Дело № 4-531/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
21 декабря 2015 года город Архангельск
Мировой судья судебного участка № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска Кирилова Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, каб. 411, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 КоАП РФ, поступившие из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Архангельской области (г. Архангельск, ул. <АДРЕС>, д. 24) в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС> зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>, ИНН ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>,
установил:
Директор общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее - ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>») Чесалова Е.Е.1 виновна в продаже продукции без нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, нанесение такой информации обязательно. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
06.10.2015 в 14 час. 30 мин. в <АДРЕС>, при проведении внеплановых мероприятий по надзору в отношении ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» установлено, что директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в аптечном пункте по указанному адресу допущена реализация продукции с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, что является нарушением п. 4.4. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производственного оборота биологически активных добавок к пище (БАД), а именно: БАД к пище «Сонные» - 1 шт., на упаковке отсутствует информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты; БАД к пище «Лактогон» - 1 шт., на упаковке отсутствует информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты.
На судебное заседание директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила пояснительную записку.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, мировой судья приходит к следующему.
Диспозиция части 2 статьи 15.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является Чесалова Е.Е.1
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 10 ФЗ № 294).
В соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ № 294 предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (часть 2 статьи 12 ФЗ № 294).
В соответствии с распоряжением Управления Роспотребнадзора по Архангельской области № 532 от 23.09.2015 назначена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» на предмет соблюдении обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, срок проведения проверки - не более 20 рабочих дней (л.д. 6-7). Копия данного распоряжения направлена в адрес ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» исх. № 7994/02-1 от 23.09.2015 и получено адресатом согласно уведомлению о вручении от 25.09.2015 (л.д. 39).
Согласно акту проверки № 532/2015 от 27.10.2015 в аптечном пункте по адресу: <АДРЕС>, были выявлены нарушения: допущена реализация продукции с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, что является нарушением п. 4.4. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производственного оборота биологически активных добавок к пище (БАД), а именно: БАД к пище «Сонные» - 1 шт., на упаковке отсутствует информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты; БАД к пище «Лактогон» - 1 шт., на упаковке отсутствует информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты (л.д. 11-14). Акт проверки получен директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 лично 27.10.2015.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учётом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:
о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);
о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.
В силу части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую информацию о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объёме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определённое время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров
Согласно пункту 4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03. 2.3.2. «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утверждённому Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03» (далее - СанПиН 2.3.2.1290-03) упаковка БАД должна обеспечивать сохранность и обеспечивать качество БАД на всех этапах оборота.
При упаковке БАД должны использоваться материалы, разрешенные для использования в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами или лекарственными средствами (пункт 4.2. СанПиН 2.3.2.1290-03).
Требования к информации, нанесённой на этикетку БАД, устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, регламентирующими вынесение на этикетку информации для потребителя (СанПиН 2.3.2.1290-03).
Пунктом 4.4. СанПиН 2.3.2.1290-03 установлено, что информация о БАД должна содержать:
- наименования БАД, и в частности:
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- обозначения нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного производства и стран СНГ);
- состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;
- сведения об основных потребительских свойствах БАД;
- сведения о весе или объёме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;
- сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;
- указание, что БАД не является лекарством;
- дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
- условия хранения;
- информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;
- место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.
Согласно пункту 7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).
Розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке (пункт 7.4.4. СанПиН 2.3.2.1290-03).
Не допускается реализация БАД:
- не прошедших государственной регистрации;
- без удостоверения о качестве и безопасности;
- не соответствующих санитарным правилам и нормам;
- с истекшим сроком годности;
- при отсутствии надлежащих условий реализации;
- без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации;
- при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 7.4.6. СанПиН 2.3.2.1290-03).
Ссылку директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» на Технический регламент Таможенного союза, как на документ, отменяющий требования СанПиН 2.3.2.1290-03, мировой судья считает неосновательной в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (вместе с «ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки») (далее - Технический регламент Таможенного союза) настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части её маркировки.
Статьёй 2 Технического регламента Таможенного союза установлено, что информация об отличительных признаках пищевой продукции - сведения о пищевой продукции, которые свидетельствуют о наличии свойств пищевой продукции, позволяющих отличить её от другой пищевой продукции (в том числе о пищевой ценности, месте происхождения, составе, иных свойствах); маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесённая в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикреплённого к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещённого в них либо прилагаемого к ним; потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее пищевую продукцию исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статьёй 4.1 Технического регламента Таможенного союза установлены требования к маркировке упакованной пищевой продукции, которая должна содержать, в числе прочих, сведения: единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
При этом в маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации (часть 3 статьи 4.1 Технического регламента Таможенного союза).
При этом Технический регламент Таможенного союза не устанавливает отмену положений СанПиН 2.3.2.1290-03 и распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию только в части её маркировки, а не иной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 7.4.6. требований к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (далее - БАД), установленных в СанПиН 2.3.2.1290-03, не допускается реализация БАД при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что согласно акту проверки № 532/2015 от 27.10.2015 в аптечном пункте по адресу: <АДРЕС>, допущена реализация продукции БАД к пище «Сонные» в количестве 1 шт., на упаковке которой отсутствует информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты; БАД к пище «Лактогон» в количестве 1 шт., на упаковке которой отсутствует информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты.
Руководство деятельностью аптечного пункта осуществляет директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1, в чьи должностные обязанности входит предоставление информации покупателю о лекарственных средствах и медицинских изделиях, в том числе сроке годности, производителе товара, о сертификации, сведений об основных потребительских свойствах.
Поскольку директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 ненадлежащим образом выполнила свои служебные обязанности, она в силу статьи 2.4 КоАП РФ подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Вина директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 подтверждается протоколом № 469/2015 об административном правонарушении от 05.11.2015; распоряжением № 532 от 23.09.2015, актом проверки № 532/2015 от 27.10.2015, материалами дела.
Мировой судья считает вину директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 доказанной, действия директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 мировой судья квалифицирует по части 2 статьи 15.12 КоАП РФ, то есть продажа продукции без нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, нанесение такой информации обязательно.
Санкция части 2 статьи 15.12 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырёх тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Отягчающих административную ответственность директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 обстоятельств не имеется.
Смягчающими административную ответственность директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 обстоятельствами мировой судья признаёт наличие несовершеннолетнего ребёнка, совершение правонарушения впервые.
Статьёй 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Согласно абзацу 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее нарушения охраняемых общественных правоотношений. Также разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, с учётом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения и роли правонарушителя, учитывая отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также то, что ущерба и неблагоприятных последствий не причинено, принимая во внимание, что совершённое директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 деяние не представляло общественной опасности и в настоящее время не носит противоправный характер, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих её ответственность, мировой судья считает возможным признать совершённое директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 правонарушение малозначительным.
С учётом вышеизложенного и всех обстоятельств дела, мировой судья полагает возможным применение в отношении директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 положений статьи 2.9 КоАП РФ, освободить директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 3.3, 29.9, частью 2 статьи 29.4 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 15.12 КоАП РФ прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись вынесением директору общества с ограниченной ответственностью «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Чесалова Е.Е.1 устного замечания.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Л.М. Кирилова