Решение по делу № 2а-5362/2019 ~ М-3889/2019 от 29.07.2019

Дело № 2а-5362/2019

32RS0027-01-2019-004770-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2019 года город Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Ю.

при секретаре Шило В.А.,

с участием прокуроров Сайфутдиновой А.Т., Крючкова А.В.; представителя административного истца - избирательного объединения «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» Костина Р.Л., представителя административного ответчика Избирательной комиссии города Брянска Злотника Я.А., представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Брянской области Володина А.А., действующих на основании доверенностей; специалистов-экспертов УМВД России по Брянской области Ковалева С.В., Лысенкова М.В., Аветян Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску избирательного объединения «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» к Избирательной комиссии города Брянска об оспаривании решения Избирательной комиссии города Брянска об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» по единому муниципальному избирательному округу, оспаривании итогового протокола проверки подписных листов,

установил:

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 18 июня 2019 г. №1216, опубликованным в муниципальной газете «Брянск» № 6 (11) от 20 июня 2019 г., 08 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва.

На основании итогового протокола Избирательной комиссии г. Брянска от 27 июля 2019 г. проверки подписных листов, представленных избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» для регистрации единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва по единому муниципальному избирательному округу, из 1740 подписей 463 подписи признаны недостоверными (недействительными), установлены основания для отказа в регистрации единого списка кандидатов на основании подпунктов «д1», «е» пункта 5 статьи 25 Закона Брянской области от 26 июня 2008 г. № 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» (далее по тексту – Закон Брянской области).

Итоговый протокол получен уполномоченным представителем избирательного объединения 27 июля 2019 г.

29 июля 2019 года представитель административного истца Костин Р.Л. обратился в суд с административным иском об отмене итогового протокола проверки подписных листов, представленных избирательным объединением, выдвинувшим единый список кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» от 27.07.2019 г.

Решением избирательной комиссии г. Брянска от 29 июля 2019 г. № 30/254 отказано в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» по единому муниципальному избирательному округу; при этом избирательной комиссией установлено, что еще 76 подписей избирателей были собраны с нарушением требований, предусмотренных подп. 5 ст. 22 Закона Брянской области, и признаны недействительными. Таким образом, количество недействительных подписей составляет 522 или 30 процентов от числа проверяемых подписей.

С материалами рабочей группы представитель избирательного объединения ознакомлен 31 июля 2019 г.

01 августа 2019 г. представитель административного истца уточнил и дополнил требования административного иска. Указал на отсутствие нарушений при оформлении подписных листов, необоснованность итогового протокола проверки и решения Избирательной комиссии города Брянска об отказе в регистрации единого списка кандидатов, что повлекло нарушение пассивного избирательного права; полагал, что сведения, указанные в подписных листах, соответствуют положениям Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Постановлению ЦИК России от 13 июня 2012г. № 128/986-6 «О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации». Кроме того, указал, что отказ в регистрации в части предоставления необходимых документов является предметов рассмотрения в рамках иного административного дела.

Просит суд:

- отменить итоговый протокол проверки подписных листов, представленных избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области», выдвинувшим единый список кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва от 27 июля 2019 г.;

- признать достоверными подписи избирателей, представленные избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области», выдвинувшим единый список кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва;

- отменить решение Избирательной комиссии города Брянска от 29 июля 2019 г. № 30\254 «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» по единому муниципальному округу»;

- обязать Избирательную комиссию города Брянска зарегистрировать единый список кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» по единому муниципальному округу.

В судебном заседании представитель административного истца Костин Р.Л. поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что подписи избирателей, представленные в подписных листах, не вызывают сомнений в их точности и достоверности, совершены самими избирателями; комиссией могли быть допущены технические ошибки при направлении запросов в УВМ УМВД России по Брянской области в фамилиях избирателей, подписи которых признаны недействительными; в отношении 76 подписей, признанных недействительными при вынесении оспариваемого решения указал, что Б., Т. на момент сбора подписей не обладали полномочиями членов участковых избирательных комиссий. По мнению представителя административного истца, порядок выдвижения единого списка избирательным объединением не нарушен.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии города Брянска Злотник Я.А. в судебном заседании просил в иске отказать. Суду пояснил, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку недостоверными (недействительными) признаны 522 подписи, что составляет 30 процентов от числа проверенных подписей; обстоятельства, свидетельствующие о недействительности подписей избирателей, подтверждены письменными доказательствами.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Брянской области Володин А.А. требования административного иска полагал необоснованными, просил в иске отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалистов УМВД России по Брянской области Ковалева С.В., Лысенкова М.В., Аветян Э.А., исследовав материалы дела, подлинники подписных листов, заслушав заключение прокурора Сайфутдиновой А.Т., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд исходит из следующего.

Согласно п. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

В силу п. 2 ст. 239 КАС РФ избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, в числе прочих, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 67-ФЗ) жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.

Срок обращения с указанным административным иском административным истцом соблюден.

В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом; выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Федеральным законом № 67-ФЗ установлено, что в поддержку выдвижения списка кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом - в соответствии со ст. 37 указанного Закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст. 16 настоящего Федерального закона.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.

В силу п. 11 указанной нормы избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.

Согласно п. 12 каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

В соответствии с п. 13 каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения.

В силу ст. 38 Федерального закона № Закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

Аналогичные требования содержатся в ст.ст. 22, 25 Закона Брянской области от 26.06.2008 № 54-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» (далее по тексту – Закон Брянской области).

В силу п. 6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать, в том числе, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, которые должны извещаться о соответствующей проверке.

Согласно п. 6.1 указанной нормы по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Основания для признании подписи недостоверной (недействительной) также предусмотрены пунктами 6.2, 6.3, 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Так, в соответствии с п. 6.2. указанной нормы, если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.

Согласно п. 6.3. недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Основания для признания подписей недействительными предусмотрены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 14 ст. 24 Закона Брянской области по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, избирательному объединению составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

В соответствии с п. 25 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов является, в том числе, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подп. в1).

Аналогичные требования содержатся в статьях 24, 25 Закона Брянской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с решением Избирательной комиссии города Брянска от 20 июня 2019 г. № 6/12 необходимое количество подписей избирателей, собираемых избирательным объединением в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, составляет 1727 подписей.

Решением Избирательной комиссии города Брянска от 20 июня 2019 г. № 6\25 установлено, что количество подписей избирателей, подлежащих проверке, составляет 100 процентов всех подписей от представленных для регистрации единого списка кандидатов.

03 июля 2019 г. Избирательной комиссией города Брянска принято решение № 10\47 «О заверении единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» по единому муниципальному избирательному округу».

20 июля 2019 г. уполномоченный представитель избирательного объединения представил в Избирательную комиссию города Брянска подписные листы с подписями избирателей, всего 5 папок, в количестве 1740 подписей.

Решением Избирательной комиссии города Брянска от 22 июля 2019 г. № 6\27 утвержден порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, согласно которому проверке подлежат все подписи избирателей, представленные для регистрации кандидата, единого списка кандидатов и соответствующие им сведения об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Указанным решением также утвержден порядок проведения проверки подписных листов – в силу п. 5.1. для проверки действительности указанных в подписных листах персональных данных лиц, поставивших свои подписи, и лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, используется регистр избирателей, участников референдума Государственной автоматизированной системы «Выборы».

При выявлении расхождений между персональными данными граждан избирательная комиссия обращается в УМВД России по Брянской области; к проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными (недействительными) содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей; заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Рабочая группа наделена полномочиями по признанию соответствующих подписей недействительными при обнаружении нарушений, указанных в п. 11 ст. 24 Закона Брянской области, и по признанию подписей недостоверными в соответствии с п. 10 ст. 24 Закона Брянской области.

В силу действующего законодательства избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность только тех подписей, которые представлены кандидатами, единым списком кандидатов в избирательную комиссию в поддержку своего выдвижения.

25 июля 2019 г. подписи избирателей в количестве 1740, представленные в поддержку единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением, проверены Рабочей группой с использованием ГАС «Выборы». Судом установлено, что о данной проверке представитель избирательного объединения Костин Р.Л. уведомлен посредством СМС-сообщения 25 июля 2019 г. в 8 час. 52 мин.

Согласно оспариваемому итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных избирательным объединением, в связи с нарушением правил оформления подписных листов, установленных ст. 24 Закона Брянской области, недействительными признаны 463 подписи избирателей (с учетом таблицы совпадений подписных листов, в которых установлены нарушения), из них: 127 подписей по п. 9 - несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата; 108 подписей по п. 10 – подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом; 313 подписей по подп. «б» п. 11 – подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; 7 подписей – по подп. «д» п. 11 – подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями; 3 подписи по подп. «е» п. 11 – подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей; 6 подписей по подп. «ж» п. 11 – подписной лист не заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения; 4 подписи по подп. «ж» п. 11 – сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме; 14 подписей – по подп. «м» п. 11 – подписи внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения.

Указанные подписи признаны недостоверными (недействительными) на основании ведомости проверки подписных листов с использованием системы ГАС «Выборы» на обнаружение избирателей, осуществивших две или более подписей в поддержку выдвижения одного и того же списка кандидатов; ведомости проверки подписных листов, содержащей заключения экспертов - специалистов ЭКЦ УМВД России по Брянской области; а также сведений, содержащихся в подписных листах, сверенных ведущим специалистом – экспертом Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, ведомостей проверки, проведенной Рабочей группой.

Решением Избирательной комиссии города Брянска от 29 июля 2019 г. № 30\254 в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» по единому муниципальному избирательному округу» отказано. Как следует из оспариваемого решения, установлены 463 подписи избирателей, признанных недостоверными (недействительными) в соответствии с итоговым протоколом, кроме того избирательной комиссией установлено, что в нарушение п. 5 ст. 22 Закона Брянской области 76 подписей избирателей были собраны членами избирательной комиссии с правом решающего голоса: Б. – членом участковой избирательной комиссии № 137 Советского района г. Брянска с правом решающего голоса, и Т. – членом участковой избирательной комиссии № 55 Бежицкого района г. Брянска с правом решающего голоса, что влечет их недействительность по основаниям пп. «и» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области.

Согласно решению, количество недействительных (недостоверных) подписей, представленных в поддержку единого списка кандидатов, составляет 522 подписи или 30 процентов от числа проверяемых подписей.

Довод представителя административного истца о том, что не рассмотрены возражения на итоговый протокол, суд отклоняет, поскольку установлено, что возражения поданы уже после вынесения оспариваемого решения об отказе в регистрации и на момент рассмотрения настоящего административного иска судом.

В судебном заседании в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона №7-ФЗ, п. 14 ст. 24 Закона Брянской области, Методических рекомендаций судом проведена повторная проверка подписных листов в пределах подписей, подлежавших проверке избирательной комиссией: суд исследовал подписные листы, ведомости проверки подписных листов, итоговый протокол, данные, полученные с использованием системы ГАС «Выборы», а также таблицу результатов проверки достоверности сведений об избирателях.

По результатам исследования рабочей ведомости ГАС «Выборы» на обнаружение избирателей, осуществивших две или более подписей в поддержку выдвижения одного и того же единого списка кандидатов, выявлено 127 подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же единого списка кандидатов. Кроме того, судом установлено, что в папке № 4 в подписных листах 630, 702 строка подписи 2 две подписи Рабочей группой необоснованно признаны действительными, поскольку принадлежат избирателям, осуществившим две подписи в поддержку выдвижения одного и того же списка кандидатов, в силу чего они признаются судом недействительными по основаниям п. 9 ст. 24 Закона Брянской области, то есть всего недействительных подписей по указанному основанию 129.

Проверяя подписи, признанные недостоверными, суд исходит из следующего.

На правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Установленные названным законом правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ. При этом заключение эксперта, который обосновал свой вывод о недостоверности или недействительности подписей избирателей, подлежит оценке судом.

Аналогичные разъяснения даны в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подп. "д" п. 24, подп. "г" п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Согласно ведомости проверки подписных листов от 26.07.2019 г., выполненной и подписанной специалистами ЭКЦ УМВД России по Брянской области Ковалевым С.В. и Лысенковым М.В., 108 подписей выполнены разными лицами. Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании специалисты Ковалев С.В., Лысенков М.В. Кроме того, суду пояснили, что специалисты ЭКЦ привлекаются Избирательной комиссией к проверке рабочей группой подписных листов, в порядке, установленном ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 24 Закона Брянской области. Ведомость проверки подписных листов является заключением специалистов по результатам проверки.

Таким образом, сведения, содержащиеся в ведомости проверки подписных листов, суд признает допустимыми доказательствами, полученные в ходе проверки подписных листов заключения экспертов выполнены в соответствии с разделом III «Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», утв. Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 № 128/986-6.

Каких-либо доказательств иного представителем административного истца суду не представлено, судом не установлено.

С учетом изложенного, 108 подписей обоснованно были признаны недостоверными по основанию, предусмотренному п. 10 ст. 24 Закона Брянской области – подпись выполнена от имени одного лица другим лицом.

В то же время, проводя повторную проверку подписных листов в части оспоренных подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (по основанию, предусмотренному пп. «б» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области), суд установил, что Рабочей группой необоснованно были признаны недействительными подпись избирателя в строке 1 на странице 197 папки № 1, подпись избирателя в строке 1 на странице 406 папки № 3, подпись избирателя в строке 2 на странице 417 папки № 3, подпись избирателя в строке 2 на странице 519 папки № 3, подпись избирателя в строке 1 на странице 567 папки № 3, подпись избирателя в строке 2 на странице 660 папки № 4, подпись избирателя в строке 2 на странице 677 в папке № 4, подпись избирателя в строке № 1 на странице 770 папки № 4, подпись избирателя в строке 1 на странице 284 папки № 2, подпись избирателя в строке 1 на странице 284 папки № 2, подпись избирателя в строке 1 на странице 867 папки № 5, всего 11 подписей, связанных с особенностями почерка избирателей, вносивших сведения о себе в подписные листы, что повлекло техническую ошибку при переносе данных.

В отношении иных подписей нарушения формы заполнения подписных листов судом с достоверностью установлены, наличие допущенных нарушений представителем административного истца не оспаривалось в ходе исследования подписных листов. Таким образом, судом установлено, что недействительными по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области, являются 302 подписи.

Судом также установлено и не оспаривается представителями административного ответчика, заинтересованного лица, что рабочей группой из 14 подписей, признанных недействительными по основанию, предусмотренному подп. «м» п. 11 ст. 24 Закона Брянской области, две подписи признаны такими необоснованно, поскольку подписи избирателей в строках 1, 2 на странице 893 папки 5 были внесены 10 и 12 июля 2019 г., уполномоченным представителем избирательного объединения заверены 20 июля 2019 г., т.е. внесены ранее заверения подписного листа. Таким образом, подписей, недействительных по указанному основанию – подписи внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем, судом установлено 12.

Согласно п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается; подписи, собранные с нарушением данного пункта, являются недействительными. Аналогичные положения содержатся в Законе Брянской области.

При судебной проверке обоснованности признания административным ответчиком недействительными 76 подписей избирателей по основанию, предусмотренному подп. «и» п.11 ст. 24 Закона Брянской области - подписи, собранные с нарушением требований, предусмотренных п. 5 ст. 22 настоящего Закона, установлено, что только 73 подписи являются недействительными по данному основанию, поскольку действительно были собраны Б. – членом участковой избирательной комиссии № 137 Советского района г. Брянска с правом решающего голоса (папка № 1, подписные листы 10, 147, папка № 2 подписные листы 280-286, папка № 3 подписные листы 405-406, 411-423, 499-501, 508, 518, 558,569, 587-589, 599-600, папка № 4 подписной лист 782), и Т. членом участковой избирательной комиссии № 55 Бежицкого района г. Брянска (папка № 1 подписные листы 51-52, папка № 5 подписной лист 885).

Возражения представителя административного истца опровергаются решением Территориальной избирательной комиссии Бежицкого района г. Брянска от 07 июня 2018 г. № 40\452, согласно которому Т. является членом участковой комиссии избирательного участка № 55 сроком полномочий пять лет (2018-2023 годы); решением Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Брянска, согласно которому Б. является членом участковой комиссии избирательного участка № 137 со сроком полномочий на пять лет (2018-2023 годы).

В результате исследования судом подписных листов нашли свое подтверждение факты недействительности 7 подписей по подп. «д» п. 11 Закона Брянской области – подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями; 3 подписей по подп. «е» п. 11 Закона Брянской области – подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей; 6 подписей по подп. «ж» п. 11 Закона Брянской области – подписной лист не заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения; 4 подписи по подп. «ж» п. 11 Закона Брянской области – сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.

Суд отклоняет доводы представителя административного истца об отсутствии нарушений подп. «ж» п. 11 Закона Брянской области, поскольку согласно п. 12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает в том числе серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт или код выдавшего его органа. В связи с этим отсутствие указания кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, при отсутствии сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт, является основанием для признания подписей недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.

Таким образом, судом установлено, что из проверенных Рабочей группой избирательной комиссии 1740 подписей 519 подписей (с учетом совпадений установленных нарушений) не могут быть признаны действительными, что по отношению к необходимому количеству подписей составляет 29,8 процентов, и является предусмотренным подп. «г.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подп. «д1», «е» п. 5 ст. 25 Закона Брянской области основанием для отказа в регистрации единого списка кандидатов в депутаты.

Установленные законом сведения, которые должны содержаться в итоговом протоколе проверки подписных листов, в случае, если по результатам проведенной проверки имеются основания для отказа в регистрации кандидата, в оспариваемом итоговом протоколе от 27 июля 2019г. содержатся в полном объеме: основания признания подписей недостоверными и недействительными, код нарушения. В ведомостях проверки подписных листов содержатся указания на номер папки, номер подписного листа, номер строки в подписном листе, в которых имеется каждая из таких подписей, и основания признания подписей избирателей недостоверными или недействительными (код нарушения). Форма итогового протокола соответствует приведенным требованиям закона и Порядку приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, утвержденному решением Избирательной комиссии города Брянска от 22 июня 2019 г. № 6/27. Проверка подписей избирателей проведена Избирательной комиссией города Брянска в порядке и сроки, предусмотренные положениями Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Брянской области. Допущенные ошибки не влияют на обоснованность итогового протокола и указания на то, что Рабочей группой усматриваются основания для отказа в регистрации единого списка кандидатов на основании подп. «д1», «е» п. 5 ст. 25 Закона Брянской области.

Кроме того, из оспариваемого решения следует, что административным ответчиком были установлены нарушения, предусмотренные подп. «а», «б», «в» п.5 ст. 25 Закона Брянской области: несоблюдение требований к выдвижению единого списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации единого списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Брянской области, которые в силу п. 5 ст. 25 Закона Брянской области являются самостоятельными основаниями отказа в регистрации единого списка кандидатов.

Данные основания являлись предметом рассмотрения Советского районного суда г. Брянска по административному иску Избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Брянской области» к Избирательной комиссии города Брянска об оспаривании постановления Избирательной комиссии города Брянска от 03.07.2018г. №10/47 «О заверении единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созывая, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» по единому муниципальному избирательному округу. Законность и обоснованность принятого судебного постановления может быть проверена в установленном процессуальным законом порядке.

В пределах требований, заявленных по настоящему иску, указанные основания отказа в регистрации административным истцом не оспариваются.

Учитывая приведенные положения законодательных актов о гарантиях избирательных прав граждан, проверив основания отказа в регистрации единого списка кандидатов, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности решения Избирательной комиссии города Брянска от 29 июля 2019 г. № 30/254 «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» по единому муниципальному избирательному округу».

В соответствии с п. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в том числе в случае, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

На основании изложенного заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 179-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска избирательного объединения «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» к Избирательной комиссии города Брянска об оспаривании решения Избирательной комиссии города Брянска об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Брянской области» по единому муниципальному избирательному округу, оспаривании итогового протокола проверки подписных листов отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий судья И.Ю. Иванова

Резолютивная часть решения суда оглашена в судебном заседании 02 августа 2019 г.

Мотивированное решение суда составлено 02 августа 2019 г.

2а-5362/2019 ~ М-3889/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Избирательное объединение Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина в Брянской области"
Ответчики
Избирательная комиссия г.Брянска
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Иванова Ирина Юрьевна
29.07.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.07.2019[Адм.] Передача материалов судье
29.07.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2019[Адм.] Судебное заседание
01.08.2019[Адм.] Судебное заседание
02.08.2019[Адм.] Судебное заседание
02.08.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2019[Адм.] Дело оформлено
19.12.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее