Дело № 5-247/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
« 14 » июня 2018г. г.Самара
Мировой судья судебного участка № 16 Кировского судебного района г.Самары Самарской области Якишина Ж.Ю., г. Самара, Кировский район, ул. Путейская, 29, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Акционерное общество «Самарская региональная энергетическая корпорация», юридический адрес: г. Самара, 18 км, д. № б/н, литер Х, оф. 5, фактический адрес: г. Самара, Московское шоссе, 55, <ИНОЕ>
УСТАНОВИЛ:
19.03.2018г. при проведении контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности открытого акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация» и анализ использования им вложений Самарской области в 2012-2015 годах и истекшем периоде 2016 года», проведенного Счетной палатой Самарской области в соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области на 2016 год, утвержденным коллегией Счетной палаты Самарской области от 24.12.2015 №369, в акционерном обществе «Самарская региональная энергетическая корпорация», зарегистрированном по адресу: г. Самара, 18 км, д. № б/н, литер Х, оф. 5, установлено, что в период с 21.06.2016г. по 28.07.2016г. АО «СамРЭК» нарушило положения договора от 06.06.2016г. №38 «Об инвестиционных условиях выполнения мероприятий на теплоэнергетических объектах в муниципальных образованиях в Самарской области» и использовало часть бюджетных инвестиций в размере 51 291,8 тыс. рублей (в период с 21.06.2016г. по 30.06.2016г. - 40 808,5 тыс. рублей, в период с 30.06.2016г. по 28.07.2016г. - 10 483,3 тыс. рублей) не на цели, предусмотренные Законом № 171-ГД, Государственной программой № 702, а также пунктами 1.3, 1.4 договора от 06.06.2016г. № 38.
В 2016 году в целях повышения качества, доступности и надежности обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и повышения комплексной безопасности и устойчивости энергетического комплекса и для выполнения мероприятий по модернизации систем теплоснабжения, проектированию и строительству котельных и тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования и технологий на основании Закона Самарской области от 17.12.2015 №131-ГД «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» и постановления Правительства Самарской области от 29.11.2013 №702 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014 - 2020 годы» и в соответствии с договором от 06.06.2016 №38 «Об инвестиционных условиях выполнения мероприятий на теплоэнергетических объектах в муниципальных образованиях в Самарской области», заключенным между министерством имущественных отношений Самарской области, министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, АО «Самарская региональная энергетическая корпорация» и <ИНОЕ> Обществу предоставлены бюджетные инвестиции в размере 205 000,0 тыс. рублей.
Согласно пункту 1.4 договора от 06.06.2016 №38 денежные средства, полученные АО «СамРЭК», подлежат внесению в уставный капитал <ИНОЕ> в сумме 205 000,0 тыс. рублей и использованию их <ИНОЕ> в соответствии с целями, указанными в пункте 1.3 договора от 06.06.2016 №38 и приложении №1 к договору от 06.06.2016 №38, а именно в целях выполнения мероприятий по проектированию и техническому перевооружению котельной тепличного комбината по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18-км, Опытная станция по садоводству б/н НПО «Жигулевские сады».
Решением совета директоров Общества от 27.06.2016г. определено, что условием внесения дополнительного вклада является принятие общим собранием участников <ИНОЕ> соответствующего решения об увеличении уставного капитала <ИНОЕ> и определен срок внесения дополнительного вклада АО «СамРЭК» в уставный капитал <ИНОЕ> не позднее шести месяцев со дня принятия соответствующего решения об увеличении уставного капитала <ИНОЕ>
Бюджетные инвестиции в рамках договора от 06.06.2016г. №38 в размере 205 000,0 тыс. рублей были перечислены МИО СО тремя траншами: 170 791,9 тыс. рублей платежным поручением от 21.06.2016г. № 136; 15 002,3 тыс. рублей платежным поручением от 20.07.2016г. № 184; 19 205,8 тыс. рублей платежным поручением от 04.08.2016г. № 193.
Анализ исполнения Обществом обязательств в рамках договора от 06.06.2016г. № 38, а именно по перечислению бюджетных инвестиций в объеме 205 000,0 тыс. рублей в уставный капитал <ИНОЕ> показал следующее.
По данным бухгалтерского учета (карточки счета №51 «Расчетный счет» в разрезе расчетных счетов) по состоянию на конец банковского дня 20.06.2016г. на 5 действующих на тот момент расчетных счетах Общества находилось 6 145,3 тыс. рублей.
За период с 21.06.2016г. (перечисление из бюджета первого транша в размере 170 791,9 тыс. рублей) по 28.07.2016г. из областного бюджета на расчетные счета Общества перечислено 185 794,2 тыс. рублей бюджетных инвестиций. Обществом в уставный капитал <ИНОЕ> за указанный период внесено только 134 502,3 тыс. рублей. Таким образом, по состоянию на 28.07.2016г. Обществом не было внесено в уставный капитал <ИНОЕ> 51 291,8 тыс. рублей.
По состоянию на конец банковского дня 28.07.2016г. Общество не могло исполнить обязательства по целевому использованию поступивших бюджетных инвестиций, так как на расчетных счетах АО «СамРЭК» остаток денежных средств составлял всего 218,0 тыс. рублей.
Согласно пункту 3.4 договора от 06.06.2016г. №38 в случае использования Обществом денежных средств, полученных по договору от 06.06.2016 №38, на цели, не соответствующие указанным в пункте 1.3 договора №38, главный распорядитель бюджетных средств вправе потребовать возврата Обществом указанных денежных средств, а также уплаты Обществом неустойки в размере ключевой ставки, установленной Банком России, начиная с момента установления ненадлежащего использования денежных средств главному распорядителю бюджетных средств (пункт 4 дополнительного соглашения к договору от 06.06.2016 №38).
В соответствии с пунктом 3.3 договора от 06.06.2016 №38 Общество несет ответственность за нарушение пункта 1.3 договора от 06.06.2016 №38 в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Тем самым, АО «Самарская региональная энергетическая корпорация» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.
Представитель АО «Самарская региональная энергетическая корпорация» Свиридова А.А. в судебном заседании вину общества в совершении данного правонарушения не признала, предоставила письменные пояснения. Просила производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения и вины юридического лица, поскольку условиями договора № 38 не определен срок внесения дополнительного вклада в уставный капитал <ИНОЕ> в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» срок внесения дополнительных установлен 6 месяцев со дня принятия общим собранием участников общества об увеличении. Решение об увеличении уставного капитала <ИНОЕ> в размере 204 999 924 руб. принято 20.06.2016г. В период с 22.06.2016г. по 02.11.2016г. денежные средства в указанном размере внесены в уставный капитал, то есть в установленный срок. Вместе с тем, в период с 21.06.2016г. по 30.06.2016г. в безакцептном порядке с расчетного счета организации была списана сумма в размере 41 857, 8 тыс. руб. по исполнительному производству в пользу ИФНС по Ленинскому району г. Самары, несмотря на то, что на этот момент решение ИФНС обжаловалось и не был принят судебный акт, подтверждающий законность и обоснованность данного решения, таким образом, АО «СамРЭК» не имело возможности препятствовать списанию вышеуказанной суммы. В случае привлечения АО «СамРЭК» к административной ответственности просила назначить наказание в размере менее минимального размера установленного санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку организация находится в тяжелом имуществом и финансовой состоянии.
Представитель Счетной палаты Самарской области <ФИО1> предоставила письменные пояснения по делу, в судебном заседании просила привлечь АО «СамРЭК» к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ. Суду пояснила, что речь в протоколе об административном правонарушении идет не о сроках перечисления АО «СамРЭК» бюджетной инвестиции <ИНОЕ> а о факте нецелевого расходования АО «СамРЭК» бюджетной инвестиции. Организация не вправе расходовать средства по своему усмотрению, в договоре № 38 содержится запрет на использование денежных средств не в соответствии с целями, указанными в п. 1.3 и 1.4 договора. Несмотря на данный запрет, АО «СамРЭК» направило часть бюджетных инвестиций на уплату общехозяйственных платежей. Кроме того, АО «СамРЭК» не обжаловало определение Арбитражного суда об отказе в обеспечении иска, тем самым не предприняло все зависящие от него меры для надлежащего исполнения договора от 06.06.2016г. № 38 и не предприняло все зависящие от него меры для предотвращения принудительного списания средств бюджетной инвестиции, а следовательно, по вине организации средства бюджетной инвестиции направлены не по целевому назначению по оплату налогов и сборов. В удовлетворении просьбы АО «СамРЭК» о назначении административного наказания в размере менее минимального размера установленного санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, в связи с нахождением организации в тяжелом имуществом и финансовой состоянии, просила отказать, поскольку АО «СамРЭК» отчиталось перед Счетной палатой о том, что возможность улучшить финансовое состояние организации без привлечения бюджетных средств имеется.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении <ФИО2> в судебном заседании пояснения дала аналогичные протоколу и пояснениям представителя <ФИО1>
Заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя Счетной палаты Самарской области, должностное лицо, составившее протокол, исследовав материалы дела, суд считает вину АО «Самарская региональная энергетическая корпорация» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, установленной и полностью доказанной.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ ответственность наступает в случае нецелевого использования бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч.1 ст. 306.4 КоАП РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Факт совершения АО «Самарская региональная энергетическая корпорация» административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № 9 от 19.03.2018г. в соответствии с которым АО «СамРЭК», в нарушение положений договора от 06.06.2016г. №38 «Об инвестиционных условиях выполнения мероприятий на теплоэнергетических объектах в муниципальных образованиях в Самарской области» использовало часть бюджетных инвестиций в размере 51 291,8 тыс. рублей не на цели, предусмотренные Законом № 131-ГД, Государственной программой № 702, а также пунктами 1.3, 1.4 договора от 06.06.2016г. № 38;
- извещением о дате и месте составления протокола об административном правонарушении № 02.01/609 от 14.03.2018г.;
- копией удостоверения; - копией доверенности № 03-07 от 16.03.2018г.; - копией паспорта; - распоряжением № 106 от 31.10.2016г. о проведении контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности открытого акционерного общества «Самарская региональнаяэнергетическая корпорация» и анализ использования им вложений Самарской области в 2012-2015 годах и истекшем периоде 2016 года»;
- актом контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности открытого акционерного общества «Самарская региональная энергетическая корпорация» и анализ использования им вложений Самарской области в 2012-2015 годах и истекшем периоде 2016 года» от 16.11.2017г., по результатам которого установлено, что АО «СамРЭК» нарушило положения договора № 38 «Об инвестиционных условиях выполнения мероприятий на теплоэнергетических объектах в муниципальных образованиях в Самарской области» и использовало часть бюджетных инвестиций в размере 51 291,8 тыс. рублей не на цели, предусмотренные Законом от 17.12.2015г. № 131-ГД «Об областной бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Государственной программой № 702, и договором от 06.06.2016г. № 38;
- договором 06.06.2016г. № 8 «Об инвестиционных условиях выполнения мероприятий на теплоэнергетических объектах в муниципальных образованиях в Самарской области», по условиям которого АО «СамРЭК» обязуется использовать полученные по настоящему договору денежные средства в соответствии с целями, указанными в п. 1.3 настоящего договора (п. 2.2 договора), то есть в целях выполнения мероприятий по проектированию и техническому перевооружению котельной;
- дополнительным соглашением № 1 к договору № 38 от 06.06.2016г.; - дополнительным соглашением № 2 к договору № 38 от 06.06.2016г.; - протоколом № 7/16 заседания совета директоров АО «СамРЭК» от 27.06.2016г.; - карточками счетов за период с октября 2015г. по декабрь 2016г.; - пояснениями представителей Счетной палаты Самарской области в судебных заседаниях. Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что в действиях АО «СамРЭК» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14КоАП РФ.
К показаниям представителя АО «СамРЭК» в судебных заседаниях об отсутствии вины общества, суд относится критически, оценивает их как стремление избежать ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку они опровергаются показаниями представителей Счетной палаты Самарской области и материалами дела.
Показания должностного лица, составившего протокол, <ФИО2>, данные ею в судебном заседании, суд признает достоверными, так как у суда не имеется оснований не доверять им, поскольку она предупреждена об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, является работником Счетной палаты Самарской области, при составлении протокола находилась при исполнении своих должностных обязанностей, не имеет личной или иной заинтересованности в исходе дела, ее показания подтверждаются обстоятельствами, установленными в судебном заседании, а также подтверждаются материалами дела, исследованными судом.
Санкция ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Доказательства совершения АО «СамРЭК» административного правонарушения получены в соответствии с действующим законодательством и являются допустимыми.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд не находит.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, другие обстоятельства дела.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность судом не установлено.
С учетом изложенного у суда имеются основания для назначения наказания АО «СамРЭК» в виде административного штрафа, при определении размера штрафа суд приходит к следующему.
Суд принимает во внимание тот факт, что денежные средства в сумме 41 857,8 тыс. руб., из которых: 40 808, 5 тыс. руб. - бюджетных инвестиций, были списаны со счета АО «СамРЭК» по исполнительному производству в пользу ИФНС по Ленинскому району г. Самары по решению, не вступившему в законную силу, и наличии процедуры обжалования решения АО, в связи чем, полагает, что в данной части вина АО «СамРЭК» в нецелевомиспользовании указанной суммы отсутствует.
При наичии изложенных выше обстоятельств, исходя из размера денежных средств, использованных не по целевому назначению АО «СамРЭК» 10 483, 3 тыс. руб. (51 291,8 тыс. рублей - 40 808, 5 тыс. руб.), сумма штрафа составляет 524 170 руб. (10 483, 3 тыс. руб. х 5%).
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Акционерное общество «Самарская региональная энергетическая корпорация» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 524 170 (пятьсот двадцать четыре тысячи сто семьдесят) рублей.
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (со дня, следующего за днем истечения срока для обжалования постановления) с предоставлением (направлением) судье копии документа, свидетельствующего об его уплате на следующие реквизиты: УФК по Самарской области (Счетная палата Самарской области), ИНН 6315856300, КПП 631501001, счет 40101810200000010001, в отделение Самара г. Самара, БИК 043601001, ОКТМО 36701000, КБК 731 1161 802 002 0000 140, назначение взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов РФ).
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г.Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью судебного участка № 16 Кировского судебного района г.Самары Самарской области.
Мотивированное постановление изготовлено 15.06.2018г.