РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Богатое Самарской области 5 сентября 2014 года
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Богатовского судебного района Самарской области Л.Н. Донских,
при секретаре Н.А. Зайкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <НОМЕР> по исковому заявлению налогового органа - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <НОМЕР> по <АДРЕС> области к Степанову <ФИО1> о взыскании суммы транспортного налога и земельного налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (недоимки по налогам), а также пени за несвоевременную уплату налогов,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России <НОМЕР> по <АДРЕС> области обратилась в суд с иском к <ФИО>. Степанову о взыскании суммы транспортного налога и земельного налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (недоимки по налогам), а также пени за несвоевременную уплату налогов, в котором, ссылаясь на статьи 23, 45, 357, 358, 388, 397 Налогового кодекса Российской Федерации и Закон <АДРЕС> области от <ДАТА2> <НОМЕР> «О транспортном налоге на территории <АДРЕС> области», просила взыскать с ответчика <ФИО3> недоимку по транспортному налогу за период с <ДАТА3> по <ДАТА4> в размере 16026,75 рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 532,28 рубля, а также недоимку по земельному налогу за 2010, 2011 и 2012 годы в размере 426,94 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 2,75 рубля, всего в сумме 16988,72 рублей.
В судебном заседании представитель истца - МИ ФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области <ФИО4> (на основании доверенности от <ДАТА5> <НОМЕР>) поддержал заявленное налоговым органом требование и просил взыскать с <ФИО3> недоимку по транспортному налогу за период с <ДАТА3> по <ДАТА4> в размере 16026,75 рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 532,28 рубля, а также недоимку по земельному налогу за 2010, 2011 и 2012 годы в размере 426,94 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 2,75 рубля, всего в сумме 16988,72 рублей.
Ответчик <ФИО3>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, однако на основании ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации мировой судья вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика <ФИО3>.
Выслушав объяснения представителя истца <ФИО5>, изучив представленные сторонами доказательства, суд считает исковое заявление МИ ФНС России <НОМЕР> по <АДРЕС> области к <ФИО>. Степанову о взыскании суммы транспортного налога и земельного налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (недоимки по налогам), а также пени за несвоевременную уплату налогов, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В пункте 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации содержится определение налога как обязательного и индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с налогоплательщиков в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Реализуя свои конституционные полномочия по установлению налогов и сборов, федеральный законодатель в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации определил, что транспортный налог устанавливается НК Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно статье 358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 362 НК Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу статьи 260 НК Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 359 НК Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с главой 28 НК Российской Федерации на территории <АДРЕС> области ставки транспортного налога, сроки и порядок его уплаты, а также льготы по транспортному налогу и основания для их использования, определены Законом <АДРЕС> области от <ДАТА2> <НОМЕР> «О транспортном налоге на территории <АДРЕС> области».
Статьей 3 указанного Закона установлена обязанность налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивать транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 362 НК Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В соответствии со статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, то есть извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Такое требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Те же правила применяются и в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.
Данное правило применяется в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что за собственником <ФИО3> в период с <ДАТА3> по <ДАТА6> был зарегистрирован, в том числе автомобиль <ОБЕЗЛИЧЕНО>. Данное обстоятельство ответчиком <ФИО3> не оспаривалось.
Являясь собственником указанного транспортного средства - грузового автомобиля модели <ОБЕЗЛИЧЕНО>, ответчик <ФИО>. Степанов обязан уплачивать транспортный налог в отношении данного транспортного средства.
В данном случае суд исходит из того, что упомянутое транспортное средство, то есть автомобиль <ОБЕЗЛИЧЕНО>, является объектом налогообложения. В период с <ДАТА3> по <ДАТА6> указанное транспортное средств было зарегистрировано за собственником <ФИО3>, однако транспортный налог ответчиком не уплачивался, что не оспаривалось ответчиком. Вместе с этим, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования; в случае утилизации транспортного средства собственник (владелец), за которым оно зарегистрировано, обязан снять его с учета по указанному основанию в подразделениях ГИБДД по месту регистрации транспортного средства.
При снятии автомобилей с учета в случае их утилизации в уполномоченный орган ГИБДД подлежат сдаче регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства, а передача автомобиля <ОБЕЗЛИЧЕНО> на металлолом без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика <ФИО>. Степанова, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
В судебном заседании установлено, что ответчику <ФИО>. Степанову налоговым органом направлялось налоговое уведомление <НОМЕР>, а затем было направлено требование <НОМЕР> об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на <ДАТА7>, без указания на срок его исполнения. Однако в течение восьми дней с даты получения указанного требования и позднее по настоящее время недоимка по транспортному налогу за 2012 г., а также начисленные налоговым органом пени за несвоевременную уплату транспортного налога, ответчиком <ФИО3> не уплачены.
Поскольку ответчик <ФИО>. Степанов в установленный законодательством о налогах и сборах срок не уплатил недоимку по транспортному налогу, налоговым органом были начислены пени по транспортному налогу в сумме 532,28 руб.
Учитывая, что ответчик <ФИО>. Степанов в установленный законодательством о налогах и сборах срок не уплатил недоимку по транспортному налогу за 2012 год, что не оспаривается ответчиком, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом требования о взыскании с <ФИО>. Степанова недоимки по транспортному налогу за период с <ДАТА3> по <ДАТА4> в размере 16026,75 рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 532,28 рубля.
Наряду с этим, из материалов дела следует, что <ФИО3>, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенного по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 75, не в полном объеме уплатил исчисленную налоговым органом за 2010, 2011 и 2012 г.г. сумму земельного налога, в связи с чем у него образовалась недоимка по земельному налогу за указанные периоды, составляющая 426,94 руб.
Поскольку ответчик <ФИО3> в установленный законодательством о налогах и сборах срок не уплатил недоимку по земельному налогу, налоговым органом были начислены пени по земельному налогу в сумме 2,75 руб.
Сведения об упомянутом объекте налогообложения в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах были предоставлены органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и использовались налоговым органом при определении налоговой базы.
Сумма недоимки по земельному налогу и пени за просрочку его уплаты определена налоговым органом в соответствии с установленными налоговыми ставками и продолжительностью просрочки уплаты налога.
В судебном заседании установлено, что налоговым органом ответчику в установленном порядке, то есть заказным письмом, направлялось налоговое уведомление <НОМЕР>, а затем было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа <НОМЕР> по состоянию на <ДАТА7> без указания на срок его исполнения.
Однако в течение восьми дней с даты получения указанного требования и позднее по настоящее время недоимка по земельному налогу, а также начисленные налоговым органом пени за несвоевременную уплату земельного налога, ответчиком <ФИО3> также не уплачены.
По заявлению налогового органа <ДАТА8> мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с <ФИО3> недоимки по налогам, однако определением мирового судьи от <ДАТА9> упомянутый судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Вместе с тем, в установленный срок и позднее по настоящее время недоимка по земельному налогу в размере 426,94 руб., а также начисленные налоговым органом пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 2,75 руб., ответчиком <ФИО3> не уплачены, доказательств обратного мировому судье не представлено.
Учитывая, что на момент предъявления налоговым органом требования о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени в порядке искового производства, шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа не истек, мировой судья приходит к выводу, что налоговый орган обратился в суд своевременно, то есть в пределах предусмотренного ст. 48 НК Российской Федерации шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что ответчик <ФИО3> в установленный законодательством о налогах и сборах срок не уплатил недоимку по земельному налогу, а такжепени за не своевременную уплату земельного налога, мировой судья приходит к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом требования.
В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в том числе государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> <НОМЕР>, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Следовательно, территориальный орган Федеральной налоговой службы Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины как государственный орган Российской Федерации и не может быть отнесен к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <НОМЕР> по <АДРЕС> области к Степанову <ФИО1> о взыскании суммы транспортного налога и земельного налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (недоимки по налогам), а также пени за несвоевременную уплату налогов, - удовлетворить полностью.
Взыскать со Степанова <ФИО1> в доход бюджета недоимку по транспортному налогу за 2012 год в размере 16026,75 руб. (шестнадцать тысяч двадцать шесть рублей 75 копеек) и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 532,28 руб. (пятьсот тридцать два рубля 28 копеек), а также недоимку по земельному налогу за 2010, 2011 и 2012 годы в сумме 426,94 руб. (четыреста двадцать шесть рублей 94 копейки) и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 2,75 руб. (два рубля 75 копеек), всего взыскать со Степанова <ФИО1> в доход бюджета недоимку по налогам и пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 16988,72 руб. (шестнадцать тысяч девятьсот восемьдесят восемь рублей 72 копейки)
Взыскать со Степанова <ФИО1> в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 679,55 руб. (шестьсот семьдесят девять рублей 55 копеек)
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Богатовский районный суд Самарской области путем подачи апелляционной жалобы мировому судье в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мировой судья Л.Н. Донских
Решение постановлено в окончательной форме мировым судьей с помощью ПК в совещательной комнате 5 сентября 2014 г.