ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2022. Мотивированное постановление вынесено 24.01.2022 24 января 2022 года г. Тольятти, ул. Шлюзовая, 4 Мировой судья судебного участка № 109 Комсомольского судебногорайона г. <АДРЕС> области <ФИО1>,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - <ФИО2> (действующей на основании доверенности от <ДАТА4>),
представителя прокуратуры <АДРЕС> района г. <АДРЕС> области - <ФИО3>,
рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-55/2022 по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа <АДРЕС> «Школа № 75 имени И.А. Красюка», юридический адрес: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 31, ИНН/КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, фактический адрес: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА5>, в 09.30, прокурором <АДРЕС> района города <АДРЕС> вынесено постановление в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа <АДРЕС> «Школа № 75 имени И.А. Красюка» по факту несоблюдения законодательства об образовании, профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Проверкой установлено, что <ДАТА6> несовершеннолетний <ФИО4> получил травму в МБОУ городского округа <АДРЕС> «Школа № 75 имени И.А. Красюка». По данному факту сотрудником ОП <НОМЕР> УМВД России по г. <АДРЕС> проведена проверка, по результатам которой вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В нарушение ст. 9 Федерального закона от <ДАТА7> N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", прокуратура района о получении травмы несовершеннолетним не проинформирована, что, как следствие, нарушило его законные права и интересы. Указанные обстоятельства привели к тому, что органы прокуратуры в связи с отсутствием сообщения о травме не имели возможности дать юридическую оценку обстоятельствам получения ребенком травмы, поскольку по всем случаям получения травм органами прокуратуры проводятся соответствующие проверки, выясняются причины и условия получения несовершеннолетним травм, а также решается вопрос о внесении актов прокурорского реагирования в случае выявления нарушений в действиях должностных лиц дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Представитель юридического лица с постановлением прокурора не согласилась, пояснила, что с постановлением ознакомлена только <ДАТА8> О травме ей стало известно <ДАТА9>, фиксация травмы произошла <ДАТА9>. В Департамент образования администрации городского округа <АДРЕС> отправили уже готовый акт <ДАТА11>, в установленные сроки, - в течение трех дней. Трехдневный срок установлен приказом Министерства образования <НОМЕР>. Юридическому лицу не было известно, что оно должно о травме также незамедлительно сообщить в прокуратуру. Юридическое лицо должно незамедлительно сообщить о травме своему работодателю, в Департамент образования, что и было сделано. Представитель юридического лица в судебном заседании <ДАТА12> поддержала изложенное в возражениях и пояснила, что она разговаривала с администрацией городского округа <АДРЕС>, где ей также пояснили, что школа не должна была предоставлять документы. Со своей стороны учреждение и должностное лицо, руководствуясь порядком расследования и учета несчастных случаев, сообщило о несчастном случае учредителю, в установленные данным порядком сроки. Данная обязанность была прописана подпунктом «д, е» пункта 7 Порядка, который утвержден Приказом Министерства образования и науки от <ДАТА13>, <НОМЕР>, который является обязательным для исполнения всеми образовательными организациями. Представитель прокуратуры говорит, что по закону об образовании школа несет ответственность за жизни и здоровье обучающихся. Это не отрицается, но в рамках расследования несчастного случая, который проводится в полном объеме, выясняются все обстоятельства и ответственные привлекаются к дисциплинарной ответственности. В данном случае к дисциплинарной ответственности был привлечен классный руководитель, который должен был отвечать за жизнь и здоровье детей, в рамках должностных обязанностей и по недосмотру которого произошел несчастный случай. Конкретно по рассматриваемому случаю не прописана обязанность сообщать в прокуратуру.
Представитель прокуратуры <АДРЕС> района г. <АДРЕС> <ФИО3> пояснила, что образовательное учреждение не сообщило незамедлительно о травме в прокуратуру <АДРЕС> района г. <АДРЕС>, в связи с чем, вынесено постановление. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от <ДАТА7> N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", образовательное учреждение относится к органам системы профилактики, в этой же статье, часть вторая, предусмотрено, что органы управления в сфере образования имеют право на создание учреждений, осуществляющих функции по профилактике безнадзорности правонарушений. В данном случае органом управления образования является администрация г.о. <АДРЕС>. Как учредителем им создано образовательное учреждение МБУ «Школа № 75 имени И.А. Красюка». Кроме того, из методических рекомендаций Минобразования России от <ДАТА14> следует, что в соответствии с ФЗ-120, образовательная организация являются частью системы органов профилактики. В соответствии со ст. 9 ФЗ 120 органы системы профилактики должны незамедлительно информировать органы прокуратуры о нарушении прав и свобод несовершеннолетних. Этот Федеральный закон носит общеизвестный характер, поэтому о письме Прокуратуры города <АДРЕС> не уведомляли ни образовательные учреждения, ни дошкольные учреждения, ни администрацию городского округа <АДРЕС> о необходимости незамедлительно сообщать о травмах в прокуратуру. Образовательные учреждения должно выполнять требования Федеральных законов. В судебном заседании <ДАТА12> пояснила, что проверка в отношении юридического лица была проведена на основании письма прокуратуры города <АДРЕС>. Данное письмо содержало сведения о положительной практике прокуратуры <АДРЕС> района г. <АДРЕС>, а именно, ссылку на постановление мирового судьи судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района г. <АДРЕС> в отношении должностного лица, которым также не были выполнены требования закона ФЗ-120. Данная практика появилась только в декабре 2021 года. Поддержала изложенное в постановлении от <ДАТА5>.
В судебное заседание приглашался представитель Департамента образования администрации г.о. <АДРЕС> как учредитель МБУ «Школа №75».
В суд представитель Департамента образования администрации г.о. <АДРЕС> не явился, представлен ответ, согласно которому в вину МБУ «Школа №75» ставится несообщение в органы прокуратуры сведений по ч.1 ст.9 Федерального закона от <ДАТА16> N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». При этом Закон N 120-ФЗ не устанавливает обязанности образовательного учреждения сообщать о несчастных случаях в органы прокуратуры. Образовательная организация, в лице ее руководителя в этих случаях руководствуется Приказом Министерства образования и науки РФ от <ДАТА17> N 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность». Согласно п/п «д, е» пункта 7 Порядка, руководитель организации (или уполномоченное им лицо), осуществляющей образовательную деятельность, при наступлении несчастного случая обязан: д) проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, а также родителей или законных представителей пострадавшего (далее - родители или законные представители); е) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования. Директор МБУ <ФИО6> сообщила в Департамент образования о несчастном случае, произошедшем с <ФИО7>, направлен акт <НОМЕР> от 19.lb.2021 года о расследовании несчастного случая с обучающимся письмом <НОМЕР> от <ДАТА11> года. Таким образом, со стороны <ФИО6> как должностного лица МБУ «Школа №75» выполнены все необходимые действия по уведомлению органов, предписанных Порядком. В рассматриваемой ситуации не требовалось сообщение в органы прокуратуры.
Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя прокуратуры <АДРЕС> района г. <АДРЕС>, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Основным вопросом, подлежащим доказыванию в ходе производства по делу, является вопрос о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения.
Состав административного правонарушения - это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение. Для него характерна ограниченность и полнота. Ограниченность состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из элементов означает отсутствие состава в целом. Состав - полная, закрытая система, поэтому какие-либо иные не установленные законом признаки и элементы не могут быть в него включены.
В юридическом составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента: объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона.
Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.7.5-3, частью 1 статьи 19.7.5-4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленной законом обязанности по предоставлению информации. Это нарушение может заключаться: 1) собственно в непредставлении информации; 2) в представлении информации с нарушением установленных сроков; 3) в представлении неполной информации; 4) в представлении искаженной (недостоверной) информации.
С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется умыслом либо неосторожностью.
Как усматривается из материалов дела, <ДАТА5> в отношении МБОУ г.о. <АДРЕС> «Школа № 75» вынесено постановление по факту проверки соблюдения законодательства об образовании, профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что МБОУ г.о. <АДРЕС> «Школа № 75», в нарушение ст. 9 Федерального закона от <ДАТА7> N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", не проинформировало прокуратуру <АДРЕС> района г. <АДРЕС> о получении травмы несовершеннолетним <ФИО7>
Как установлено в ходе судебного разбирательства, с постановлением представитель юридического лица ознакомлена <ДАТА19>, с постановлением не согласна.
В возражениях юридического лица также указано, что закон N 120-ФЗ не устанавливает обязанности образовательного учреждения сообщать о несчастных случаях в органы прокуратуры. Образовательная организация, в лице ее руководителя в этих случаях руководствуется Приказом Министерства образования и науки РФ от <ДАТА17> г. N 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность». Согласно п.1 Порядка, Порядок устанавливает правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися, во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в результате которых обучающимися были получены повреждение здоровья (телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями; повреждения здоровья вследствие взрывов, аварий (в том числе в дорожно-транспортных происшествиях), разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов) либо повлекших смерть обучающегося (далее - несчастный случай).
Учитывая изложенное, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <ДАТА21> <НОМЕР> «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений совершеннолетних, является обеспечение защиты прав и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ Закона <НОМЕР> в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления образованием, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Статьей 9 Закона <НОМЕР> установлено, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать, в том числе орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних.
В ч. 1 ст. 14 Закона N 120-ФЗ, указано, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции: контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних; осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением; участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях; разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
В ч. 2 ст. 14 Закона N 120-ФЗ определены функции организаций осуществляющих образовательную деятельность: оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Приказом Министерства образования и науки РФ от <ДАТА17> N 602 утвержден порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п/п «д, е» пункта 7 Порядка, руководитель организации (или уполномоченное им лицо), осуществляющей образовательную деятельность, при наступлении несчастного случая обязан: д) проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, а также родителей или законных представителей пострадавшего (далее - родители или законные представители); е) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Пунктом 6 Порядка установлено, что контроль за своевременным расследованием и учетом несчастных случаев с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивают в зависимости от ведомственной принадлежности данной организации следующие органы и лица (далее - Учредитель): а) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования; б) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность; в) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие отдельные функции и полномочия Учредителя в отношении образовательных организаций, у которых функции и полномочия Учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации"; г) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования; д) органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; е) юридические и физические лица.
Доводы представителя юридического лица, что со стороны МБУ «Школа №75» выполнены все необходимые, действия по уведомлению органов, предписанных Порядком, суд принимает во внимание, считает основанными на представленных защитником документах.
Юридическим лицом представлены следующие документы в обоснование ходатайства о прекращении производства по делу об административном правонарушении по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ:
- сопроводительное письмо от <ДАТА11> на имя руководителя Департамента образования администрации г.о. <АДРЕС> о направлении акта о расследовании несчастного случая;
- Акт <НОМЕР> о расследовании несчастного случая с обучающимся от <ДАТА11>;
- протокол просмотра операции - принятие акта к исполнению в Департаменте образования администрации г.о. <АДРЕС>.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Учитывая изложенное, изучив представленные документы, судом установлено, что составителем постановления не доказана обязанность юридического лица сообщать о травме учащегося в органы прокуратуры. В свою очередь, со стороны учреждения были предприняты все меры для сообщения руководителю департамента образования администрации г.о. <АДРЕС> области, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от <ДАТА17> г. N 602, о несчастном случае с обучающимся.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к статье 1.5 КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Бремя доказывания его вины лежит на стороне обвинения, то есть, в настоящем случае, на органах прокуратуры. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности лишь на основании предположений, а административное наказание может быть назначено только в том случае, если виновность лица подтверждена совокупностью достаточных доказательств.
При изложенных обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении, и с учетом приведенных выше положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ, невозможно прийти к безусловному выводу о том, что наличие состава вменяемого юридическому лицу административного правонарушения в его действиях является доказанным.
В связи с чем, производство по делу об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ в отношении юридического лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа <АДРЕС> «Школа № 75 имени И.А. Красюка», в совершении административного правонарушения, должно быть прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ в отношении юридического лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа <АДРЕС> «Школа № 75 имени И.А. Красюка», по основанию, предусмотренному пунктов 2 частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а также опротестовано прокурором по правилам ст.ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть также обжаловано в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
По истечении срока на обжалование, не обжалованное и не опротестованное постановление по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Мировой судья подпись <ФИО1>
Копия верна.
Мировой судья <ФИО1>