Решение по делу № 2-604/2017 от 19.06.2017

                                                                                                                                 Дело <НОМЕР>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<ДАТА1>                                                                                   <АДРЕС>

Мировой судья  судебного участка <АДРЕС> района <АДРЕС> края <ФИО1>

при секретаре <ФИО2>

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску  и.о. прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> края в интересах <ФИО3> к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> и Ельцовскому районам о взыскании недоначисленной и невыплаченной компенсации на оплату твердого топлива,

УСТАНОВИЛ:

И.О.прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> края обратился в суд с указанным иском в интересах <ФИО3>

Свои требования мотивировал тем, что в прокуратуру района обратился истец с заявлением о неправильном предоставлении Управлением социальной защиты населения по <АДРЕС> району льгот на оплату твердого топлива. При проведении проверки установлено, что истец является ветераном труда и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ, ст. 22 Федерального закона от <ДАТА2> N 5- ФЗ «О ветеранах». Истец проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <АДРЕС> край, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> кв. 1, общей площадью 56 кв.м. (вдвоем).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА3> N 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг) ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. В силу п.п. 1, 3, 7 ст.4 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА4> <НОМЕР> «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами <АДРЕС> края, указанными в ст. 1 анализируемого Закона. Аналогичные положения предусмотрены Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае, утвержденными постановлением администрации <АДРЕС> края от <ДАТА5> <НОМЕР> (далее - Правила). В соответствии с п.п. 11, 12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Согласно п.19 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова), в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами <АДРЕС> края), могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров (актов) купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению). В силу п.20 Правил расходы, указанные в п.19 Правил, учитываются исходя из розничной цены на твердое топливо, рассчитанной индивидуальным предпринимателем. Если розничная цена превышает предельную максимальную цену на твердое топливо, на дату приобретения льготополучателем твердого топлива установленную для муниципального района, городского округа уполномоченным органом исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере государственного регулирования цен (тарифов), расходы учитываются исходя из установленной для муниципального района, городского округа предельной максимальной цены. <ДАТА6> законом <АДРЕС> края <НОМЕР> «О внесении изменений в отдельные законы <АДРЕС> края» в п. 8 ч. 1 ст. 2 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА7> <НОМЕР> «О порядке расчета компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения» внесены изменения, согласно которым компенсация 50 % расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены Постановлением <АДРЕС> краевого Законодательного Собрания от <ДАТА8> <НОМЕР> «О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки» (действуют с <ДАТА9>). Согласно справкам Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району о размере компенсации на оплату твердого топлива истцу, размер компенсации на оплату твердого топлива составил за 2009 год, - 2205 руб., за 2011 год - 2007,47 руб., за 2012 год - 2007,49 руб.,  при этом расчет, произведен ответчиком исходя из социальной нормы жилой площади -21 кв.м., что является неверным и противоречит действующему законодательству, в частности положениям вышеуказанного Закона <АДРЕС> края от <ДАТА10> <НОМЕР> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».

В связи с чем, просит признать незаконными действия Управления по социальной защите населения по <АДРЕС> району по применению социальной нормы площади жилья при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по отоплению входящего в состав компенсации по оплате за коммунальные услуги в отношении <ФИО3> за период 2009, 2011, 2012 гг.; обязать Управление по социальной защите населения по <АДРЕС> району произвести перерасчет размера денежного эквивалента по оплате за услуги по теплоснабжению исходя из общей площади отапливаемого жилого помещения за период 2009, 2011, 2012 гг. и выплатить <ФИО3>, 2073 руб.

Истец <ФИО3>, представитель ответчика Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> и Ельцовскому районам, представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты <АДРЕС> края,  в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании изложенного и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Процессуальный истец, помощник прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> края в судебном заседании исковые требования и  поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил его удовлетворить с учетом, того, что недополученная компенсация <ФИО3> составляет 2073 руб. Уточнил наименование ответчика в связи с реорганизацией, правильным считать- Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> и Ельцовскому районам.

От ответчика- Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> и Ельцовскому районам поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором начальник управления <ФИО4> просит применить срок исковой давности к заявленным исковым требованиям.   

Выслушав доводы и пояснения представителя процессуального истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Истец <ФИО3> является ветераном труда, проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <АДРЕС> край, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> кв. 1, общей площадью 56 кв.м. (вдвоем). В доме имеется печное отопление, состав семьи истца 2 человека.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от <ДАТА11> <НОМЕР> «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на <ДАТА12>, определяются законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом <АДРЕС> края от <ДАТА4> <НОМЕР> «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае» установлено, что лицам, относящимся к категорий ветеранов в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст.ст. 1 и 2 Закона).

В силу п. 4 ст.3 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА10> <НОМЕР> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия -в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), а ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами <АДРЕС> края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 4 Закона <НОМЕР>).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае, утвержденных Постановлением Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА5>. <НОМЕР> (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с п. 11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.

В соответствии с пунктами 2, 3 Правил, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается гражданину - льготополучателю по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания либо по месту его фактического проживания.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения на основании представленных льготополучателем документов, указанных в статье 3 Закона <НОМЕР> «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае».

В соответствии с п.19 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова), в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами <АДРЕС> края), могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров (актов) купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению).

Указанные расходы учитываются исходя из розничной цены на твердое топливо, рассчитанной индивидуальным предпринимателем. Если розничная цена превышает предельную максимальную цену на твердое топливо, на дату приобретения льготополучателем твердого топлива установленную для муниципального района, городского округа уполномоченным органом исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере государственного регулирования цен (тарифов), расходы учитываются исходя из установленной для муниципального района, городского округа предельной максимальной цены.

По выбору льготополучателя компенсация может предоставляться по одному из видов твердого топлива (с пересчетом нормы другого вида твердого топлива).

Исходя из вышеизложенного, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено применение социальной нормы площади жилья при расчете компенсации на оплату твердого топлива.

Согласно имеющихся в материалах дела копий справок о размере компенсации на оплату твердого топлива <ФИО3>, общая площадь ее жилого помещения составляет 56 кв.м. Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства Управлением социальной защиты населения по <АДРЕС>  району расчет размера компенсации на оплату твердого топлива за 2009, 2011, 2012 гг. годы произведен с незаконным применением социальной нормы площади жилья, 21 кв.м., и составил: за 2009 год, - 2205 руб., за 2011 год - 20007,47 руб., за 2012 год - 2007,49 руб.

Однако расчеты, произведенные Управлением социальной защиты населения по <АДРЕС> району противоречат действующему законодательству, что является основанием для признания действий ответчика по начислению и выплате <ФИО3> компенсации на оплату твердого топлива в 2009, 2011, 2012 гг., исходя из социальной нормы жилой площади, незаконными.

В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Законом <АДРЕС>  края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае, утвержденных постановлением <АДРЕС> края от <ДАТА5>  N 126, расчет компенсации на оплату твердого топлива необходимо производить исходя из общей площади жилого помещения с учетом нормативов потребления либо размера фактически понесенных расходов.

Проверив расчет, приведенный прокурором в обоснование иска,мировой судья считает его верным. С учетом фактически выплаченных <ФИО3>сумм компенсации, общая сумма недополученной компенсации расходов на приобретение твердого топлива за 2009, 2011, 2012 гг. составила 2073 руб.

В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА4> N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае" начисленные суммы компенсации, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.

Таким образом, законом <АДРЕС> края предусмотрено, что при наличии вины органа не полученные средства компенсации выплачиваются без ограничения срока. Данная норма является специальной по отношению к норме ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому должен применяться именно установленный данной нормой срок.

Поскольку судом было установлено наличие вины органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя в неверном исчислении компенсации на отопление, в связи с чем, данные суммы компенсации не были получены гражданином именно по вине органа, а потому подлежат взысканию без ограничения срока.

Таким образом, исковые требования прокурора в защиту интересов  <ФИО3>суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Пунктом 31 Правил, предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа.

Поэтому, недополученная <ФИО3> сумма компенсации расходов на оплату твердого топлива за период 2009, 2011, 2012 гг., с учетом ранее выплаченных сумм компенсации, в размере 2073 руб., подлежит взысканию с Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> и Ельцовскому районам, за счет средств краевого бюджета.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых прокурор освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет.

Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району и Ельцовскому районам, в силу п. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем, мировой судья приходит к выводу, что судебные издержки взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья 

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> и Ельцовскому районам по применению социальной нормы площади жилья при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по отоплению входящего в состав компенсации по оплате за коммунальные услуги в отношении <ФИО3> за период 2009, 2011, 2012 гг..

Взыскать с Управления социальной защиты населения по <АДРЕС>  и Ельцовскому районам в пользу <ФИО3> недоначисленную и невыплаченную компенсацию на оплату твердого топлива исходя из общей площади жилого помещения, за период 2009, 2011, 2012 гг. в размере 2073 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> края через мирового судью судебного участка <АДРЕС> района <АДРЕС> края в течение месяца со дня его вынесения.

Мировой   судья                                                                   подписано

Решение не обжаловано, вступило в законную силу <ДАТА14>

2-604/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен
Истцы
Колесникова С. А.
Прокуратура Целинного района
Ответчики
Управление социальной защиты населания по Целинному району
Другие
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
Суд
Судебный участок Целинного района Алтайского края
Судья
Намазбаева Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
celrn.alt.msudrf.ru
Ознакомление с материалами
05.06.2017Подготовка к судебному разбирательству
19.06.2017Судебное заседание
19.06.2017Решение по существу
26.06.2017Обращение к исполнению
20.07.2017Окончание производства
25.08.2017Сдача в архив
19.06.2017
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее