Дело № 2-114/2021 г.
<НОМЕР>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года гор. Кизляр, РД
Мировой судья судебного участка № 65 Кизлярского района Республики Дагестан Шеховцова Л.А., при секретаре Колтуновой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан к Мухтарову <ФИО1> и Мухтаровой <ФИО2> о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным пенсионером в размере 9 600 рублей,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее ГУ-ОПФР по РД) обратилось в суд с иском к Мухтарову В.А. и Мухтаровой Р.А. о взыскании переплаченной компенсационной доплаты к пенсии по уходу за нетрудоспособным пенсионером, мотивируя исковые требования тем, что Мухтаров В.А как инвалид первой группы в декабре 2008 года обратился с заявлением о назначении за ним ухаживающей - Мухтаровой Р.А. Одновременно Мухтарова Р.А. обратилась в УОПФР г. Кизляра и Кизлярского района с заявлением о назначении компенсационной выплаты по уходу за Мухтаровым В.А., как представитель лица, осуществляющего уход, и расписалась об обязательстве в случае трудоустройства лица, осуществляющего уход сообщить в УОПФР г. Кизляра и Кизлярского района. По распоряжению комиссии УОПФР г. Кизляра и Кизлярского района Мухтарову В.А. на основании представленных документов была назначена компенсационная выплата за уход в размере 1 200 рублей ежемесячно, перечисление которой производится непосредственно к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии. В ноябре 2019 года в ходе проверки индивидуальных сведений, по страховым взносам работающих, было выявлено, что ухаживающая Мухтарова Р.А. являлась работающей с 01 апреля 2019 года по 30 ноября 2019 года, в связи с чем образовалась переплата компенсационной выплаты за указанный период, которую истец просит взыскать с Мухтарова В.А.
Определением мирового судьи судебного участка № 65 Кизлярского района РД от 22 апреля 2021 года к участию в деле по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан к Мухтарову <ФИО1> незаконно полученной компенсационной выплаты в размере 9 600 рублей, в качестве соответчика привлечена Мухтарова Р.А.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца по его ходатайству.
Ответчик Мухтаров В.А. в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которому исковые требования признает и просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Соответчик Мухтарова Р.А. в судебное заседание не явилась, представила письменное возражение относительно предъявленных требований, согласно которому с исковыми требованиями не согласна, Мухтаров В.А. является родным братом ее мужа, по его просьбе согласилась временно оформиться по уходу за Мухтаровым В.А. Как проходила процедура оформления не знает, сама в УОПФР г. Кизляра и Кизлярского района с заявлением о назначении компенсационной выплаты по уходу за Мухтаровым В.А не обращалась, никаких заявлений не подписывала и не знала об обязанности уведомления органа, осуществляющего выплату пенсии, об обстоятельствах влекущих прекращение выплат, так как не подписывала никакого документа на этот счет. Денежные средства не получала.
Исследовав материалы дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 2, 30 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение в случаях установленных законом.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (далее - Указ) с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
При этом, по смыслу Указа, под «неработающими трудоспособными лицами» понимаются граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
В пункте 3 Указа содержится поручение Правительству Российской Федерации определить источники финансирования данных выплат и порядок их осуществления.
Во исполнение данного поручения Правительство Российской Федерации постановлением от 04 июня 2007 года №343 утвердило Правила, регламентирующие порядок, условия назначения и прекращения данных компенсационных выплат.
Согласно п.п.2 и 3 Правил, ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
В силу п.п.7 и 8 Правил заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема. Выплата осуществляется на основании решения о ее назначении, принятого органом, осуществляющим выплату пенсии при предоставлении заявления лица, осуществляющего уход. Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
Из совокупности приведенных норм следует, что компенсационные выплаты предусмотрены исключительно для неработающих трудоспособных граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющими вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
В соответствии с п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат выплата прекращается в случае смерти нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществляющего уход, а также признание их в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующими, назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера, назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице, выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (п.10 Постановления Правительства N 343).
В соответствии с п.5 ст.26 Федерального Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты.
Статья 28 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» предусматривает что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Таким образом, Гражданский кодекс РФ предусматривает понятие реального ущерба, как части убытков.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
В соответствии с п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 23 декабря 2008 года Мухтаров <ФИО1>, как инвалид первой группы (справка <НОМЕР>), обратился с заявлением в ГУ-ОПФР по РД Кизлярского района Республики Дагестан о назначении за ним ухаживающей Мухтаровой <ФИО3> (л.д. 10-12).
Одновременно Мухтарова Р.А. обратилась в ГУ-ОПФР по РД Кизлярского района Республики Дагестан с заявлением об оформлении по уходу за Мухтаровым <ФИО1>, так как она не работает и производит уход за ним и расписалась об обязательстве в случае трудоустройства, выезда из района, оформления на какой-либо вид пенсии, оформления пособия по безработице или занятием индивидуально-предпринимательской деятельностью сообщить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Кизляра и Кизлярского района Республики Дагестан (л.д.18).
По распоряжению комиссии Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Кизляра и Кизлярского района Республики Дагестан Мухтарову В.А. на основании представленных документов была назначена ежемесячная компенсационная выплата за уход.
При обращении с заявлением ответчик был предупрежден что лицо, осуществляющее уход, в случае поступления на работу, назначения ему пенсии или другой компенсации, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации обязано в течение 5-ти дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) указанную компенсацию, о наступлении таких обстоятельств.
В заявлении в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Кизляра и Кизлярского района Республики Дагестан от 23 декабря 2008 года Мухтаров В.А. дал свое согласие на осуществление за ним ухода Мухтаровой Р.А. (л.д.12).
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Кизляре и Кизлярском районе Республики Дагестан № <НОМЕР> от 03 марта 2021 года установлено, что трудоспособное лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным Мухтаровым В.А., которому установлена выплата с 01 апреля 2019 года по 30 ноября 2019 года осуществляла трудовую деятельность, в связи с чем образовалась переплата в размере 9 600 рублей.
Факт трудоустройства соответчика Мухтаровой Р.А. в период с 01 апреля 2019 года по 30 ноября 2019 года подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица <НОМЕР> и не оспаривается сторонами в судебном заседании.
О данном факте трудоустройства ответчиками в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Кизляра и Кизлярского района Республики Дагестан сообщено не было, ввиду этого образовалась переплата.
Согласно представленному истцом расчету размер переплаты, полученной ответчиком Мухтаровым В.А., за период с 01 апреля 2019 года по 30 ноября 2019 года составил 9 600 рублей.
Из возражения Мухтаровой Р.А. усматривается, что указанная компенсационная выплата перечислялась непосредственно Мухтарову В.А. и она денежные средства не получала.
Представленные истцом письменные доказательства подтверждают доводы Мухтаровой Р.А. о том, что начисление компенсационной выплаты производилось к пенсии Мухтарова В.А., который фактически получал и пользовался компенсационной выплатой в отсутствии предусмотренных законных оснований, Мухтарова Р.А. получателем указанных денежных средств не являлась, доказательств обратного сторонами представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, установив факт наступления обстоятельства, влекущего прекращение компенсационной выплаты, руководствуясь положениями вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу, что Мухтаров В.А. нарушил требования действующего законодательства, ущерб возник в связи с неосновательным получением именно им компенсационной выплаты, начиная с 01 апреля 2019 года по 30 ноября 2019 года, поэтому возмещение ущерба, причиненного Пенсионному фонду Российской Федерации должно производиться за его счет.
Возможность взыскания излишне полученной суммы компенсационной выплаты следует и из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1455, должно производиться с того лица, которое фактически получало эту выплату и пользовалось ею в отсутствие предусмотренных законных оснований.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для взыскания суммы переплаты ежемесячной компенсации по уходу с Мухтаровой Р.А., поскольку она не являлся непосредственным получателем ежемесячных компенсационных выплат.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Данные положения закона подлежат толкованию во взаимосвязи с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, согласно которой в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Следовательно, ответчики, если они относятся к кругу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, освобождаются от ее уплаты, в том числе и в порядке возмещения государству пошлины, от уплаты которой был освобожден истец при обращении в суд.
С учетом изложенных обстоятельств и норм материального права, судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. следует отнести за счет государства.
В соответствии со ст.22,26,28 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ст.1064, 1102 ГК РФ, ст.ст. 3, 22, 28, 88, 98, 103, 194-199 ГПК РФ, мировой судья
решил:
Исковое заявление Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан к Мухтарову <ФИО1> и Мухтаровой <ФИО2> о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным пенсионером в размере 9 600 рублей, удовлетворить частично.
Взыскать с Мухтарова <ФИО1> в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан переплаченную компенсационную выплату к пенсии по уходу за нетрудоспособным пенсионером в размере 9 600 (девять тысяч шестьсот) рублей.
В удовлетворении исковых требований к Мухтаровой <ФИО2> отказать.
Судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. отнести за счет государства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кизлярский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мировой судья Л. А. Шеховцова