Решение по делу № 2-622/2019 от 30.10.2019

Гр.дело № 2-622/2019

УИД 0

                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Покровка 24 декабря 2019 года

Октябрьского района

Приморского края

    Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи      Загорулько А.В.,

при секретаре                          Чирковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности включить техническое здание войсковой части в план текущего ремонта на 2020 год,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в обоснование которого указал следующее.

39 военной прокуратурой гарнизона с привлечением 496 отделения территориального (эксплуатации и контроля за оказанием услуг в войсках ВВО) проведена проверка здания склада инженерно-технической службы (инв. ) войсковой части (<адрес>), предназначенное для хранения имущества инженерно-технической службы текущего обеспечения воинской части. Собственником здания является Минобороны России в лице Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно положению о Министерстве обороны России, утвержденному Указом Президента России от 16 августа 2004 г. № 1082, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В ходе осмотра здания установлено, что в здании склада ИТС (инв. ), эксплуатируемого с 1979 года и общей площадью 2329 м2 с момента начала эксплуатации, капитальный и текущий ремонты не производились. Здание находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует незамедлительного проведения текущего ремонта.

Так, отмостки здания имеют множественные трещины и разрушения - 168 м2, требуется ремонт рулонной кровли и устройство цементной стяжки толщиной 25 мм - 1600 м2; требуется замена оконных блоков - 18 шт.; требуется замена внутренних сетей электроснабжения - 400 п.м., замена внутренних щитов освещения и распределительных щитов - 2 шт., замена светильников — 15 шт.; внутренние помещения требуют оштукатуривания и побелки - 450 м2, побелка потолков - 900 м2 ; отсутствуют противопожарная и охранная системы.

При этом в нарушение требований Руководства по коммунальноэксплуатационному обеспечению ВС РФ, утвержденного приказом Минобороны России от 30.12.2017 № 860, здание склада ИТС (инв. ), несмотря на проведение ежегодных общих весенних (осенних) осмотров и составление по их результатам соответствующих актов, с указанием имеющихся недостатков в его техническом состоянии, ведущих к преждевременному износу и разрушению, снижению эксплуатационных показателей, не было включено в план текущего ремонта, ежегодно формируемый Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ и утверждаемый заместителем МО РФ.

В свою очередь, командованием воинской части направлялись обращения на выделение материальных средств для выполнения ремонтных работ в адреса ЖЭ(к)0 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, его структурного подразделения ЖКС (<адрес>), Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО (<адрес>) (исх. от 24.05.2018, от 04.07.2018, от 12.07.2018), а также были инициированы аналогичные обращения командованием войсковой части 32103 (исх. от 31.05.2018) в адрес указанного выше Филиала и Управления. Все перечисленные обращения оставлены без реализации, мер по устранению нарушений не принято.

Более того, по результатам проведенной в 2018 году прокурорской проверки, в ходе которой были выявлены аналогичные нарушения законов, вышестоящему командиру войсковой части внесено представление об устранении нарушений закона (исх. от 25.07.2019).

Между тем, принятые меры прокурорского реагирования, сложившуюся ситуацию не изменили, поскольку мероприятия по восстановлению надлежащего технического состояния здание склада ИТС (инв. ), в том числе с привлечением специализированных организаций, до настоящего времени не проводились.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, Министерство организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники имущества в Вооруженных силах, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.

Несмотря на то, что указанный объект (инв. , склад ИТС) принят в эксплуатацию ФГКУ «ДТУИО» МО РФ в 2011 году, никаких действенных мер по решению вопроса о проведении текущего ремонта склада, не принимается, что противоречит требованиям п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 3, 11 и 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 5, 7 и 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

Таким образом, в связи с ненадлежащим техническим состоянием здания склада ИТС (инв. ) в настоящее время созданы условия, представляющие угрозу жизни и здоровью личного состава войсковой части и иных лиц, прибывающих на склад в рамках повседневной деятельности, а также угрозу порчи имущества, размещенного в здании.

Просил обязать Министерство обороны Российской Федерации включить здание склада ИТС , расположенного на территории войсковой части по адресу: <адрес>, в план текущего ремонта на 2019 год и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт кровли, отмостков, окон, внутренних помещений, полов, системы электроснабжения здания, произвести оснащение противопожарной     и охранной системами.

В ходе рассмотрении дела истец обратился с заявлением об изменении исковых требований, в котором просил возложить на ответчика обязанность включить здание склада в план текущего ремонта на 2020 год, в остальной части исковые требования оставил прежними.

В судебном заседании представитель истца, помощник военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, Османов Р.М., заявленные требования поддержал на основании доводов указанных в иске.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика - Министерства обороны Российской Федерации и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения иска.

Представитель ответчика МО РФ в письменных возражениях на иск указал, что производство по указанному делу должно быть прекращено.

В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Поскольку вопрос о признании спорного объекта недвижимости нуждающимся в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ, суд не вправе своим решением подменять его компетенцию, а военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Техническое здание склада ИТС (инв. ) было включено в план текущего ремонта на 2019 год. Работы, указанные в иске, проводятся согласно утвержденному перечню объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта, с привлечением специализированных организаций.

Кроме того, оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органом местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в соответствии с п. 2 ст. 1 КАС РФ осуществляется в порядке административного судопроизводства.

В соответствии с Регламентом проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана текущего ремонта, общий осмотр всех зданий, коммунальных сооружений и элементов внешнего благоустройства военных городков проводится комиссией, назначенной потребителем (командиры в/ч) с включением в нее представителей исполнителя (ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ). Время и место проведения весеннего (осеннего) осмотра должно быть обязательно согласованы с представителем исполнителя (ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ).

По результатам осмотра объектов районный представитель государственного заказчика (УЭСиОКУ по ВВО) совместно с региональным представителем исполнителя (филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО) и потребителем (командир в/ч) определяет объем работ и предложения о включении объектов в план текущего ремонта, а также порядок и сроки устранения недостатков, в соответствии с действующими Государственными контрактами.

По результатам общего весеннего (осеннего) осмотра потребитель (командир в/ч) составляет акт общего осмотра объектов имущественного комплекса, в котором отражаются результаты осмотра, делаются выводы и предлагаются меры по устранению отмеченных недостатков.

Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО на основании акта общего осмотра объектов имущественного комплекса составляется дефектный акт и локальный сметный расчет. Районный представитель государственного заказчика (УЭСиОКУ по ВВО) формирует заявку для включения объектов в план текущего ремонта и направляет ее окружному представителю государственного заказчика.

Однако, военным прокурором не представлено доказательств направления филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО акта осмотра и дефектного акта в адрес УЭСиОКУ по ВВО, для включения здания склада ИТС в план текущего ремонта на 2020 год, в связи с чем усматривается бездействие ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

На основании вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований зам. военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона.

Оценив заявленные требования, выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные возражения на иск ответчика, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Давая правовую оценку доводам ответчика, что спорные правоотношения не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, то есть в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд находит их необоснованными по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и может избрать только тот способ защиты права, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из разъяснения, содержащегося в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.

Право выбора того или иного способа защиты гражданских прав принадлежит не суду, а истцу, который самостоятельно определяет в исковом заявлении избранный им способ защиты своего права.

В соответствии со ст. 148 ГПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.

Как усматривается из материалов дела, зам. военного прокурора 39 военный прокуратуры гарнизона обратился в суд иском к Министерству обороны РФ, которое ненадлежащим образом исполняет свои обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, что влечет существенное нарушение прав и свобод значительного числа граждан, создает реальную угрозу порчи федеральной собственности, а также жизни и здоровью военнослужащих, иных лиц, посещающих данное здание, то есть заявлен спор о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства.

Требования к содержанию и эксплуатации зданий и сооружений содержатся в статьях 2,3,11,24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьях 5,7,36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390.

Так, согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов сооружения.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с приказом Министра обороны Росийской Федерации № 1871 от 17.12.2010 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» и передаточным актом от 01.04.2011 от Федерального государственного учреждения «12 квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передано в оперативное управление ФГКУ «ДТУИО» МО РФ объекты Министерства обороны Российской Федерации, в том числе здание склада ИТС (инв. ) войсковой части , расположенного по адресу: <адрес>, войсковая часть .

Согласно акту осмотра здания установлено, что в здании склада ИТС (инв. ), эксплуатируемого с 1979 года и общей площадью 2329 м2 с момента начала эксплуатации, капитальный и текущий ремонты не производились. Здание находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует незамедлительного проведения текущего ремонта.

Так, отмостки здания имеют множественные трещины и разрушения - 168 м2, требуется ремонт рулонной кровли и устройство цементной стяжки толщиной 25 мм - 1600 м2; требуется замена оконных блоков - 18 шт.; требуется замена внутренних сетей электроснабжения - 400 п.м., замена внутренних щитов освещения и распределительных щитов - 2 шт., замена светильников — 15 шт.; внутренние помещения требуют оштукатуривания и побелки - 450 м2, побелка потолков - 900 м2 ; отсутствуют противопожарная и охранная системы.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 г., МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции, правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ., а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ (п.п. 68 п. 7 Положения).

Учитывая указанные нормы, а также положения ст. 210 ГК РФ, МО РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.

Передача в оперативное управление объектов не исключает обязанности собственника по его содержанию.

Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является, в том числе пресечение действий (бездействий) нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Вопреки доводам представителя ответчика, доказательств принятия исчерпывающих мер для проведения текущего ремонта здания склада ИТС (инвентарный ) МО РФ не представлено.

Суд не принимает в качестве доказательства включения указанного здания склада войсковой части в план текущего ремонта на 2019 год, копию утвержденного перечня объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта с привлечением специализированных организаций в 2019 году, поскольку он не опровергает доводы иска.

Доводы ответчика о том, что работы, указанные в иске зам. военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона проводятся согласно утвержденному перечню объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта с привлечением специализированных организаций, также ничем объективно не подтверждены.

Материалы дела содержат многочисленные комиссионные акты общего весеннего и осеннего осмотров объектов жилищно-казарменного фонда в/ч – здания склада инвентарный в 2018-2019 г.г., с описанием дефектов и причин их возникновения ( с указанием примерного объема работ), комиссионные дефектные акты на указанное здание, а также перечни объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта подрядным способом в 2019-2020 г.г., куда включалось и здание склада ИТС в/ч .

Командованием воинской части 14038 направлялись обращения на выделение материальных средств для выполнения ремонтных работ в адреса ЖЭ(к)0 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, его структурного подразделения ЖКС (<адрес>), Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО (<адрес>) (исх. от 24.05.2018, от 04.07.2018, от 12.07.2018), а также были инициированы аналогичные обращения командованием войсковой части (исх. от 31.05.2018) в адрес указанного выше Филиала и Управления. Все перечисленные обращения оставлены без реализации, мер по устранению нарушений не принято.

Кроме того, как усматривается из представленных документов, указанное здание склада ИТС включено в заявочный перечень объектов ВКС для включения в титульный список текущего ремонта на 2020 год подрядным способом, в то же время в соответствии с планом текущего ремонта первоочередных объектов силами сторонних специализированных организаций на 2020 год, утвержденным главнокомандующим ВКС от 30.07.2019, проведение текущего ремонта на объектах войсковой части не запланировано.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска заместителя военного прокурора.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Обсуждая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит исполнить настоящее решение, суд исходит из объема работ, необходимых при текущем ремонте здания склада ИТС , и возлагает на ответчика обязанность произвести ремонт в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск заместителя военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности включить техническое здание войсковой части в план текущего ремонта на 2020 год, удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации включить здание склада ИТС (инв. , войсковая часть <адрес>) в план текущего ремонта на 2020 год, и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт, а именно: произвести ремонт кровли, отмостки, окон, внутренних помещений, полов, системы электроснабжения здания; произвести оснащение противопожарной и охранной системами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30.12.2019.

Судья А.В. Загорулько

2-622/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
Министерство обороны РФ
Другие
ФГБУ "ЦЖКУ по воздушно-космическим силам " МО РФ
жкс № 10 ФГБУ "ЦЖКУ по воздушно-космическим силам " МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд
Судья
Загорулько Андрей Валентинович
30.10.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.10.2019[И] Передача материалов судье
31.10.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2019[И] Судебное заседание
24.12.2019[И] Судебное заседание
30.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее