Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 14 июня 2012 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Степановой Л.С.,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Горбинская основная общеобразовательная школа № (далее МБОУ Горбинская ООШ №), Управлению образования администрации Шарыповского района и администрации Шарыповского района о признании бездействия МБОУ Горбинская ООШ №, выразившегося в неисполнении п. 1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на МБОУ Горбинская ООШ №, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить п. 4.2. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», оборудовать здание Александровского образовательно-досугового центра МБОУ Горбинская ООШ № канализацией,
Установил:
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Аккерт М.Р., действующий на основании доверенности, выданной руководителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ Горбинская ООШ №, Управлению образования администрации Шарыповского района и администрации Шарыповского района с иском о признании бездействия МБОУ Горбинская ООШ № 12, выразившегося в неисполнении п. 1 предписания должностного лица территориального отдела Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на МБОУ Горбинская ООШ №, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить невыполненный пункт указанного предписания. В обосновывая своих требований истец указал, что в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями санитарного законодательства в МБОУ Горбинская ООШ №, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Гнеденко Е.Ю. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной с 02 по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой проверки было установлено, что юридическим лицом не выполнен пункт 1 вышеуказанного предписания, а именно не устранены нарушения п. 4.2. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» в частности здание учреждения не обеспечено канализацией. Несоблюдение указанных требований санитарного законодательства создает угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди учащихся и иных лиц, которые посещают помещение школы. МОУ Горбинская ООШ № приказом Управления образования администрации Шарыповского района № от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горбинская основная общеобразовательная школа №. Как следует из п. 1.3. Устава школы Учредителем МБОУ Горбинская ООШ № является муниципальное образование Шарыповский район, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования администрации Шарыповского района. Согласно п. 1.4 Устава школы МБОУ Горбинская ООШ № является юридическим лицом, п. 1.7. Устава гласит, что Учреждение имеет досуговый центр, расположенный по адресу: <адрес>, как структурное подразделение, именуемое Александровский досуговый центр МБОУ Горбинской ООШ №. Как следует из п.п. 6.2-6.2.2. Устава к компетенции Учредителя относится осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания Учреждением в порядке, утверждённом Учредителем. Согласно п. 3.1. изменения к Уставу МБОУ Горбинская ООШ № источниками формирования имущества и денежных средств Учреждения являются: бюджетные ассигнования, выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущество, закрепляемое на праве оперативного управления, пожертвования, доходы от призов, поощрительных вознаграждений, грантов Учреждению. Как следует из п. 3.4 изменения к Уставу МБОУ Горбинская ООШ № финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в виде субсидий из краевого и муниципального бюджета. При таких обстоятельствах, с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, истец просит признать бездействие МБОУ Горбинская ООШ №, выраженное в неисполнении предписания должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на МБОУ Горбинская ООШ №, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместную обязанность выполнить п. 4.2. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», а именно оборудовать здание Александровского образовательно-досугового центра МБОУ Горбинская ООШ № канализацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Остренко Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ Горбинская ООШ № – директор школы Новохатько Н.П. в судебное заседание не явилась, в своем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме, указала, что последствия признания иска ей понятны (л.д. 102).
Представитель ответчика – Управления образования администрации Шарыповского района Квитко Ю.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 111), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления образования, указала, что с исковыми требованиями ответчик согласен (л.д. 110).
Представитель ответчика – Администрации Шарыповского района Ляхов А.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109), в своем письменном отзыве исковые требования не признал, указал, что предписание администрации Шарыповского района не выдавалось, ответственность за его выполнение была возложена на руководителя школы, заявителем не доказан факт недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении школы и необходимых для выполнения предписания, просил в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации (л.д. 107-108).
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления образования администрации Шарыповского района, Администрации Шарыповского района и представителя МБОУ Горбинская ООШ №.
Исследовав заявления сторон, материалы дела, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора, суд считает, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд, в случае нарушения санитарного законодательства.
Поскольку каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, это означает наличие права Управления Роспотребнадзора по Красноярскому на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 28 Закона закреплено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании п. 3 ст. 39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Одним из задач МБОУ Горбинская ООШ №, согласно Уставу учреждения, является: обеспечение охраны и укрепление здоровья обучающихся лиц (п. 2.2. л.д. 52).
Предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, непосредственно регламентируются в том числе и СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», согласно п. 4.2 которых водоснабжение и канализация учреждений дополнительного образования должны быть централизованными.
Статья 46 Закона определяет, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор кроме прочих осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Закона должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
В соответствии с п. 9 Положения должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
В силу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела согласно п. 1.4 Устава школы МБОУ Горбинская ООШ № является юридическим лицом, п. 1.7. Устава гласит, что Учреждение имеет досуговый центр, расположенный по адресу: <адрес> как структурное подразделение, именуемое Александровский досуговый центр МБОУ Горбинской ООШ №.
На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Еремина А.Н. (л.д. 9-13), в период времени с 04 по ДД.ММ.ГГГГ в течение 16 рабочих дней была проведена плановая проверка в отношении МОУ Горбинская ООШ №, в ходе которой при обследовании Александровского образовательно-досугового центра МОУ Горбинской общеобразовательной школы №, адрес: <адрес>, выявлены нарушения санитарного законодательства.
В связи с выявлением фактов нарушений санитарного законодательства, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по <адрес> Гнеденко Е.Ю. в адрес администрации МОУ Горбинская ООШ № было выдано предписание № об устранении до ДД.ММ.ГГГГ, выявленных в ходе проверки нарушений санитарного законодательства, всего предписание насчитывало 3 пункта которые необходимо было исполнить (л.д. 14-15). Предписание получено ДД.ММ.ГГГГ директором школы Новохатько Н.П.
На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела – главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово и Ужуру, Шарыповскому и Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный Красноярского края Аккерта М.Р. (л.д. 35-37), должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора в г. Шарыпово была проведена внеплановая проверка МБОУ Горбинская ООШ №, в результате которой был выявлен факт неисполнения пункта № предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-44), в частности не устранены нарушения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», а именно пункта: 4.2. - здание Александровского образовательно-досугового центра МБОУ Горбинская ООШ № не оборудовано канализацией.
Таким образом, исходя из представленных материалов дела, суд приходит к выводу о законности проведенной проверки деятельности МБОУ Горбинская ООШ № по выполнению последним требований санитарного законодательства и доказанности факта бездействия со стороны МБОУ Горбинская ООШ № выразившегося в невыполнении предписания №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, и следовательно законности и обоснованности заявленных исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении МБОУ Горбинская ООШ №.
Доказательств обратного в судебном заседании представлено не было.
Согласно п. 1.3. Уставу МБОУ Горбинская ООШ № (МОУ Горбинская ООШ № приказом Управления образования администрации Шарыповского района № от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горбинская основная общеобразовательная школа №) учредителем МБОУ Горбинская ООШ № является муниципальное образование Шарыповский район, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Шарыповского района. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Шарыповский район, имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, источниками формирования имущества и денежных средств Учреждения являются бюджетные ассигнования п.п. 3.1, 3.2 и 3.5 Устава (л.д. 63).
При таких обстоятельствах, поскольку выполнение предписания Роспотребнадзора требует значительных материальных затрат, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ Горбинская ООШ №, администрации Шарыповского района и Управления образования администрации Шарыповского района в части возложения на данных ответчиков совместной обязанности выполнить требования п. 1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, признать бездействие ответчика МБОУ Горбинская ООШ №, выразившееся в невыполнении требований п. 1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчиков МБОУ Горбинская ООШ №, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района исполнить п. 4.2. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», оборудовать здание Александровского образовательно-досугового центра МБОУ Горбинская ООШ № канализацией.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 12, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 4.2. ░░░░░░ 2.4.4.1251-03 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░)», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 12, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 4.2. ░░░░░░ 2.4.4.1251-03 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░)»: ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 15 ░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░