Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
17 января 2019 года <адрес>
Гвардейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Клименко М.Ю.,
при секретаре Савкиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова Сергея Александровича к УФСИН по Белгородской области об изменении основания увольнения,
у с т а н о в и л :
Макаров С.А. обратился в суд с иском к УФСИН по Белгородской области об изменении основания увольнения, указывая, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по 18 июля 20l8 года он проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы РФ. ДД.ММ.ГГГГ он подал рапорт с просьбой об увольнении его по основанию, предусмотренному п. «Б» ч. 1 ст. 58 Положения «О прохождении службы в органах внутренних дел» (по достижению предельного возраста). ДД.ММ.ГГГГ истец получил на руки свою трудовую книжку, выписку из приказа об увольнении, лист собеседования и представление к увольнению. При ознакомлении с указанными документами, он узнал, что основанием к его увольнению послужила некая служебная проверка, которая проводилась в отношении него ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводов которой, истцом были нарушены условия контракта. Соответственно, в трудовой книжке истца указано основание для увольнения: п. «д» ч. 1 ст. 58 Положения «О службе в органах внутренних дел», в связи с нарушением контракта по вине сотрудника. Истец полагает, что подобное решение незаконно, необоснованно и подлежит изменению. Истец указывает, что несмотря на то, что основанием для увольнения послужило заключение неизвестной служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, он не был с ней ознакомлен, а соответственно был лишен права ее обжаловать. Также указывает, что в соответствии с представлением к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено им посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, основание к его увольнению указаны совершенно иные. В представлении к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ указано, что он подлежит увольнению из органов уголовно-исполнительной системы по основанию, предусмотренному п. «В» ч. 1 ст. 58 Положения «О службе в органах внутренних дел РФ», то есть по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. При этом, указанное представление утверждено заместителем начальника УФСИН России по Белгородской области ФИО8 и решение по представлению согласовано ВРИО начальника УФСИН России по Белгородской области ФИО9. На протяжении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец, посредством телефонных переговоров пытался побудить ответчика изменить основания к увольнению, однако, указанные попытки положительных результатов не принесли, что и послужило причиной обращения в суд за защитой своих прав.
В судебном заседании истец Макаров С.А., его представитель по доверенности Куликов Р.С. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Белгородской области Попов А.И., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства и, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что исковые требования Макарова С.А. не подлежат удовлетворению.
Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками УИС регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение о службе), действие которого распространено на сотрудников учреждений и органов УИС в силу статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием УИС», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах УИС, утвержденной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Инструкция №), и иными нормативными правовыми актами.
Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, согласно ч. 7 ст. 11 ТК РФ распространяется на сотрудников в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регламентирующим службу в УИС.
Как неоднократно указывал КС РФ, законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определения КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О и от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, в свою очередь, соглашаются с ограничениями, которые обуславливаются приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы, включая правоохранительную службу, и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Данные правовые позиции носят общий характер и в равной мере применимы к гражданам, проходящим службу в учреждениях и органах УИС, на которых до принятия федерального закона о службе в УИС распространено действие Положения № (Определение КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОР).
Служба в учреждениях и органах УИС, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования.
Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в УИС предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в УИС, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.
Безусловное соблюдение служебного контракта необходимо для обеспечения эффективного функционирования правового механизма исполнения наказаний, имеющего целью не только подчинение установленному законом порядку отбывания наказаний, но и достижение целей предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также определение средств исправления осужденных и оказание им помощи в социальной адаптации. Поэтому в интересах службы законодатель вправе – действуя в рамках своей компетенции – установить специальные основания прекращения служебных отношений с теми сотрудниками, которые допускают нарушения условий контракта о прохождении службы в УИС.
В судебном заседании установлено, что Макаров С.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, на момент увольнения состоял в должности начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области».
Приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ подполковник внутренней службы (А-177430) Макаров С.А. замещавший должность начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области», находящемуся в распоряжении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» уволен из органов уголовно-исполнительной системы по п. «д» ч.1 ст.58 (в связи с нарушением условий контракта со стороны сотрудника) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для увольнения послужили: заключение о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное Директором ФСИН России ФИО14, представление к увольнению.
В соответствии с заключенным контрактом Макаров С.А. взял на себя обязательства служить на установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации условиях, соблюдать установленные требования, Присягу, внутренний распорядок, честно и добросовестно выполнять должностные обязанности.
Пункт «д» части первой ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, предусматривая возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с нарушением им условий контракта, направлен на исключение из кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, что в конечном счете способствует выполнению возложенных на данные учреждения и органы конституционно значимых функций.
Письменными материалами дела подтверждается, что в соответствии с приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии и проведении служебной проверки» проведена служебная проверка по факту неисполнения обязательств по 12 государственным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ на поставку овощей консервированных, заключенным между ФКУ ИК-4 УФСИН России по Белгородской области и ФКУ ЦОУМТС МВД России.
Согласно заключению о результатах служебной проверки, комиссией установлен факт неисполнения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Белгородской области договорных обязательств по срокам поставки овощей консервированных, что привело к неэффективному использованию данным учреждением бюджетных средств на сумму 1970,7 тыс. рублей, необоснованной оплате оказанных услуг в сумме 30,0 тыс. рублей, недостаче моркови консервированной в количестве 176,00 кг на общую сумму 12,7 тыс. рублей и убыткам на сумму 14742,2 тыс. рублей, что явилось следствием ненадлежащего исполнения должностных обязанностей рядом сотрудников, в том числе ненадлежащего исполнения подполковником внутренней службы Макаровым С.А. начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Белгородской области, абз.4 п.п.4.6 раздела IV Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Белгородской области, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым на сотрудника возложены общее руководство деятельностью учреждения и персональная ответственность за ее результаты, требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требований ст.34.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которой приказ (Служебное требование) начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок, п.п. 5.2 и 5.3 Контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Макаров С.А. взял на себя обязательства соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации о службе в УИС, честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой должности обязанности, а так же отсутствия с его стороны надлежащего контроля за работой подведомственных служб учреждения.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Макаров С.А. был освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, а также в связи с нахождением в отпуске. К исполнению должностных обязанностей не приступал. На основании приказа УФСИН России по Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Макаров С.А. уволен из органов УИС по п. «д» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел.
Статьей 60 Положения № определяются полномочия начальников производить увольнение сотрудников УИС в зависимости от замещаемых должностей и присвоенных специальных званий, а также срок уведомления руководством сотрудника о предстоящем увольнении (за исключением сотрудников, увольняемых за нарушение условий контракта).
Глава 17 Инструкции регламентирует процедуру увольнения сотрудников УИС. Как следует из п.17.14 Инструкции, на сотрудников, подлежащих увольнению, соответствующими прямыми начальниками на имя начальника, имеющего право их увольнения, направляются представления к увольнению из уголовно-исполнительной системы. К такому представлению при увольнении по п. «д» ч.1 ст. 58 Положения № прилагается заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта.
Согласно п.17.12 Инструкции № с увольняемым сотрудником предусматривается проведение беседы, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.
В соответствии с п. 17.15. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (утверждена Приказом Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 76), если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, с его согласия указывается та из них, которая дает право на получение наибольших гарантий и компенсаций.
Поскольку истец был уволен за нарушение контракта, что свидетельствует об отрицательном мотиве увольнения, у него отсутствовало право выбора основания увольнения.
Суд, с учетом исследованных всех фактических и юридически значимых обстоятельств по данному делу приходит к выводу, что при избрании основания увольнения истца в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, работодателем учтены допущенные истцом серьезные нарушения Контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ. Увольнение истца со службы было произведено с соблюдением требований регламентирующих порядок прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы, приказ об увольнении истца был издан во исполнение заключения о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, утвержденного Директором ФСИН России, которое не обжаловалось и является действующим, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания приказа УФСИН России по Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс об увольнении Макарова С.А. незаконным и изменения оснований к увольнению.
Довод истца, о том, что он не был ознакомлен с материалами проверки, не может быть принят, поскольку истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не исполнял обязанности по занимаемой должности в связи с временной нетрудоспособностью и нахождением в отпуске. Рапорт об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ им был подан не лично, а через представителя. При этом, трудовую книжку и выписку из приказа об увольнении просил направить ему по месту жительства в Калининградскую область. Таким образом, у ответчика отсутствовала реальная возможность ознакомить истца заблаговременно с результатами проверки. Кроме того, суд принимает во внимание, что Макаров С.А. был осведомлен о проведении указанной проверки, давал свои объяснения по вопросам проверки, а узнав, что основанием расторжения контракта явились результаты этой проверки, вправе был обжаловать их, однако отказался от этого, что подтвердил в судебном заседании, тем самым согласился с выводами проверки.
В связи с чем, суд полагает необходимым отказать Макарову С.В. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Макарова Сергея Александровича, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Дата изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия
Судья М.Ю.Клименко