Решение по делу № 5-100/2019 от 01.04.2019

Дело №5-108-100/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

01 апреля 2019 года г. Волгоград<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка №108 Волгоградской области (400011, г.Волгоград, пр. Университетский, 64) Парамонова Ю.В., рассмотрев поступивший на судебный участок 18 февраля 2019 года административный материал в отношении ООО «Домовладелец Советского района», ИНН 3446016170, ОГРН 1043400417367, юридический и фактический адрес: г. Волгоград, ул. Чебышева, д.38/1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,

установил:

ООО «Домовладелец Советского района» не исполнены обязанности по договору управления многоквартирным домом 52 по ул. им. Чебышева в г.Волгограде, а именно при осмотре кровельного покрытия со стороны дворового фасада, в границах карнизной части здания установлены снежные навесы, также выявлены снежно-ледяные образования, тем самым нарушены требования п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила содержания), п.п. 3.6.14, 4.6.4.6, 4.6.1.23 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - ПиН), п. 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).

В судебном заседании представитель ООО «Домовладелец Советского района» по доверенности Семененко С.Н. просил на основании ст.2.9 КоАП РФ признать совершенное ООО «Домовладелец Советского района» правонарушение малозначительным, поскольку согласно актам выполненных работ все работы произведены своевременно и в кратчайшие сроки.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, консультант инспекционного отдела инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Казанцев А.И. в судебном заседании полагал, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, с учётом принятия юридическим лицом оперативных мер по устранению допущенных нарушений и представленных актов о выполненных работах, полагал необходимым объявить юридическому лицу устное замечание и юридическое лицо от административной ответственности освободить в связи с малозначительностью правонарушения. Представитель Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, заместитель начальника отдела административной практики, действующая на основании доверенности, Харченко М.С., в судебном заседанииуказала, что процедура проведения государственного контроля в виде мероприятий систематического наблюдения в отношении ООО «Домовладелец Советского района» проведена в соответствии с законом, в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, с учётом принятия юридическим лицом оперативных мер по устранению допущенных нарушений и представленных актов о выполненных работах, полагала необходимым объявить юридическому лицу устное замечание, освободив его от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ  осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно п.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее по тексту - Положение о лицензировании) лицензионными требованиями к лицензиату являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N499-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

На основании п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. Техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с ч.1.2 ст.161 ЖК РФ, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и являются обязательными для организаций, принявших на себя обязательства по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Судом по делу установлено, что ООО «Домовладелец Советского района» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 034-000075 от 16.04.2015.

Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в соответствии с планом-графиком № СН2, утверждённым руководителем инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (л.д.31-32), с 09.01.2019 по 14.09.2019 г. проведено систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ООО «Домовладелец Советского района» своей деятельности по содержанию общего имущества в многоквартирных домах г.Волгограда, а именно: надлежащему содержанию благоустроенных придомовых территорий (пункт 56 административного регламента исполнения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного приказом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 26 декабря 2014 г. № 160).

Пунктом 3.6.14 ПиН установлено что, накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы.

В соответствии с п. 4.6.4.6 ПиН крыши с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега. Очистка от снега и льда крыш должна поручаться рабочим, знающим правила содержания кровли, имеющие допуск к работе на высоте, и выполняться только деревянными лопатами. Повреждение кровли, свесов, желобов и водоприемных воронок необходимо устранять немедленно. На кровлях с уклоном катов более 45 градусов и свободным сбрасыванием воды (черепичных, гонтовых, драночных) очищать снег следует только в разжелобках, над карнизами и в других местах скопления снега. На участках территории, где производятся работы по сбрасыванию снега с крыш, необходимо обеспечить безопасность пешеходов.

Согласно п. 4.6.1.23 ПиН удаление наледей и сосулек производится по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.

В соответствии с п. 24 Минимального перечня к работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года относятся: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Факт совершения ООО «Домовладелец Советского района» правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, нашел свое подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № СН2-1 от 18.01.2019 г. (л.д.3-7), актами о приеме работ от 31.12.2018 г., от 15.01.2019 г. (л.д.21,22), договором подряда от 15.12.2018 г. (л.д.23-24), актом от 14.01.2019 г. (л.д.25), актом осмотра № СН2 (л.д.26-30), планом-графиком № СН2 (л.д.31-32).

Оснований не доверять материалам административного дела у суда не имеется, поскольку суду представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении ООО «Домовладелец Советского района» административного правонарушения. Противоречий в представленных доказательствах судом не установлено.

Вместе с тем, статьёй 3.1 части 1 Кодекса Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях при малозначительности совершённого админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответ­ственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, из смысла статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из конституционного принципа (ст.1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст.18, 19, и ч.1 ст.50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Судом по делу не установлено пренебрежительного отношения руководителя ООО «Домовладелец Советского района» Шишкина В.А. к исполнению своих публично-правовых обязанностей по содержанию объектов, такие доказательства в деле отсутствуют.

В судебное заседание представителем ООО «Домовладелец Советского района»  представлен договор подряда от 15.12.2018 г. (л.д.23-24), в соответствии с которым, подрядчик принял на себя обязательство по очистке от снега, наледи и льда (удаление сосулек) козырьков подъезда, кровель многоквартирный домов, находящихся в управлении заказчика (ООО «Домовладелец Советского района»).

Согласно актам о приеме работ от 31.12.2018 г. и 15.01.2019 г. (л.д. 21,22), и акту от 14.01.2019 г. (л.д. 25), работы по очистке от снега, наледи и льда (удаление сосулек) козырьков подъезда, кровель многоквартирных домов выполнены в полном объеме.

Согласно акту осмотра № сн№2 от 14.01.2019 г. (л.д. 26-30), в котором отражены выявленные нарушения требований п. 10 Правил содержания, п.п. 3.6.14, 4.6.4.6, 4.6.1.23 ПиН, п. 24 Минимального перечня.

При таких обстоятельствах, с учётом позиции должностных лиц Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, мировой судья считает, что допущенное ООО «Домовладелец Советского района нарушение КоАП РФ, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных интересов.

По этим основаниям мировой судья считает необходимым освободить ООО «Домовладелец Советского района» от ответственности за совершённое правонарушение, ограничившись устным замечанием.

По мнению суда, объявление юридическому лицу устного замечания обеспечит реализацию задач законодательства об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ч.2 ст.14.1.3, 2.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

постановил:

объявить ООО «Домовладелец Советского района» устное замечание и от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, освободить в связи с малозначительностью данного правонарушения, производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Советский районный суд г. Волгограда со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка №108 Волгоградской области.

Мировой судья                                                                                  Ю.В. Парамонова