№5-105- 363/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Волгоград 5 июля 2021 г.
пр. Ленина 67 а,
Мировой судья судебного участка № 105 Волгоградской области Панчишкина Н.В., единолично рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении директора ГАУ ВО «ЦСП Олимп» Петрова Алексея Александровича, <ДАТА2> г.р., уроженца <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающего по адресу: <АДРЕС>, о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ,
установил:
директор ГАУ ВО «ЦСП Олимп» Петров А.А., будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по осуществлению публично значимых функций, нарушил установленный ФЗ № 59 порядок рассмотрения обращений граждан, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
13.04.2021 в ГАУ ВО «ЦСП Олимп» обратились <ФИО1> и <ФИО2> с заявлениями о компенсации проезда и проживания при проведении чемпионата России в г. Казань. Однако в принятии заявлений у вышеуказанных лиц отказано со ссылкой на ограничительные меры, вызванные новой короновирусной инфекцией. В связи с чем начальником отдела правового и кадрового обеспечения Шишатской А.В. заявителям указано, что все обращения им следует направить в ГАУ ВО «ЦСП Олимп» по почте.
Кроме этого, 16.04.2021 и 17.04.2021 в ГАУ ВО «ЦСП Олимп» поступили обращения <ФИО1>, <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО2>, <ФИО5>, <ФИО6>, <ФИО7>, <ФИО8>, <ФИО9> по вопросу возмещения расходов на проезд и проживание при проведении соревнований в г. Казань. Однако указанные обращения не зарегистрированы в книге входящей корреспонденции ГАУ ВО «ЦСП Олимп».
В судебном заседании Петров А.А. не присутствовал, извещен надлежаще, доверил защиту его прав Шишатской Анне Валерьевне, которая не согласилась с составленным в отношении Петрова А.А. протоколом, указав, что он не является должностным лицом органа, обладающего публично значимыми функциями, а потому субъектом вменяемого правонарушения. ГАУ ВО «ЦСП Олимп» не является юридическим лицом, обладающим публично значимыми функциями и не должно вести прием граждан, принимать их обращения и давать ответы на них. Инструкцией по делопроизводству не предусмотрена регистрация заявлений, содержащих требование о выплате расходов, понесенных спортсменами.
Потерпевшие в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Старший помощник прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Ершова А.С., настаивала, что действия должностного лица квалифицированы верно и настаивала на привлечении его к административной ответственности.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, мировой судья считает, что в действиях директора ГАУ ВО «ЦСП Олимп» Петрова Алексея Александровича имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Согласно ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59-ФЗ) обращениями граждан являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. К заявлениям относятся просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона №59-ФЗ личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Согласно ст. 5 Закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с п. 1.2 устава ГАУ ВО «ЦСП Олимп», утвержденного приказом комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 09.04.2019 № 262 (далее - Устав), учреждение является физкультурно- спортивной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органом государственной власти в сфере физической культуры и спорта, в том числе по участию спортивных сборных команд Волгоградской области в межрегиональных и во всероссийских спортивных соревнованиях.
Предметом деятельности учреждения согласно п. 2.3 Устава является:
обеспечение подготовки спортивных сборных команд;
координации деятельности физкультурно-спортивных организаций Волгоградской области по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Волгоградской области;
методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения согласно п. 4.14 Устава осуществляется, в том числе, за счет субсидий из областного бюджета.
Согласно п. 2.4 Устава для достижения целей и в соответствии с предметом деятельности учреждение осуществляет в установленном законодательством порядке основные виды деятельности, одним из которых является обеспечение участия спортивных сборных команд Волгоградской области в официальных спортивных мероприятиях.
Функции и полномочия учредителя автономного учреждения осуществляет Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Директором учреждения является Петров Алексей Александрович, который в силу п. 6.5 Устава ГАУ ВО «ЦСП Олимп» осуществляет вопросы текущего руководства учреждения.
13.04.2021 в ГАУ ВО «ЦСП Олимп» обратились <ФИО1> и <ФИО2> с заявлениями о компенсации проезда и проживания при проведении чемпионата России в г. Казань. Однако, в принятии заявлений у вышеуказанных лиц отказано со ссылкой на ограничительные меры, вызванные новой короновирусной инфекцией. В связи с чем начальником отдела правового и кадрового обеспечения Шишатской А.В. заявителям указано, что все обращения им следует направить в ГАУ ВО «ЦСП Олимп» по почте. Данный факт не оспаривался Шишатской А.В. и подтверждается копиям жалоб потерпевших, исследованными в судебном заседании.
Кроме этого, установлено, что 16.04.2021 и 17.04.2021 в ГАУ ВО «ЦСП Олимп» поступили обращения <ФИО1>, <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО2>, <ФИО5>, <ФИО6>, <ФИО7>, <ФИО8>, <ФИО9> по вопросу возмещения расходов на проезд и проживание при проведении соревнований в г. Казань. В судебном заседании не оспаривалось, что данные заявления не были зарегистрированы в книге входящей корреспонденции ГАУ ВО «ЦСП Олимп» и данный факт подтверждается исследованной в судебном заседании копией книги (л.д. 124,126-128).
Частью 2 статьи 8 Закона № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Пунктом 3 статьи 8 Закона № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Таким образом, любое заинтересованное лицо вправе обратиться в ГАУ ВО «ЦСП Олимп», а у Учреждения возникает обязанность принять заявление и зарегистрировать его.
Факт совершения вменяемого Петрову А.А. правонарушения подтверждается также исследованным в судебном заседании постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, письменными объяснениями потерпевших, копией книги входящей корреспонденции ГАУ ВО «ЦСП Олимп».
Указанные документы составлены в соответствии с требованиями Закона и у суда не имеется оснований сомневаться в их достоверности. Процессуальных нарушений при сборе доказательств не допущено.
Анализ и оценка вышеприведенных доказательств позволяет прийти к выводу о том, что действия директора ГАУ ВО «ЦСП Олимп» Петрова Алексея Александровича квалифицированы верно по ст. 5.59 КоАП РФ, поскольку установлено, что он, будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по осуществлению публично значимых функций, нарушил установленный ФЗ № 59 порядок рассмотрения обращений граждан, в частности, обращения граждан не были зарегистрированы, им было отказано в личном приеме.
В ст. 72 Конституции РФ к ведению Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе, отнесены вопросы физической культуры и спорта.
В Уставе ГАУ ВО «ЦСП Олимп» сказано, что целями создания является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта.
Поскольку публично-значимой функцией является деятельность по осуществлению полномочий социально важных для населения, принимая во внимание цели создания учреждения, определенные в Уставе, то ГАУ «ВО ЦСП «Олимп», безусловно, является органом, на который возложено осуществление публично значимых функций, а потому доводы защитника не могут быть положены в основу решения о прекращении производства по делу.
Вместе с тем, хотя бездействие Петрова А.А. формально и содержат все признаки состава инкриминируемого ему правонарушения, однако, исходя из оценки конкретных обстоятельств дела и положений ст. 2.9 КоАП РФ, считаю, что в данном случае совершенное административное правонарушение является малозначительным ввиду следующего.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Установлено, что фактически заявления спортсменов были приняты в работу, несмотря на то, что не были зарегистрированы. При этом, личный прием осуществлен не был ввиду введённых мер по борьбе с короновирусной инфекцией, однако обращения были направлены по почте и доставлены адресату.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют с очевидностью, что нарушения, допущенные должностным лицом, не могли повлечь существенного нарушения прав и интересов граждан, причинить значительный вред охраняемым федеральным законом общественным отношениям, либо создать реальную угрозу ее интересам.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что вынесением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и его рассмотрением судом была достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, прихожу к выводу, что применение в данном случае к Петрову А.А. административного наказания в виде штрафа в сумме 5000 руб. носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении административного правонарушения предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При установленных по данному делу обстоятельствах нахожу, что устное замечание, как мера порицания за формальное совершение вменяемого правонарушения, будет являться достаточным для достижения указанных в ст. 1.2 КоАП задач административного законодательства.
На основании ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ГАУ ВО «ЦСП Олимп» Петрова Алексея Александровича о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, прекратить по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ.
Директора ГАУ ВО «ЦСП Олимп» Петрова Алексея Александровича от административной ответственности освободить, объявив устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Мировой судья Панчишкина Н.В.