Дело № 5-393/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
13 ноября 2017 года пос.Коноша
Мировой судья судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области Ламов В.Н., располагающийся по адресу: 164010, Архангельская область, пос.Коноша, пр.Октябрьский, д.121, рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Бочкарева М.Н., <ДАТА2> не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения.
Исследовав письменные доказательства, мировой судья
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 2 октября 2017 года Бочкарев М.Н., являясь должностным лицом - директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», расположенного по адресу: <АДРЕС>, нарушил установленный законом срок представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 год в налоговый орган по месту учета - в Межрайонную ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Бочкарев М.Н. в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Исследовав письменные доказательства, мировой судья приходит к следующим выводам
В силу ст.80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.1 ст.346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым, в соответствии с п.1 ст.346.19 НК РФ признается календарный год.
Таким образом, налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 год ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» должно было представить в налоговый орган по месту учета не позднее 31 марта 2017 года.
Вместе с тем, указанная декларация представлена ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в налоговый орган по месту учета, согласно протоколу, 24 апреля 2017 года.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ. Субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При этом решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.5 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которым ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Аналогичная по своей сути позиция содержится в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.5 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган налоговых деклараций.
Должностные обязанности директора перечислены в главе 10 Устава ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», в частности, директор издает приказы о назначении на должности работников, об их переводе и увольнении, утверждает внутренние документы общества, определяет организационную структуру общества, утверждает штатные расписания общества, организует бухгалтерский учет и отчетность.
В должностные обязанности директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» непосредственное представление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета не входит.
Конкретных фактов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением Бочкаревым В.Н. его служебных обязанностей как директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», повлекших нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, в ходе судебного заседания не установлено.
При этом установлено также следующее.
По состоянию на 31 марта 2017 года в штатном расписании ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» имелась должность главного бухгалтера.
В соответствии с разделами 2 и 4 должностной инструкции, утвержденной Бочкаревым М.Н. 10 января 2017 года, на главного бухгалтера возлагаются, в частности, следующие обязанности: организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета, формирование учетной политики, обеспечение предоставления необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям, подготовка необходимой бухгалтерской и статистической отчетности и их представление в установленном порядке в соответствующие органы, руководство работниками бухгалтерии, и иные обязанности.
Главный бухгалтер несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей.
Приказом директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Бочкарева М.Н. от 1 февраля 2017 года №80-лс на должность главного бухгалтера назначена <ФИО1>
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Уставом ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» служебная обязанность директором исполнена - ведение бухгалтерского и налогового учета возложено на главного бухгалтера, поэтому в действиях Бочкарева М.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ начатое производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Бочкарева М.Н. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Коношском районном суде Архангельской области непосредственно или через мирового судью судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Ламов В.Н.