Дело № 5-266/14
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 июля 2014 года г. Новоульяновск
Мировой судья судебного участка г. Новоульяновска Ульяновского судебного района Ульяновской области Антончев Д.Ю., при секретаре Лукьяновой А.А. с участием представителя ***» Манторовой1, помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Лобанова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по ст.19.29 КоАП РФ в отношении юридического лица ***расположенного по адресу ***, ИНН/КПП ***,
У С Т А Н О В И Л :
В ходе проверки ***» прокуратурой Ульяновского района Ульяновкой области установлено, что ***3 ***, на основании приказа о приеме на работу, принята в ***», расположенного по адресу: *** на должность диспетчера по отпуску готовой продукции ***». Ранее *** занимала должность федеральной государственной гражданской службы ***, с который была уволена ***4 в соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приказом от ***. Обязанность по уведомлению представителя нанимателя по предыдущему месту службы о приеме на работу бывшего государственного служащего *** ***» должна быть исполнена до ***7 однако уведомление до настоящего времени представителю нанимателя по предыдущему месту службы не направлено, что является нарушением требований ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Тем самым, юридическое лицо ***» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.
Представитель ***» - Манторова1 в судебном заседании не согласившись с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ пояснила, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией в должностные (служебные) обязанности государственного служащего *** не входили. В случае, если обязанности по месту новой работы полностью отличаются от тех, которые работник выполнял, будучи на государственной или муниципальной службе, а также учитывая что заработок *** в ***» не превышает установленный законом размер (100 000 руб.) обязанность сообщать о приеме на работу бывшего государственного служащего у руководителя ***» не возникла, в связи с чем работодатель по предыдущему месту работы не уведомлялся о приеме на работу государственного служащего.
По результатам одной проверки заместителем прокурора Ульяновского района были составлены три постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора и три постановления в отношении ***» по факту нарушения законодательства о противодействии коррупции. Должностным лицом по одному событию длящегося правонарушения составлены три одинаковых постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, что противоречит требованиям части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 25.02.2014 г. *** признал не соответствующим Конституции запрет на снижение административных штрафов ниже низшего предела в ряде статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Конституционный суд Российской Федерации предписал внести в законодательство изменения, позволяющие снижать минимальные штрафы для юридических лиц. До внесения изменений в законодательство, суды могут снижать минимальный размер штрафа для организаций, если он составляет 100 тыс. руб. и более.
Просила производство по делу об административном правонарушении в отношении ***» прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании помощники прокурора Ульяновского района Ульяновской области Андрющенков А.Н., Лобанов Д.А. пояснили, что в бездействии ***» имеется состав административного правонарушения предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, поэтому просили назначить наказание в пределах санкции статьи.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ***» Манторову1, помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Лобанова Д.А., мировой судья приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» определено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско - правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821. Приказом Федеральной службы судебных приставов от 22.03.2010 №150 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначениина которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» должность судебного пристава-исполнителя включена данный перечень как должность судебного пристава-исполнителя структурного подразделения.
Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы" установлено, что работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - гражданин), в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме. В письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние); б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт); в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии)); д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора); ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии); з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы). Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.
Вина ***», в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от *** года, вынесенного прокурором Ульяновского района Ульяновской области, объяснением представителя ***» Манторовой1, решением *** единственного акционера ***» об избрании генеральным директором ***» Чеботарева2, копией приказа о приеме *** на должность федеральной государственной гражданской службы ***от *** г. ***к, копией приказа об увольнении *** с федеральной государственной гражданской службы ***от ***6 г. ***, копией приказа о приеме на работу *** в ***» от ***3 *** лс, копией приказа об расторжении трудового договора с работниками от *** г. *** копией трудового договора *** от ***3 копией Дополнительного соглашения к трудовому договору от ,***3 ***.
Из устава ***» усматривается, что органами управления ***» являются общее собрание акционеров и исполнительный орган - генеральный директор (п. 6.1), руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, генеральный директор общества принимает решение по любым вопросам, не относящимся к компетенции общего собрания акционеров (п.п. 8.1, 8.5, 8.6 Устава).
Действия ***» правильно квалифицированы по ст. 19.29 КоАП РФ как привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Приказом ФССП России от 22.03.2010 N 150 утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Исходя из изложенного, должность федеральной государственной гражданской службы ***, которую замещала *** входит в указанные перечни, довод представителя ***» в этой части необоснован.
Доводы о наличии обязанности у работодателя, предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона, в отношении бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечни, о том, входили ли в должностные обязанности государственного служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также зависимость размера оплаты труда и (или) заключение гражданско-правового договора (договоров), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей не состоятельны и не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, поскольку ст. 12 Закона № 273-ФЗ названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925).
В свою очередь на работодателе согласно части 4 статьи 12 Закона лежит обязанность при заключении с такими лицами указанных выше договоров на протяжении двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом статья 12 Закона не ставит обязанность работодателя сообщить о заключении названных выше договоров в зависимость от того, замещал ли бывший государственный гражданский или муниципальный служащий должность, включающую функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.
Таким образом, несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона, в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.
Доводы представителя Манторовой1 о том, что правонарушение является длящимся, а также о незаконности привлечения к административной ответственности юридического и должностного лица необоснованны.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
На основании ст. 64.1 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы" установлено, что работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, указанные нормативные акты устанавливают срок выполнения обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
В соответствии с п.21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 КоАП РФ).
Исходя из изложенного, судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах ссылка представителя на Постановление Конституционного суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П необоснованна, так как указанное решение принято по конкретному делу, изменение в КоАП РФ предоставляющее возможность снижать наказание ниже установленного предела не внесено.
Составленное заместителем прокурора Ульяновского района постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от *** г. соответствует требованиям, предъявляемым к нему КоАП РФ, указанный документ обозревался в судебном заседании каких - либо нарушений при составлении выявлено не было.
Довод представителя ***» Манторовой1 об отсутствии в совершенном ***» деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются обоснованными. В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ***» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований антикоррупционного законодательства.
При назначении наказания за совершенное административное правонарушение суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
***» ранее не привлекалась к административной ответственности.
Обстоятельством, смягчающим ответственность ***» является то, что юридическое лицо ранее не привлекалось к административной ответственности за правонарушения против порядка управления.
Обстоятельств, отягчающих ответственность не усматривается.
Руководствуясь ст.29.9,29.10, 5.59 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
***расположенное по адресу ***постановленное на учет в Межрайонной ИФНС России *** по Ульяновской области ***2, ОГРН ***, ИНН/КПП ***, признать виновным в совершении административного нарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Платежные реквизиты получателя штрафа: ИНН 7325002229КПП 732501001
р/с 40101810100000010003, БИК 047308001 ОКТМО 73701000 КБК 41511690010016000140
в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г.Ульяновск
Получатель - УФК по Ульяновской области (ПрокуратураУльяновской области).
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть оплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
На постановление может быть подана жалоба в Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Мировой судья Д.Ю. Антончев