№ 5-496/18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 июля 2018 года г. БарнаулМировой судья судебного участка № 6 Центрального района г.Барнаула Алтайского края Мамонтова Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.19.20 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного врача Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 1 г.Барнаула» Азаровой Елены Васильевны, <ДАТА> рождения, уроженки <АДРЕС> зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>, сведений о привлечении ранее к ответственности за совершения однородных правонарушений не имеется,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР>, составленному главным государственным инспектором отдела организации качества и безопасности медицинской деятельности Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю Цыбенко А.Г., при осуществлении плановой выездной проверки КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаула», проводимой в целях выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю на 2018 год, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ, размещенного на официальном сайте территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю, на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю В.А. Трешутина от 12.03.2018 на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, установлено нарушение КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаула» порядков оказания медицинской помощи по профилям «хирургия», «оториноларингология», «призаболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты», «больным сердечно-сосудистыми заболеваниями», «урология», терапия», утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части нарушения стандарта оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений. Отсутствие необходимого оборудования (перечень которого приведен в акте проверки от <ДАТА>), при оказании медицинской помощи пациентам КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаула» нарушает право граждан на охрану здоровья и качественную медицинскую помощь, и свидетельствует о нарушении лицензионных требований при осуществлении лицензиатом медицинской деятельности. Выявленные в ходе проверки нарушения явились основанием для составления в отношении главного врача КГБУЗ «Городская поликлиника № 1, г. Барнаул» Азаровой Е.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ. По мнению органа, вынесшего протокол, Азарова Е.В., как руководитель организации, обладая полномочиями по оперативному руководству деятельностью медицинского учреждения, должна была обеспечить соблюдение требований указанных выше требований.
Материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения мировому судье судебного участка № 6 Центрального района г.Барнаула.
В судебное заседание должностное лицо - главный врач КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаула» Азарова Е.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель Азаровой Е.В. по доверенности Малюгин С.П. с нарушением не согласился. Пояснил, что учреждение финансируется исключительно из средств бюджета края, необходимое оборудование не было приобретено по причине недостаточного финансирования, что свидетельствует об отсутствии вины в действиях главного врача. Просил также учесть, что после проведения проверки были направлены соответствующие заявки, с целью исполнения предписания, кроме того приобретена часть необходимого оборудования.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица. привлекаемого к административной ответственности, с учетом ее надлежащего извещения.
Выслушав пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности в нарушение условий, предусмотренных лицензией.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных
подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь (ч. 1 ст. 19).
Право на охрану здоровья обеспечивается оказанием доступной и качественной медицинской помощи (ст. 18).
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (ст. 2).
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно пп. «а» п. 5 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»: лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
КГБУЗ «Городская поликлиника №1, г. Барнаул» - организация, осуществляющая медицинскую деятельность путем выполнения работ, оказания услуг в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края.
Указанное учреждение осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от <ДАТА> ЛО-22-01-004086, выданной Главным управлением Алтайского края по здравоохранению фармацевтической деятельности.
В связи с изложенным, КГБУЗ «Городская поликлиника №1, г. Барнаул» обязано соблюдать порядки оказания медицинской помощи.
При осуществлении плановой выездной проверки КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаула», проводимой в целях выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю на 2018 год, на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю В.А. Трешутина от 12.03.2018 и приказа от 17.04.2018 о продлении срока проведения плановой выездной проверки, установлено, нарушение КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаула» порядков оказания медицинской помощи в части нарушения стандарта оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.
В частности установлено, что в кабинете врача-хирурга отсутствует: 1 ростометр, 1 мешок амбу, 1 стол операционный, 1 стол перевязочный, 2 столика манипуляционных, 1 холодильник, 1 негатоскоп, 1 бестеневая лампа, 1 веся, 1 переносной набор для реанимации (Приложение № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 № 992н);
оториноларингологический кабинет не оснащен необходимым оборудованием: 1 аппарат электрохирургический высокочастотный, 1 лупа бинокулярная, 1 сканер ультразвуковой для носовых пазух (эхосинускоп), 1 негатоскоп, 1 комплект кресло вращающееся (Барани), набор для трахеотомии с трахеотомическими трубками (Приложение № 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 № 905н);
офтальмологический кабинет не оснащен необходимым оборудованием:1 автоматический проектор знаков с принадлежностями, 1 автоматический рефрактометр, 1 диафаноскоп, 1 автоматический пневмотонометр, 1 экзофтальмометр, 1 бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, 1 комплект диагностических офтальмологических линздля непрямой офтальмоскопии1 диагностическая офтальмологическая универсальная трехзеркальная линза для офтальмоскопии, 1 гониоскоп, набор магнитов в 1 комплекте, набор для промывания слезных путей в 1 комплекте (Приложение № 6 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 № 902н);
кардиологический кабинет не оснащен необходимым оборудованием: 1 веся напольные, 1 ростометр, 1 портативный аппарат для экспресс-определения международного нормализованного отношения, 1 потративный экспресс-анализатор кардиомаркеров (нарушение приказа Минздрава России от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями);
урологический кабинет не оснащен необходимым оборудованием: 1 аппарат для мойки, дизинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики, 1 урофлоуметр с принтером, 1 набор интсрументов для гибкой цистоскопии, 1источник света для эндоскопической аппаратуры со световодом, 1автоматической устройство для биопсии предстательной железы (Приложение № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 № 907н);
терапевтический дневной стационар не оснащен 1 набором ренимационным, 1 портативным ингалятором аэрозольным компрессорным (небулайзером).
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 18.05.2018 <НОМЕР>.
По результатам проверки в отношении главного врача учреждения составлен вышеуказанный протокол от 01.06.2018 <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 01.06.2018; приказом Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю о проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица <НОМЕР> от 12.03.2018, приказом о продлении сроков проведения проверки <НОМЕР> от 17.04.2018, актом проверки от 18.05.2018 <НОМЕР>, Уставом КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 <АДРЕС>, лицензией от <ДАТА> <НОМЕР> с приложениями, приказом от <ДАТА> <НОМЕР> о назначении Азаровой Е.В. на должность главного врача КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаул» (л.д. 7), копией должностного регламента.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом от <ДАТА> <НОМЕР> Азаровой Е.В. назначена на должность главного врача КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаул».
Согласно Уставу КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаул» оперативное руководство деятельностью учреждения осуществляет руководитель - главный врач. В силу п.5.5 Устава руководитель учреждения несет персональную ответственность за соответствие деятельности Учреждения действующему законодательству РФ и Алтайского края.
С учетом установленных по делу обстоятельств мировой судья приходит к выводу о наличии в действиях главного врача КГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г.Барнаул» Азаровой Е.В. состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, фактические обстоятельства дела, отсутствие сведений о привлечении главного врача учреждения ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, принятие мер к устранению нарушения, в виде направления заявки и приобретение части медицинского оборудования и полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности назначения административного наказания в виде предупреждения, материалы дела не содержат и мировой судья таковых не усматривает. При этом принимает во внимание, что правонарушение выявлено в ходе плановой проверки, а не в результате обращений граждан - пациентов учреждения.
По мнению мирового судьи, назначение административного наказания в виде предупреждения, в данном конкретном случае, адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Довод представителя лица, привлекаемого в административной ответственности о том, что учреждение не может приобрести медицинское оборудование, в связи с отсутствием финансирования, сам по себе не является основанием для освобождения от административной ответственности за невыполнение лицензионных требований.
Доказательств, подтверждающих, что должностным лицом при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, приняты все зависящие от нее меры по предупреждению совершения административного правонарушения, не представлено.
Так, из материалов дела и дополнительно представленных сведений следует, что учреждение направило в Министерство здравоохранения письмо о потребности в оборудовании, отсутствие которого вменяется в нарушение лицензионных требований <ДАТА>
При этом, документов, свидетельствующих о том, что руководитель учреждения обращалась в Министерство здравоохранения с просьбой профинансировать приобретение необходимого оборудования в период по день начала проверки надзорным органом, материалы дела не содержат и дополнительно не представлены, несмотря на отложение дела с целью предоставления указанных доказательств.
В связи с этим, поскольку учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности не имеется.
С учетом характера совершенного деяния, мировой судья не находит оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 1 ░.░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░.19.20 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
<░░░░░░░░░░>