Решение по делу № 2-51/2021 от 11.12.2020

Дело № 2-51/21

25МS0100-01-2020-001582-42

Мотивированное решение

Изготовлено 5 марта 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 марта 2021 года                                                                 г. Владивосток

 Мировой судья судебного участка № 100 Фрунзенского судебного района г.Владивостока Напольская Н.Н. ,

при секретаре Богатовой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФПК Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края к <ФИО1>   о взыскании задолженности,

установил:

 ФПК Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края обратился в суд с иском к <ФИО1>  о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с ноября 2016 г. по сентябрь 2019 г., ноябрь 2019 г. по декабрь 2019 г., февраль 2020 г., май 2020 г., июль 2020 г. в размере 3073,44 рублей,  а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 400  рублей.

В обоснование исковых требований истец указал, что в силу ч. 1 ст. 169 ЖК РФ и ч.2 ст. 4 Закона Приморского края от 0708.2013 г. № 227-КЗ «О система капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае» (далее-Закон Приморского края) собственники помещений в многоквартирном доме (далее-МКД) обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее-взносы) в размере, установленном в соответствии с ч. ст. 4 Закона Приморского края и ч.8.1 ст.156 ЖК РФ.

Установление минимального размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ -п.1ч.1 ст.167 ЖК РФ.

На период 2014-2016 г.г., постановлением администрации Приморского края от 18.11.2013 г. № 411-па «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт на 2014-2016 годы» минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД в расчете на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения установлен в размере 6,57 рублей / кв.м. в месяц.

Согласно постановлению администрации Приморского края от 17.11.2016 г. № 534-па «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт на 2017-2019 годы» минимальный размер взноса в 2017 году составлял 7,10 рублей/кв.м .  в месяц.

Постановлениями администрации Приморского края № 446-па от 10.11.2017 г. и № 21-па от 22.01.2019 г. «Об индексации минимального размера взноса на капитальный ремонт» установлены минимальные размеры взноса с учетом индексации на 2018 г. в размере 7,38 рублей/кв.м. и на                   2019 г. в размере 7,73 рублей/кв.м. в месяц, на 2020-2022 годы в размере 8,10 руб/кв.м. в месяц.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом - ч. 3 ст. 4 Закона Приморского края.

Перечень многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2023 годы, утверждённую постановлением администрации Приморского края № 513-па от 31.12.2013 г. был опубликован в «Приморской газете» № 9(874) от 31.01.2014 г.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт наступила у собственников помещений в МКД с 01.10.2014 г.

Фонд капитального ремонта многоквартирного дома <НОМЕР> по                                    <АДРЕС> формируется на счете регионального оператора в соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 23.09.2014 г. № 8597.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем - ч.1 ст. 7 Закона Приморского края.

Ответчик <ФИО1>. является сособственником  (доля 1/3) квартиры <НОМЕР>, общей площадью 32,1 кв.м. в доме, расположенной по адресу <АДРЕС>

Исходя из площади помещения, принадлежащего ответчику                         (10,70 кв.м)  с ноября 2016 г. по сентябрь 2019 г., ноябрь 2019 г. по декабрь 2019 г., февраль 2020 г., май 2020 г., июль 2020 г. у последней  образовалась задолженность в размере в размере 3073,44 рублей, которая ею не оплачена и которую просит взыскать, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

В судебном заседании представитель истца <ФИО2> настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, представив письменные пояснения по иску. Пояснила, что в силу ч.7 ст.170 ЖК РФ, если собственники помещений в МКД не выбрали в срок, способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома на счете регионального оператора. Начиная с 09.2014 г. по настоящее время МКД   <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в                            г. Владивостоке  включен в Перечень МКД, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в  течении 6 месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в связи с чем администрацией г.Владивостока принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.  В целях реализации возложенных на него функций Региональным оператором 07.08.2014 был заключен Договор №6503/5282-14 с АКБ «Банк Москвы» по расчетному обслуживанию и открытию банковского счета для целей использования денежных средств для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на счете Регионального оператора. Отсутствие у собственника жилого помещения квитанций платежа, не освобождает последнего от обязанности нести расходы. Закон о защите прав потребителей на данные правоотношения не распространяется.

Ответчик <ФИО1>  исковые требования не признала, представив письменные возражения. Пояснила, что на протяжении длительного времени в доме не проводился капитальный ремонт, в связи с чем обязанность по несению расходов считает незаконным. К данным правоотношениям не подлежат применению требования Жилищного кодекса РФ, в случае если Фонд капитального ремонта МКД ПК не реализовал свои права. Нести расходы она не отказывается, но только после устранения истцом нарушений путем проведения капитального ремонта. Платежные квитанции истец в ее адрес не направлял. Кроме того, Фонд является некоммерческой организацией, в связи с чем она имеет права не вносить платежи. Просила предоставить рассрочку исполнения решения до 2041 года, в случае удовлетворения иска. Договор в письменном виде истец с ответчиком не заключал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ответчик <ФИО1>. является сособственником  (доля 1/3) квартиры <НОМЕР> общей площадью 32,1 кв.м. в доме, расположенной по адресу г. Владивосток,  ул. <АДРЕС>. <АДРЕС>.

Исходя из площади помещения, принадлежащего ответчику                         (10,70 кв.м.) за период с ноября 2016 г. по сентябрь 2019 г., ноябрь 2019 г. по декабрь 2019 г., февраль 2020 г., май 2020 г., июль 2020 г. у последней  образовалась задолженность в размере в размере 3073,44 рублей, которая на момент рассмотрения дела не оплачена. 

ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» является региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края.

В силу положений п. 1 ст. 169 ЖК РФ  собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно п. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Отношения, связанные с проведением в Приморском крае капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются Законом Приморского края от 07.08.2013 г. № 227-КЗ «О капитальном ремонте многоквартирных домов в Приморском крае» .

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом - ч. 3 ст. 4 Закона Приморского края.

Перечень многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы, утверждённую постановлением администрации Приморского края № 513-па от 31.12.2013 г. был опубликован в «Приморской газете» № 9(874) от 31.01.2014 г.

Следовательно, собственникам помещений в многоквартирном доме надлежало принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в срок до 31.07.2014 г.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт наступила у собственников помещений в МКД с 01.10.2014 г.

Фонд капитального ремонта многоквартирного дома <НОМЕР> по                                    <АДРЕС> формируется на счете регионального оператора в соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 23.09.2014 г. № 8597.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем - ч.1 ст. 7 Закона Приморского края.

В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт- п.2 ч.2 ст. 154 ЖК РФ.

 В соответствии с ч. 1 ст. 170 ЖК РФ  взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда, а именно перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, либо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ  в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Как следует из ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, а также разъяснений жилищного законодательства, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете реализуется в следующем порядке: собственники помещений в многоквартирном доме должны уведомить потенциального владельца специального счета о принятом ими решении, открыть специальный счет в кредитной организации, а владелец специального счета - направить в орган государственного жилищного надзора уведомление об избранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, документы, подтверждающие принятие соответствующего решения собственниками и открытие специального счета; если собственники помещений в многоквартирном доме принимают решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, или на счете регионального оператора, то они направляют в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания, которым оформлено это решение.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст. 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора  -ч.7 ст. 170 ЖК РФ.

         Поскольку собственники многоквартирного дома, в котором находится квартира <ФИО1>, не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в установленный законом срок, администрацией Приморского края  в рамках реализации ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в пределах полномочий было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, который производит в данном случае выставление собственникам жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу<АДРЕС>, платежных документов по уплате взносов на капитальный ремонт, обязанность по уплате которых возникает у собственников в силу закона.

Доводы ответчика об обязательном заключении договора между собственниками помещений в многоквартирном доме и фондом, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку законодательством обязанность регионального оператора заключить с собственниками договор о формировании фонда капитального ремонта не предусмотрена.

Законодательство не связывает возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с моментом заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Обязанность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт возникает на основании прямого указания закона (ст. 169 Жилищного кодекса РФ).

Следовательно, на данный момент Региональный оператор (истец) является единственным лицом, законно выставляющим собственникам помещений многоквартирного дома <НОМЕР> по <АДРЕС> квитанций на оплату взносов.

Согласно представленному истцом расчету, у ответчика за указанный в иске период образовалась задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с ноября 2016 г. по сентябрь 2019 г., ноябрь 2019 г. по декабрь 2019 г., февраль 2020 г., май 2020 г., июль 2020 г. в размере 3073,34 рублей.

Доказательств, подтверждающих оплату ответчиком суммы задолженности, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным принять во внимание представленный истцом расчет и удовлетворить требования о взыскании с ответчика задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период  с ноября 2016 г. по сентябрь 2019 г., ноябрь 2019 г. по декабрь 2019 г., февраль 2020 г., май 2020 г., июль 2020 г. в размере 3073,34  рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в связи с этим с ответчика в пользу истца  подлежит взысканию госпошлина в размере  400 рублей.

Поскольку, как указано выше, обязанность оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома установлена законом для всех собственников помещений в многоквартирном доме, доводы ответчика о неполучении платежных документов основанием для освобождения ее  от ответственности за неоплату таких взносов являться не могут на основании прямого указания закона (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).

Также не являются основанием для отказа в иске доводы ответчика о не проведении ремонта общего имущества в многоквартирном доме, поскольку согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, проведение работ по капитальному ремонту в отношении дома <НОМЕР> по                          <АДРЕС> запланировано, в зависимости от вида работ, на период с 2014-2043 г.г.

Ссылка ответчика, что на данные правоотношения не распространяются требования жилищного законодательства РФ, несостоятельна и свидетельствует об ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с положениями п.20.1 ст.4 Федерального Закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В целях реализации возложенных на него функций Региональным оператором 07.08.2014 был заключен Договор №6503/5282-14 с АКБ «Банк Москвы» по расчетному обслуживанию и открытию банковского счета для целей использования денежных средств для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на счете Регионального оператора

         Дополнительным соглашением №4 от 10.05.2016 к вышеуказанному договору в него были внесены изменения, включающие изменение номера банковского счета на :40603 810 8 1102 8102588.

Из разъяснений Банка России от 09.11.2017 «По вопросу, связанному с обозначением признака рубля в номере лицевого счета» следует, что в соответствии с приказом Банка России от 03 декабря 2015 года №ОД-3433 «О применении общероссийских классификаторов» (с изменениями) в целях обеспечения обязательного применения общероссийских классификаторов при создании информационных систем и информационных ресурсов Банка России, нормативными и иными актами Банка России устанавливаются требования по использованию в информационно-аналитических и учетно-операционных системах Банка России следующих классификационных характеристик валюты Российской Федерации: наименование валюты - «Российский рубль», цифровой код - «643», буквенный код «RUB».

Цифровой код «810» и буквенный код «RUR», исключенные из Общероссийского классификатора валют Изменением 6/2003 ОКВ с 1 марта 2004 года, в информационно-аналитических и учетно-операционных системах Банка России не применяются.

Вместе с тем, в части, касающейся вопроса установления порядка нумерации лицевых счетов при осуществлении операций по счетам в валюте Российской Федерации, требования по использованию классификационных характеристик валюты Российской Федерации установлены Положением Банка России от 27.02.2017 №579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (далее - Положения №579-П) и письмом Банка России от 04.12.2000 №176-Т (далее - письмо №176-Т).

В соответствии с приложением 1 к Положению №579-П при осуществлении операций по счетам в валюте Российской Федерации используется признак рубля «810» является обязательной составной частью номера лицевого счета.

Согласно письму №176-Т код российского рубля «643» применяется при международных расчетах, когда код валюты является отдельным реквизитом расчетных документов.

Таким образом, наличие в нумерации банковского счета Фонда его признака рубля «810» определено Положением Банка России №579-П, обусловлено применением на территории Российской Федерации, и не корреспондируется с нормами Общероссийского классификатора валют.

Таким образом, номер расчетного счета, указанного на платежных документах, направляемых Фондом собственникам помещений многоквартирных домов Приморского края, соответствует требованиям законодательства РФ, в связи с чем доводы <ФИО1> в указанной части необоснованны.

Кроме того, суд не усматривает оснований для предоставления <ФИО1> рассрочки исполнения решения до 2041 года, поскольку заявление о предоставлении рассрочки исполнения, подлежит рассмотрению судом, постановившим решение после вступления его в законную силу в соответствии со ст. 203 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Взыскать с <ФИО1>  в пользу ФПК Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с ноября 2016 г. по сентябрь 2019 г., ноябрь 2019 г. по декабрь 2019 г., февраль 2020 г., май 2020 г., июль 2020 г. в размере 3073,44 рублей,  расходы по оплате государственной пошлины в размере 400  рублей.

Сторонам разъяснено, что мировой судья обязан составить мотивированное решение суда по рассмотренному им делу в случае поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании, а также в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.

Мировой судья составляет мотивированное решение суда в течение пяти дней со дня поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда.  

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Фрунзенский районный суд г. Владивостока через мирового судью судебного участка № 100 Фрунзенского судебного района  г. Владивостока в течение месяца со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме.

Мировой судья                                                                   Н.Н. Напольская