Дело № 5-59/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 февраля 2016 года с. Белозерское<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка № 2 Белозерского судебного района Курганской области Самаева Алья Анатольевна (Курганская область, Белозерский район, с. Белозерское, ул. Советская, 38), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица:
Администрации Белозерского района Курганской области, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС> ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата государственной регистрации <ДАТА2>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от <ДАТА3> <НОМЕР> Администрацией Белозерского района Курганской области, зарегистрированной по адресу: <АДРЕС> в установленный срок до <ДАТА4>, не выполнен пункт 1 законного предписания Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области от <ДАТА5> <НОМЕР> об устранении выявленных нарушений, а именно:
- Администрацией Белозерского района Курганской области, автомобильные дороги общего пользования местного значения, находящиеся <АДРЕС>), не включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курганской области, не включены в перечень автомобильных дорог, общего пользования местного значения (собственность муниципального района), в соответствии с критериями отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования местного значения. Тем самым, не обеспечено выполнение требований пункта 10 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В ходе рассмотрения дела законные представители юридического лица Еланцев С.В., Федоров А.П. с протоколом не согласились, вину не признали. Указав, что данные дороги не используются, не ремонтировались и не обслуживались, не имеют ни экономического, ни социального значения для жителей и предприятий Белозерского района. Данные дороги разрушены, заросли древесной растительностью. <ДАТА7> в Управлении Автомобильных дорог Курганской области поднимался вопрос о включении дороги Шмаково (Варгашинский район) - Новодостовалово (Белозерский район), в перечень муниципального, а затем в перечень государственного имущества Курганской области. Заслушав Глав Белозерского и Варгашинского районов было принято решение о нецелесообразности направлять средства муниципальных дорожных фондов и субсидий областного бюджета на оформление правоустанавливающих документов на данную дорогу. В соответствии с пунктом 10 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Вышеперечисленные дороги относятся к дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечень которых утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и находятся в собственности субъекта Российской Федерации. Исходя из выше сказанного, Администрация Белозерского района не вправе регистрировать данные объекты в собственность Белозерского района. Кроме того на оформление данных дорог в собственность Белозерского района необходимы значительные денежные средства, которые на 2015 год в бюджете Белозерского района не были запланированы. Стоимость кадастровых работ составляет 240 000 рублей.
Представитель административного органа Мартьянов А.В., действующий на основании доверенности, пояснил, что в действиях юридического лица состав вмененного административного правонарушения имеется, просил о назначении административного наказания в соответствии санкцией статьи в виде административного штрафа в минимальном размере. При этом указал, что предписание выдано на основании картографических карт, фактического обследования указанных автомобильных дорог не проводилось.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, <ДАТА5> Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области Администрации Белозерского района Курганской области выдано предписание <НОМЕР> об устранении выявленных нарушений о необходимости в установленный данным предписанием срок - <ДАТА4>, устранить выявленные нарушения. А именно юридическому лицу предписано, автомобильные дороги общего пользования местного значения, находящиеся в <АДРЕС>), не включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курганской области, включить данные дороги в собственность муниципального района, в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данное предписание в установленном законом порядке обжаловано не было.
Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля).
Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно указанному предписанию предъявляемые Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области требования основаны на положениях Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ). Действие данного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (статья 1 названного Закона).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с ч. 10 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются: органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов России к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ).
Судом установлено, что указанные в предписании автомобильные дороги юридически не оформлены, на них отсутствуют технические паспорта, идентификационные номера не присвоены, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены, что законными представителями юридического лица не оспаривалось.
Вместе с тем, часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Соответственно предписание выносится по результатам выявленного нарушения и для его устранения.
Согласно акту <НОМЕР> от <ДАТА5>, на основании которого Администрации Белозерского района Курганской области <ДАТА5> выдано предписание <НОМЕР>, в ходе проверки установлено, что на территории Белозерского района имеются автомобильные дороги общего пользования, находящиеся вне границ населенных пунктов поселений и не включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Белозерского района Курганской области: <АДРЕС>). Их общую протяженность необходимо установить при проведений инвентаризации недвижимого имущества в части автомобильных дорог. Данные автомобильные дороги являются грунтовыми с поднятым земляным полотном и по ним осуществляется регулярное движение автомобилей. В соответствии с критериями отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования местного значения они должны находиться в собственности муниципального района.
Однако судом установлено, что фактическое обследование и фактическое наличие указанных в предписании автомобильных дорог не проводилось, что подтверждается отзывом начальника УГАДН по Курганской области от <ДАТА11> <НОМЕР>, вывод о том, что данные автомобильные дороги являются грунтовыми с поднятым земляным полотном и по ним осуществляется регулярное движение автомобилей, материалами дела не подтверждается. Доводы юридического лица о том, что данные дороги не используются, не имеют ни экономического, ни социального значения для жителей и предприятий Белозерского района, данные дороги разрушены, УГАДН по Курганской области не опровергнуты.
При изложенных обстоятельствах указанное выше предписание является незаконным и его невыполнение не образует состав правонарушения по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Белозерского района Курганской области в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица Администрации Белозерского района Курганской области ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Копию постановления вручить законным представителям юридического лица и направить в Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области. Постановление можетбыть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Белозерский районный суд Курганской области путем подачи жалобы через мирового судью.
Мировой судья А.А. Самаева