе материальной базы медсанчасти к <данные изъяты> не изменился.
Более того, периоды работы истицы в должности врача акушера-гинеколога <данные изъяты>», за исключением спорного, засчитаны ответчиком в ее специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию (л.д. 15).
В указанные периоды работы истица в своей деятельности руководствовалась теми же стандартами и выполняла аналогичные функции, что и в те, которые не зачтены ответчиком в специальный медицинский стаж.
ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района» г. Казани» (в настоящее время - <данные изъяты>») является коммерческой организацией в форме закрытого акционерного общества, основным видом деятельности которой является медицинская деятельность. Наименование указанного общества соответствует Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627.
Указанное учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную Министерством здравоохранения РТ, в том числе, на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию.
Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан № 1176 от 30 декабря 2010 года, № 1063/1 от 24 декабря 2011 года и № 1180 от 29 декабря 2012 года ЗАО «КДЦ Авиастроительного района» г. Казани включен в Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2011-2014 годы (л.д. 3-46).
Таким образом, указанное учреждение входит в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан.
Следовательно, то обстоятельство, что ЗАО «КДЦ» по своей форме собственности является акционерным обществом, не может служить основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что спорный период работы подлежит включению в специальный медицинский стаж истицы.
При определении права на досрочное назначение страховой пенсии ответчик исключил из специального стажа истицы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера-гинеколога <данные изъяты>», поскольку за указанный период индивидуальные сведения в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют (л.д. 16).
Между тем, в справке № от ДД.ММ.ГГГГ работодатель указал, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения о сумме выплат и страховом стаже истицы представлены с выслугой лет 27-ГД на 1,0 ставку (л.д. 47).
Являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, истица не имела реальной возможности обеспечить своевременно предоставление необходимых сведений работодателем. Сам по себе факт отсутствия данных сведений на день обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии, при наличии записи в трудовой книжке, не мог служить основанием для отказа во включении указанного периода в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Следовательно, суд приходит к выводу, что спорный период работы также подлежит включению в специальный медицинский стаж истицы.
С учетом спорного периода работы на момент обращения в Пенсионный фонд специальный стаж истицы составлял более 30 лет (30 лет 9 месяцев 20 дней). В связи с этим право на досрочную трудовую пенсию возникло у нее с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
иск Давликамовой Г.И. удовлетворить.
Признать решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении Давликамовой Г.И. досрочной страховой пенсии незаконным.
Возложить на Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани обязанность включить в специальный стаж Давликамовой Г.И. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера-гинеколога <данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера-гинеколога <данные изъяты>».
Возложить на Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани обязанность назначить Давликамовой Г.И. досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.Х.Закирова.