Мотивированное постановление изготовлено 13.01.2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пгт. Кировский, ул. Ленинская, 25, Кировского района, Приморского края
13 января 2021 года № 5-1/2021
Мировой судья судебного участка №105 Кировского судебного района Приморского края Бублик С.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Администрация Горноключевского городского поселения, ОГРН 1052501510819 от 30.12.2005, ИНН 2516605814, юридический адрес: Приморский край Кировский район п. Горные Ключи, пр. Лазурный, 2; привлекаемого к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 28 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
18.11.2020 в отношении Администрация Горноключевского городского поселения инспектором ДН ОГИБДД МО МВД РФ «Лесозаводский» капитаном полиции Богач Р.В. составлен протокол согласно которому 31.10.2020 года в 00 часов 01 минута в п. Горные Ключи, пр. Лазурный, 2 Кировского района Приморского края, юридическое лицо - Администрация Горноключевского городского поселения, повторно в течении одного года не выполнило в установленные сроки законное предписание должностного лица № 91/2 от 30.09.2020 года, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель юридического лица Ермолаев А.Г. вину Администрации Горноключевского городского поселения не признал, суду пояснил, что глава заступил на должность 21 сентября 2020 года, он, Ермолаев А.Г., как заместитель, 01.10.2020, директор МУП «Аквасервис» в должность вступила 28.09.2020. Все эти лица на момент выдачи первого предписания никакого отношения к выдаче предписания не имели. Те, кто получал предписание на 30.09.2020 уже не работали. Предписание было выдано на месяц. Нанесение горизонтальной дорожной разметки входит в летнее содержание дорог, муниципальный контракт действует по 15.04.2020 по 15.10.2020, фактически было 15 дней на устранение данного предписания. Из этих 15 дней, согласно выписке с сайта «Просто погода» 2,3,5,6,9,12,13 октября шли дожди. Влажный асфальт не пригоден для нанесения разметки. Не было физической возможности на выполнение данного предписания. Просил, в случае назначения наказания применить положения ст. 4.1 КоАП РФ, так как бюджет поселения ограничен. Рассрочку не просили, полагали что откажут. Представил возражения в письменном виде, согласно которым предписание выдано не тому субъекту в силу заключения муниципального контракта на летнее содержание дорог с МУП «Аквасервис», в связи с погодными условиями выполнить предписание было невозможно, мокрый асфальт не пригоден для нанесения краски, проверка должна была проводиться в рамках Федерального закона № 294-ФЗ, проведение проверки в отсутствие законных оснований влечет недействительность результатов проверки, признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством. Дороги находятся в собственности Администрации, в оперативное управление по контракту их не передавали. Главой Горноключевского городского поселения направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение соответствующих полномочий органа местного самоуправления, при этом бюджетные средства на эти цели не были выделены, в связи с чем полагал, что имеются основания для прекращения производства по делу по ч.4 ст. 24.5 КоАП РФФ. Независимо от внесения изменения в бюджет, работы не смогут быть выполнены до апреля месяца. Представил предписание от 13.04.2020, контроль которого ГИБДД не провело, предыдущее руководство администрацией не проконтролировало его выполнение, денег по контракту на тот момент уже не было, по смете стоимость работ составляет 209950 рублей, а сроки были упущены. Чтобы взять деньги на разметку нужно вносить изменения в бюджет, муниципальный комитет отклонил данное предложение. На 2021 год данные работы уже заложены, изменить на 2020 год уже ничего нельзя, поскольку имеется уменьшение бюджета на 1700 тыс. руб., денег взять было негде.
Инспектор ДН ОГИБДД МО МВД РФ «Лесозаводский» Богач Р.В., в судебном заседании на вопрос обращались ли представители Администрации Горноключевского городского поселения за продлением срока предписания, пояснил, что не обращались. Контрольная проверка проводилась по истечении нескольких дней срока предписания. Мотивированного ходатайства не поступало, доказательств не предоставлялось. Первое предписание было в мае 2020 года, в то время в поселении проводилось асфальтирование, ямочный ремонт. Тогда было ходатайство о переносе, что по окончании работ разметка будет нанесена по всему поселку. Поскольку сроки выполнения были затянуты и было выдано повторное предписание.
Изучив материалы дела, и представленные в судебном заседании документы, заслушав объяснения представителя юридического лица, суд считает, что вина администрации Администрация Горноключевского городского поселения нашла свое подтверждение и доказана материалами дела.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подпункт 12 статьи 3 Закона).
При этом порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно пунктов 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года 1245-ст) Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Часть 28 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи.
Объективная сторона заключается в бездействии либо осуществлении действий, направленных на невыполнение законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства повторно в течении года.
Субъективную сторону данного правонарушения характеризует умысел.
В судебном заседании были исследованы материалы дела об административном правонарушении: протокол об административном правонарушении 25 ПКю № 0011580 от 18.11.2020, предписание № 91/2 от 30.09.2020, акт выявленных недостатков от 30.09.2020, акт контрольной проверки от 16.11.2020, которые составлены надлежащими лицами, с соблюдением требований ст. ст. 26.2 и 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, фотографии, а также иные материалы дела.
Как следует из материалов дела, предписанием № 91/2 от 30.09.2020 на юридическое лицо - Администрацию Горноключевского городского поселения возложена обязанность в течении 30 суток провести мероприятия по восстановлению горизонтальной дорожной разметки на дорогах местного значения, расположенных на ул. Юбилейная, ул. Въездная, ул. Первомайская, ул. Санаторная, ул. Октябрьская в п. Горные Ключи Кировского района Приморского края в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 и с утвержденной документацией по организации дорожного движения (схемами горизонтальной дорожной разметки); в срок до 03.11.2020 необходимо было предоставить информацию о ходе выполнения предписания в ОГИБДД МО МВД РФ «Лесозаводский».
30.09.2020 данное предписание получено юридическим лицом, что подтверждается распиской о вручении администрации Горноключевского городского поселения с входящим номером 1109.
Требования предписания, с учетом имеющегося акта проверки, реально исполнимы и содержат конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Формулировки предписания исключают возможность двоякого толкования, и они доступны для понимания всеми лицами.
При этом предписание об устранении нарушений не было обжаловано в установленном порядке и не отменено, Администрация Горноключевского поселения за продлением срока исполнения предписания не обращалась.
Как следует из акта контрольной проверки от 16.11.2020, мероприятия, указанные в предписании, в полном объеме не проведены.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 105 Кировского судебного района Приморского края № 5-3/2020 от 22.01.2020, вступившим в законную силу 07.05.2020, юридическое лицо - Администрация Горноключевского городского поселения привлечено к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств представленных административным органом позволяет считать установленной вину администрации Горноключевского городского поселения в невыполнении в установленный срок предписания 91/2 от 30.09.2020 г. и квалифицировать действия в соответствии ч. 28 ст.19.5 КоАП РФ - как повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи
Доводы представителя о нарушении должностными лицами административного органа порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются несостоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» определено, что федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок субъектов надзора в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1, пп. «б» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения, требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог определяет Административный регламент, утвержденный Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 380.
Пунктом 33 Административного регламента определено, что помимо организации и проведения плановой и внеплановой проверок исполнение государственной функции включает в себя также систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Согласно пункта 81 Административного регламента основанием для начала осуществления административной процедуры является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу. Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
При надзоре за дорожным движением осуществляется: выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог; получение информации о выполнении требований о прекращении противоправных действий, выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований безопасности, внесенных в соответствии с федеральным законом представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений, о проведении мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, а также о проведении или завершении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту автомобильных дорог и вводе в эксплуатацию (пункт 82 Административного регламента).
При выявлении нарушений обязательных требований безопасности лицу, осуществляющему содержание автомобильных дорог, выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог с указанием мероприятий, необходимых для введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (пункт 87 Административного регламента).
С учетом указанных выше положений федеральный надзор в области безопасности дорожного движения может осуществляться как посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, так и посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, были выявлены должностным лицом ГИБДД в ходе осуществления надзора за дорожным движением, вне рамок организации и проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц.
Следовательно, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Довод представителя, что предписание вынесено не тому субъекту, поскольку между Администрацией Горноключевского городского поселения и МУП «Аквасервис» Горноключевского городского поселения заключен муниципальный контракт № 0120300015620000009-0096852-01 от 13.04.2020, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в летний период на территории Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края согласно технического задания, пунктом 12 которого предусмотрены основные виды работ по содержанию автомобильных дорог в летний период, в том числе: нанесение дорожной разметки, пешеходных переходов, искусственных неровностей с периодичностью 2 раза в год, а также что плохие погодные условия помешавшие выполнить предписание, не основан на законе в силу следующего.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе и в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Само по себе заключение муниципального контракта от 13.04.2020 с МУП «Аквасервис» не освобождало Администрацию Горноключевского городского поселения от исполнения требования закона в части надлежащего содержания дорог местного значения при невозможности исполнения таким юридическим лицом своих обязательств. Дороги находятся в собственности Администрации, в оперативное управление по контракту их не передавали.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам, администрацией не представлено доказательств того, что были предприняты все необходимые меры для своевременного исполнения представления органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Вступление в должность главы Горноключевского городского поселения 21.09.2020, заместителя главы 01.10.2020, директора МУП «Аквасервис» 28.09.2020 правового значения для квалификации правонарушения не имеет, поскольку предписание выдано администрации Горноключевского городского поселения, а не должностному лицу, кроме того, принимая на себя полномочия, должностные лица должны исполнять все существующие у возглавляемой ими организации обязанности, независимо от момента их возникновения. Исполнение предписания не связано с личностью руководителя объекта контроля, а связано с занимаемой лицом должностью. Из материалов дела следует, что предписание получено после вступления Главы на должность.
Довод о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ имеются основания для прекращения дела в связи с тем, Главой Горноключевского городского поселения направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение соответствующих полномочий органа местного самоуправления, при этом бюджетные средства на эти цели не были выделены, не принимаются во внимание, так как положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы в силу следующего.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку все требования Государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
При назначении административного наказания суд учитывает тяжесть совершенного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность правонарушителя в судебном заседании не установлено.
Представитель Администрации Горноключевского городского поселения просил учесть, что бюджет Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района ограничен, Администрацией принимались все возможные меры для выполнения предписания и если суд придет к мнению о наличии состава правонарушения назначить наказание с учетом ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.7, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - Администрация Горноключевского городского поселения, ОГРН 1052501510819 от 30.12.2005 года, ИНН 2516605814, юридический адрес: Приморский край Кировский район п. Горные Ключи, пр. Лазурный, 2, признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (Сто тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд Приморского края через мирового судью судебного участка № 105 Кировского судебного района Приморского края в течение 10 суток.
Информация о получателе штрафа:
УФК МФ РФ по Приморскому краю (Департамент по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края л/с 04202200080 г. Владивосток, ул. Светланская,22) ИНН 2540188015, Банк получателя: Дальневосточное ГУ Банка России г. Владивосток, Счет 40101810900000010002, БИК 040507001, Наименование платежа: административный штраф, Код ОКТМО 05612000, КБК 785 116 01193 01 0005 140.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, судья, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Мировой судья С.Н. Бублик