РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело <НОМЕР>
<ДАТА1>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> г. <АДРЕС> области <ФИО1>,
при секретаре <ФИО2>,
рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. <АДРЕС> гражданское дело по иску <ФИО3> к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе <АДРЕС> о взыскании расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику об оплате проезда к месту отдыха в <ДАТА> в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО>., указав в исковом заявлении, что имеет право на оплату проезда как неработающий пенсионер на основании Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Льготой по оплате проезда не пользовалась последние два года.
В судебное заседание истец не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика - Государственного Учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе <АДРЕС> просила в иске отказать, так как истец осуществила проезд к месту отдыха и обратно не на территории Российской Федерации.
Суд, руководствуясь статьёй 167 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, учитывая то, что истец надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, а равно и то, что истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия сторон по имеющимся в деле письменным материалам.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право определенной категории пенсионеров на оплату проезда к месту отдыха и обратно и источник финансирования затрат на эти цели установлены Законом Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Согласно статьи 34 вышеназванного Закона пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Данная редакция статьи действовала до 01 января 2005 года.
Федерального Закона Российской Федерации«0 внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внесены изменения и дополнения в указанный выше Федеральный Закон № 4520-1, согласно которого статья 34 изложена в следующей редакции «Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» введен в действие с 1.06.1993 года, действие его не приостановлено. Отсутствие механизма реализации статьи 34 указанного выше закона не должно отражаться на фактической реализации прав пенсионеров, предусмотренных федеральным законом. Согласно статьи 4 данного закона источником финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации предусмотренные данным законом, является Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01 января 2005 года Пенсионный фонд Российской Федерации федеральный бюджет). При таких обстоятельствах обязанность по оплате проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно лежит на органах Пенсионного фонда Российской Федерации в лице Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе <АДРЕС>.
Согласно преамбуле Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормы настоящего Федерального Закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Согласно пункту 3 Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с пунктами 7 и 9 Правил к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Таким образом, в числе тех, кому выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте. Вместе с тем отсутствие прямого указания в названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам представляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).
Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть постановлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха.
Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам). Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Согласно пункта 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда: железнодорожным транспортом -в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте 3 категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте 4-5 групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Согласно статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно возникло у пенсионеров данной категории с 1993 года. Право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно возникло у пенсионеров данной категории с 1993 года. Соответственно льготой по проезду к месту отдыха и обратно, по выбору пенсионера, возможно было воспользоваться за период <ДАТА>..
Как установлено в судебном заседании согласно копии пенсионного удостоверения, истец является пенсионером по старости и ей назначена пенсия с <ДАТА8> (л.д. ); согласно копии трудовой книжки истца, с <ДАТА9> истец нигде не работает (л.д. ); согласно представленных билетов, истец с <ДАТА10> года ездил к месту отдыха в г. <АДРЕС> (Украина) и обратно <ДАТА11>, в связи с чем, уплатила за проезд по территории Российской Федерации <ОБЕЗЛИЧЕНО>. (л.д. ).
Согласно проездных документов и справок <ОБЕЗЛИЧЕНО> стоимость взрослого проезда в пассажирском поезде плацкартного вагона по маршруту <АДРЕС> до указанных станций в Российской Федерации составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО>. (л.д. ). Указанная сумма подлежит взысканию, как подтвержденная доказательствами. На основании расшифровки информационных полей железнодорожного проезда № 18/1600 от 11.03.2008 года сумма сбора за оформление оплате не подлежит (Л.д. ). Исходя из этого, суд принимает данную расшифровку во внимание, поскольку сбор за оформлениеи сервисный сбор, комиссионный сбор не входят в оплату услуг по проезду. Оплата постельного белья законодательством не предусмотрена.
Однако истец пользовалась льготой по оплате проезда к месту отдыха и обратно в <ДАТА> по месту работы. Льгота на бесплатный проезд один раз в два предыдущих года использована истцом в <ДАТА>.. Таким образом, истец реализовал льготу по оплате проезда к месту отдыха и обратно в <ДАТА> и право на бесплатный проезд у него возникает 1 раз в два года, т.е. в период <ДАТА>.. Истец реализовала льготу в <ДАТА>.
Доказательств использования истцом права на бесплатный проезд один раз в два предыдущих года, а так же того, что истец ездил не к месту отдыха, сторонами суду не представлено, судом указанный факт не установлен.
В порядке статьи 103 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации и статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям, поскольку подпункта 19 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации на Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации своё распространение не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования <ФИО3> к Государственному Учреждению -Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе <АДРЕС> о взыскании расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно - удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе <АДРЕС> в пользу <ФИО3> в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в <ДАТА> (за период <ДАТА>.) сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО>. <ОБЕЗЛИЧЕНО>В остальной части исковые требования <ФИО3> оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе <АДРЕС> госпошлину в доход бюджета соответствующего уровня в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
Решение может быть обжаловано в <АДРЕС> городском суде <АДРЕС> области путем подачи апелляционной жалобы мировому судье судебного участка <НОМЕР> города <АДРЕС> области в течение месяца.
Мировой судья <ФИО1>