Дело № 5-521/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
14 декабря 2021 года село Карпогоры
Мировой судья судебного участка №1 Пинежского судебного района Архангельской области, расположенного в с.Карпогоры, ул.Быстрова, д.19 Пинежского района Архангельской области, Ханзина Л.Е., рассмотрев поступившее из Контрольно-счетной палаты Архангельской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (ИНН 2919000459, КПП 291901001, ОГРН 1022901443091), расположенного по адресу: <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
у с т а н о в и л:
администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район», в нарушение пп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса Ф», при расходовании денежных средств на строительство детского сада на 220 мест в с.Карпогоры Пинежского района Архангельской области, выделенных из областного бюджета, допустила оплату невыполненных подрядчиком ООО «Архангельский энергетический Аудит» работ по уходу за газоном у детского сада в составе актов КС-2 от 06.11.2020 №№ 72 (справке КС-3 №12), на сумму 2 141 016, 24 руб., то есть совершила нецелевое использование денежных средств, поэтому основанию Контрольно-счетной палатой Архангельской области (далее - КСП АО) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.
Представители администрации МО «Пинежский муниципальный район», действующие по доверенностям, Зубова Н.В. и Аверин Д.В., действующие по доверенности, в ходе рассмотрения протокола с вмененным правонарушением не согласились, пояснили, что оплата подрядчику работ в составе расценки «озеленение» произведен по смете по нормативу ТЕР47-01-070-03, в проект изменения на стадии строительства не вносились.
Выслушав представителей юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Как установлено и следует из материалов дела, в соответствии с государственной программой Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области №463-пп от 12.10.2012, подпрограммой №7 «Строительство и капитальный ремонт объектов инфраструктуры системы образования Архангельской области» в рамках задачи №1 «Развитие сети дошкольных образовательных организаций и создание в них современных условий обучения», администрация МО «Пинежский муниципальный район» является получателем средств областного бюджета и заказчиком работ по строительству детского сада на 220 мест в с.Карпогоры Пинежского района Архангельской области, несёт ответственность за неисполнение этих работ.
Пунктом 2.1 Соглашения №06/2019 от 22.03.2019, дополнительными соглашениями №11648000-1-2019-007/1 от 15.05.2020, администрации (местному бюджету) предоставлена субсидия из областного бюджета на софинансирование капитальных вложений в объект капитального строительства муниципальной собственности детского сада с объемом бюджетных ассигнований, в 2020 г. 121 103 128, 89 руб. (л.д.13-18, 19-21).
Соглашением установлена обязанность муниципалитета обеспечить целевое использование денежных средств, а также осуществление контроля за ходом выполнения работ, контроля за соответствием применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартам, техническим условиям, освидетельствование и оценку выполненных работ, осуществление приемки выполненных работ, ведение учета объемов и стоимости выполненных и оплаченных работ (раздел 4.3 соглашения).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий и порядка её предоставления заказчик в установленном порядке возвращает Министерству использованные не по назначению средства, а в случае уменьшения объема субсидии - обеспечивает исполнение обязательств за счет средств муниципального образования (п.5.2 Соглашения).
Администрацией МО «Пинежский муниципальный район» (далее - заказчик) в целях выполнения работ по строительству детского сада 08.11.2019 с ООО «Архангельский Энергетический Аудит» (далее - подрядчик) заключен муниципальный контракт №0124200000619001253-ЗП-12, дополнительное соглашение к нему ИКЗ 193291900045929190100100260014120414 от 23.12.2020 (далее - Контракт, л.д. 22-27, 35).
По условиям контракта, подрядчик обязан выполнить строительно-монтажные работы по строительству детского сада, в соответствии с проектной документацией, утвержденной постановление администрации МО «Пинежский район» от 01.10.2018 №0765-па, сводным сметным расчетом, утвержденным заказчиком (Приложение №2 к контракту), техническим заданием (Приложение №1 к контракту), условиями настоящего контракта, а заказчик принимает и оплачивает работы (п.1.1 контракта).
Цена контракта с учетом дополнительного соглашения составляет 121 103 128, 89 руб., НДС не облагается, включает в себя затраты подрядчика на выполнение полного комплекса работ: строительство объекта, включая стоимость материалов и оборудования, необходимых для выполнения всего комплекса работ, затрат на транспортировку, складирование, хранение материалов, вывоз строительного мусора, с учетом расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, других обязательных платежей, иных расходов, а также гарантийные обязательства, расходы по приемке работ и другие дополнительные расходы, связанные с полным выполнением подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, также учитываются следующие затраты: на топливно-энергетические ресурсы, на соблюдение норм и правил пожарной безопасности, соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических норм, охрану труда, на пуско-наладочные работы и технологическое присоединение (врезку) к существующим инженерным коммуникациям, на непредвиденные расходы, предназначенные для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых может возникнуть в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и условий строительства объекта и далее по тексту контракта (л.д.22-27).
Авансирование не предусмотрено, оплата выполненных работ производится заказчиком по цене, установленной п.2.1 контракта, по этапу промежуточными платежами за фактически выполненные объемы работ в сроки и размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных работ (Приложение №4 к контракту), путем перечисления денежных средств на счет подрядчика не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3), уже имеющей подпись подрядчика, подписанных ГКУ АО «ГУКС» и Заказчиком, актов о приемке выполненных работ (форма №КС-2) на основании выставленного счета (п.2.7 контракта).
Работы выполняются одним этапом, в рамках типового проекта (п.3.1 контракта, л.д.23).
Неотъемлемой частью муниципального контракта является техническое задание (Приложение №1 к контракту - л.д.27-31), сводный сметный расчет (Приложение №2 л.д.31-32), график выполнения строительно-монтажных работ (приложение №3-л.д.32-34).
Согласно техническому заданию, подрядчиком выполняются работы по благоустройству территории детского сада - пункт д.) озеленение участка с высадкой деревьев, кустарников, посевом травы (л.д.28).
В сводный сметный расчет входит озеленение (ЛСР-07-01-02) (л.д.32).
Установлено, что в ходе исполнения контракта по строительству настоящего объекта ГКУ АО «ГУКС» приняты и оплачены заказчиком по справке по стоимости выполненных работ ф. КС-3 №12 от 06.11.2020 (л.д. 37, 40) и соответствующего акта о приемке выполненных работ ф. КС-2 № 72 от 06.11.2020 (л.д.38-39), по платежным поручениям № 362698 от 26.11.2020 (л.д. 41) работы по смете 07-01-02 «озеленение»: то есть администрацией произведена оплата работ подрядчику по озеленению, в размере 3 893 576 руб.
Согласно разделу 3 Журнала по строительству объекта, расчету КСП АО, подрядчиком не выполнены работы на сумму 2 142 516 руб. (л.д.43, 49-50, 52).
Из акта совместной КСП АО с правоохранительными органами проверки соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств при строительстве детского сада от 16.04.2021, на стр.32 акта:
- п.5 - в п.п. 4-5 акта ф.КС-2 от 06.11.2020 №72 (справка ф.КС-3 №12) подрядчиком предъявлены к оплате посев обыкновенных газонов площадью 4804,24 кв.м., согласно расценке ТЕР47-01-046-06 и уход за газоном обыкновенным площадью 4 804, 24 м.кв., оплата произведена платежным поручением от 26.11.2020 №362698.
В ходе контрольного мероприятия отсутствовала возможность выполнить осмотр газона, поскольку он находился под снежным покровом. Согласно общему журналу работ, посев газона выполняется 31.10.2021 и 02.11.2021, то есть в условиях окончания осеннего периода, исходя из климатического района (Пинежский район находится на территории, отнесенной к Крайнему Северу). Согласно акту ф.КС-2 №72, в п.5 предъявлены работы по уходу за газоном обыкновенным площадью 4804, 24 м.кв., на сумму 2 142 516 руб., датой его составления является 06.11.2020, отчетный период с 28.10.2020 по 06.11.2020, заказчиком приняты 17.11.2020. Комплексной расценкой ТЕР 47-01-070-03 предусмотрен следующий состав работ: поливка 10 раз, прополка 5 раз, выкашивание 5 раз. За период с 31.10.2021 (02.11.2021) по 17.11.2020 в существующих климатических условия, а также с учетом незначительного временного промежутка после посева газона, провести 10 поливок, 5 прополок и 5 выкашиваний газона невозможно. Согласно данным метеостанции Карпогоры, средняя температура воздуха в период с 31.10.2020 по 17.11.2020 составила, 0,75 С. Также отмечено, что комплексная расценка ТЕР47-01-070-03 имеет ограниченное применение, в частности, в п.1.47.17 технической части ТЕР №47 указано, что комплексные расценки по уходу за зелеными насаждениями, предусматривающими кратность операций, приведенную в п.47.1, применяется во 2 климатическом поясе, во всех остальных случаях затраты следует определять в соответствии с операционными расценками табл. с 47-01-080 по 47-01-085 в соответствии с принятым в проекте составом и кратностью операций по уходу за зелеными насаждениями (раздел ПД №2-ПЗУ изм.6) уход за зелеными насаждениями не предусмотрен. Следовательно, администрацией при приемке газона фактически оплачены невыполненные работы, в сумме 2 141 016, 24 руб. (л.д.65-66).
КСП АО в адрес главы администрации вынесено представление с указанием среди прочих данных нарушений и о возвращении в областной бюджет денежных средств по уходу за газоном, в размере 2 141 016, 24 руб. и об устранении нарушений (л.д.90-95).
Фактически денежные средства уже возвращены администрацией в бюджет, в порядке применения меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств (л.д.96-99).
Выводы КСП АО, отраженные в актах, послужили основанием для составления в отношении администрации МО «Пинежский муниципальный район» протокола об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Объективную сторону состава данного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе оплата денежных средств в целях, не соответствующих полностью или частично условиям, определенным соответствующим договором.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу подп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, установленной при выделении денежных средств, а также отклонение от регламентируемого режима использования. С точки зрения бюджетного законодательства наказуемым является недостижение цели, для решения которой выделяются бюджетные средства. Если цель достигнута, но она сопровождалась неправомерными действиями (например, неправильное или несвоевременное оформление документов), подобные случаи не могут свидетельствовать о нецелевом характере использования денежных средств.
Согласно проектной документации, на территории детского сада предусмотрен газон обыкновенный на площади 5 026,9 кв.м., по календарному плану строительства, благоустройство и озеленение территории предусмотрена в 4 квартале, сметная стоимость составляет 2 093, 19 руб. (л.д.).
По смете ЛСР 07-01-02 предусмотрен уход за газонами обыкновенными - ТЕР 47-01-070-03 (л.д.122).
Территориальными сметными нормативами (территориальные единичные расценки на строительство и специальные строительные работы Архангельской области-ТЕР-2001), раздел «озеленение, защитные лесонасаждения» содержатся ТЕР на выполнение работ по озеленению, сюда относятся: полив, выкашивание, подкормка, прополка, уборка сухой травы, затраты труда рабочих, затраты труда машинистов, машины поливомоечные, удобрения минеральные.
Согласно акту выполненных работ ф.КС-2 №72 от 06.11.2020 по ТЕР 47-01-070-03 подрядчику оплачены и приняты представители заказчика работы на сумму 2 142 516 руб., оплата указанных работ не принята КСП АО, поскольку в климатических условиях Пинежского района весь комплекс работ, предусмотренный комплексной расценкой ТЕР 47-01-070-03 «уход за газоном», провести невозможно, и как установлено проверкой КСП работы по этому нормативу фактически не проведены.
В состав расценки ТЕР 47-01-070-03 по уходу за газоном входят следующие работы: полив из поливомоечных машин, выкашивание газонов, подкормка минеральных удобрений, прополка, уборка скошенной травы.
Между тем, согласно п.1.47.17 Сборника ТЕР-2001 «Озеленение, защитные лесонасаждения», комплексная расценка применяется во II климатическом районе и предназначена для выполнения регулярных работ по содержанию существующего газона в этом климатическом районе.
Для всех других районах, в том числе для района 1В (с.Карпогоры, район Крайнего Севера), если осуществляется уход за газоном и если бы указанные мероприятия были отражены в проекте применительно к указанному климатическому району, следовало бы руководствоваться по операционным расценкам 47-01-080 по 47-01-085.
Между тем проектной документацией уход за зелеными насаждениями не предусмотрен, соответственно, заказчиком работ - администрацией необоснованно оплачены фактически не выполненные подрядчиком работы по ТЕР 47-01-070-03.
«Минусование» подрядчиком из комплексной расценки части невыполненных работ по «прополке газона», «по выкашиванию газона» не допускается.
Согласно акту обследования территории от 23.08.2021 комиссия в составе представителя заказчика Чечулина П.А., представителя подрядчика Петухова И.С., ст.ОУР гр.ЭБи ПК ОМВД России по Пинежскому району произвели осмотр, фотографирование и видеосъемку территории детского сада, установили, что на всей площади грунтовой части наблюдается ровный покров газонной травы (л.д.130).
Данное обстоятельство указывает лишь на то, что фактически подрядчиком были выполнены работы по ТЕР 47-01-046-06 «посев газона» (пункт 4 сметы).
Выполненные подрядчиком дополнительных работ по устройству прослойки из нетканного синтетического материала, мировой судья к учету не принимает, поскольку выполнение данных работ не согласовывалось подрядчиком с заказчиком, не предусмотрено проектом и сметой, в связи с чем у заказчика не возникла обязанность по оплате подрядчику указанных работ.
При таких обстоятельствах, имеется факт нецелевого использования администрацией денежных средств, в размере 2 141 016, 24 (без местного бюджета), поскольку установлено, что работы по смете по разделу ТЕР 47-01-070-03, подрядчиком не выполнены, в указанной части цель предоставления денежных средств не достигнута.
Таким образом, вина юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, является установленной.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, процедура оформления протокола соблюдена.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, администрация не предприняла все зависящие от неё меры по соблюдению условий муниципального контракта и соглашения о предоставлении субсидии в части осуществления контроля за соответствием объема, стоимости качества работ, выполняемых подрядчиком, в результате чего допустила нецелевое расходование денежных средств, оплатив, в том числе, средствами областного бюджета фактически невыполненные подрядчиком работы, за что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Оснований для применения ст. ст. 2.9, ч.3 ст.ст.4.1, 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Назначение наказания в виде штрафа не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений.
При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу о назначении юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (2 141 016, 24 руб. х 5%) = 107 050 руб. 82 коп.
На основании ст. ст. 29.10, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
п о с т а н о в и л:
Признать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» лицом виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание, в виде административного штрафа, в размере 107 050 (Сто семь тысяч пятьдесят) рублей 82 копейки.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного взыскания в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса по следующим реквизитам:
получатель - УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (контрольно-счетная палата Архангельской области с/сч 04242029570), счет получателя средств 03100643000000012400 в отделение Архангельск банка России//УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г.Архангельск, счет банка получателя 40102810045370000016, БИК 011117401, ИНН 2901219352, КПП 290101001, ОКТМО 11701000, КБК 304 116 01156 01 0000 140, УИН 0410684402107000000000213.
Об уплате штрафа уведомить суд, направив копию соответствующей квитанции.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Пинежском районном суде Архангельской области через судебный участок №1 Пинежского судебного района Архангельской области или непосредственно в Пинежский районный суд Архангельской области.
Мировой судья Л.Е. Ханзина