Дело № 2а-AN-111/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> РС (Я) 14 августа 2018 года
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Семенова С.А. единолично,
с участием и.о. прокурора <адрес> Республики Саха (Якутия) Слепцова П.Н.,
представителя административного истца Находкиной П.В.,
представителя административного ответчика Андреевой С.В.,
при секретаре Ивановой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СПИРИДОНОВА С.С. избирательной комиссии <адрес> улус (район)» о признании незаконным и об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования МО «<адрес> улус (район)»,
УСТАНОВИЛ:
Гражданин Спиридонов С.С. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что с принятым решением избирательной комиссии не согласен.
В судебном заседании представитель административного истца Находкина П.В. поддержала требования Спиридонова С.С., пояснила при этом, что указанные в отказе комиссии причины не являются препятствием для регистрации кандидата, избиратели, указанные в подписных листах, действительно поддержали самовыдвижение Спиридонова С.С. Просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес> улус (район) от <дата> <номер> об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «<адрес> улус (район)» СПИРИДОНОВА С.С.. Возложить на Избирательную комиссию муниципального образования «<адрес> улус (район) обязанность по регистрации кандидата на должность главы МО «<адрес> улус (район)» Спиридонова С.С.
В судебном заседании представитель административного ответчика Андреева С.В. поддержала возражение от <дата> за исх. <номер>, и пояснила, что на основании подпункта 9 пункта 4.4 статьи 43 Закона РС (Я) от 28.09.2011 года 964-З №815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» и на основании подпункта 7 пункта 9 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» решением избирательной комиссии МО от <дата> за <номер> кандидату Спиридонову С.С. было отказано в регистрации. На основании вышеизложенного просит суд отказать в иске Спиридонова С.С.
Суд, заслушав выступления представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагающего, что административное исковое заявление подлежит отказу в удовлетворении, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с ч.1 ст.75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом.
В силу подпункта 24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Аналогичное положение предусмотрено п.6 ст.92 и ст.44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (далее - Закон РС (Я).
В соответствии с п.1 ст.41 Закона РС (Я) в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования собираются подписи избирателей
Основанием отказа в регистрации кандидата является, оформления подписных листов в поддержку выдвижения Спиридонова С.С..
В судом установлено, что кандидатом Спиридоновым С.С. подписанные листы оформлены с нарушением пункта 6 статьи 41 Закона РС (Я) «О муниципальных выборах в РС (Я)», изготовление и оформление подписных листов не соответствует приложению №6 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в частности, сведения о кандидате и выборах указаны на первом листе, а заверительная подпись сборщика подписей, то есть самого кандидата и сведения о сборщике подписей указаны на последнем листе.
Согласно п.п. 8, 13, 14 и 16 статьи 37 Федерального подписной лист должен соответствовать утвержденной форме, то есть содержать сведения о кандидате и сборщике подписей, содержать заверительную подпись сборщика подписи и кандидата. При этом возможность разделения подписного листа на несколько страниц не предусмотрена.
Из копии итогового протокола от <дата> следует, что из 28 заявленных подписей 2 признаны недостоверными.
Из копии подписных листов следует, что только первый лист содержит вводные данные о кандидате, затем на первом листе 2 подписи, на втором листе 12 подписей, на 3 листе 12 подписей, на 4 листе 2 подписи, нумерация сквозная до 28, что является нарушением ч.6 ст.41 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)». Как следует из копий подписных листов, представленных Спиридоновым С.С. в свою поддержку, подписные листы оформлены с нарушением требований ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и не соответствуют приложению №6 к Федеральному закону.
В связи с тем, что подписные листы не соответствуют требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в соответствии с пп. «и» п.64 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст. 41 Закона РС(Я) №815- IV, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 6 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. 13 ст. 41 Закона РС(Я) N 815-IV, при сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов подписной лист должен быть заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей, и кандидата или уполномоченного представителя избирательного объединения. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения. При заверении подписного листа кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения против своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения. Если кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения сам собирал подписи и удостоверил подписной лист в качестве лица, собравшего подписи, вторая удостоверительная подпись может не вноситься.
В соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п.12 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения (п.13 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Из формы подписного листа в приложении 6 к Федеральному закону N 67-ФЗ, следует, что подписной лист начинается указанием на выборы главы муниципального образования, даты голосования. Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение или выдвижение кандидата в главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования гражданина с указанием гражданства, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе которой указан номер по порядку, во второй - фамилия, имя, отчество, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи, в седьмой - подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серия и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица осуществлявшего сбор подписей, и дата ее внесения.
Подписывает этот лист кандидат с указанием фамилии имени отчества и даты ее внесения.
Таким образом, порядок заполнения и заверения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования установлен федеральным законом. Приложения к Федеральному закону N 67-ФЗ, являются неотъемлемыми частями указанного закона, и положения, установленные приложениями, подлежат неукоснительному соблюдению, так же как и нормы названного законодательного акта. Тем более, что на это прямо указывает пункт 8 ст.37 Федерального закона N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не имеется правовых оснований для признания решения избирательной комиссии незаконным.
Доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении не могут служить поводом к отмене верного по существу решения избирательной комиссии, и в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления СПИРИДОНОВА С.С. избирательной комиссии МО «<адрес> улус (район)» о признании незаконным и об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования МО «<адрес> улус (район)» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней с момента принятия решения через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья С.А.Семенов