ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 августа 2021 года г.Иркутск Мировой судья судебного участка №119 Кировского района г.Иркутска Абдуллина Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка №119 Кировского района г.Иркутска, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул.Рабочая, 2А, дело №5-720/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношениидолжностного лица -
главного геолога <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО1>, дата рождения <ДАТА2>, место рождения <АДРЕС>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, паспорт <НОМЕР>, <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ДАТА3>,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА4> государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО2> составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР> в отношении должностного лица главного геолога <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО1>, из которого следует, что <ДАТА5> в 00-01 час. <ФИО1> не выполнил требования предписания от <ДАТА6> <НОМЕР> об устранении выявленных нарушений обязательных требований сроком до <ДАТА7>, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности <ФИО1> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке по всем известным суду адресам, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.
В соответствии с п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ в отсутствие правонарушителя дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В связи с чем, мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие правонарушителя.
Изучив и оценив представленные по административному делу доказательства, протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, мировой судья приходит к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Кроме протокола об административном правонарушении в материалах об административном правонарушении представлены другие доказательства.
- предписание от <ДАТА8> <НОМЕР> об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования и охраны недр, которым <ОБЕЗЛИЧЕНО> предписано в срок до <ДАТА7> в соответствии с основными требованиями по рациональному использованию и охране недр п.4 ст. 23 и ст. 29 закона «О недрах» обеспечить соблюдение требований законодательства РФ в части выполнения установленного порядка пользования недрами: проведение государственной экспертизы запасов рудного золота;
- акт проверки от 09.06.2021;
- положение об отделе главного геолога, утвержденное генеральным директором <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ДАТА9>, с которым <ФИО1> ознакомлен <ДАТА10>
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
Из протокола об административном правонарушении в отношении <ФИО1> следует, что юридическим лицом <ОБЕЗЛИЧЕНО> где <ФИО1> является ответственным лицом за сегмент деятельности предприятия по соблюдению законодательства в области геологии, не выполнены условия пользования недрами, предусмотренные лицензией ХАБ 02572 БЭ по предписанию от <ДАТА6> <НОМЕР>.
Вместе с тем, на основании заявления <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА12> <НОМЕР> Департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу было приостановлено право пользования недрами по лицензии ХАБ 02572 БЭ до <ДАТА13>
Таким образом, мировым судьей установлено, что у <ОБЕЗЛИЧЕНО> отсутствовала объективная возможность в установленный срок исполнить требования предписания, поскольку право <ОБЕЗЛИЧЕНО> пользования недрами по лицензии ХАБ 02572 БЭ приостановлено до <ДАТА13>
Ответственность за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризующееся умышленной формой вины, наступает в случае, если законное требование контролирующего органа игнорируется лицом, ответственным за его выполнение.
Между тем, факт игнорирования и умышленного невыполнения требований предписания не установлен, вина должностного лица в невыполнении в установленный срок предписания органа, осуществляющего контроль за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды, не установлена.
В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, в материалы дела об административном правонарушении не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих виновность <ФИО1> в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, в данном случае необходимый элемент состава административного правонарушения, а именно вина должностного лица, отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, мировой судья не находит в действиях главного геолога <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО1> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 29.9., 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного геолога <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО1>, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ — в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня получения (вручения). Мировой судья Ю.Р.Абдуллина