Дело № 5-99/2018 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Жуков 26 марта 2018 годаМировой судья судебного участка №26 Жуковского судебного района Калужской области Демидова Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Жуковского района Калужской области Миненко И.Ф.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Захарова В.И.,
рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> Захарова В.И.1, <ДАТА2>,
У С Т А Н О В И Л :
В период с 26 декабря 2017 года по 12 января 2018 Захаров В.И., <ОБЕЗЛИЧЕНО>, самовольно, реализуя свое предполагаемое право, вопреки требований ст.ст.7, 16,21-23 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442, ч.2 ст. 546 Гражданского кодекса РФ, ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» отключил электроэнергию, прекратив электроснабжение участка <НОМЕР> в СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», тем самым совершив самоуправство, о чем был составлен протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании старший помощник прокурора Жуковского района Калужской области Миненко И.Ф. поддержал постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении Захарова В.И. по доводам и основаниям, в нем изложенным. Дополнительно пояснил, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Жуковского района по обращению <ФИО2>, было установлено, что она является членом СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Жуковского района и имеет в собственности садовый участок <НОМЕР> в указанном садоводческом товариществе. В период времени с 26 декабря 2017 года по 12 января 2018 года, точная дата установлена не была, председателем правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Захаровым В.И. садовый участок <НОМЕР> был отключен от электроэнергии. По состоянию на дату отключения задолженность по оплате потребленной электроэнергии со стороны <ФИО2> отсутствовала. Просил привлечь Захарова В.И. как должностное лицо к административной ответственности по ст.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Захаров В.И. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что является председателем правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» по решению общего собрания об отключении электроэнергии на садовых участках должников по членским, целевым взносам и оплате за потребленную электрическую энергию им по решению общего собрания членов СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» 27 декабря 2017 года садовый участок <НОМЕР> СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» был отключен от электроснабжения, при этом на дату отключения у собственника указанного садового участка <ФИО2> С.. имелась задолженность по оплате за потребленную электроэнергию в сумме 728 рублей 90 копеек. Данная задолженность образовалась у <ФИО2> в силу неисполнения последней решения общего собрания от 08 мая 2017 года о внесении оплаты за потери холостого хода двух трансформаторных подстанций и уличное освещение в размере 0.89 рубля с каждого киловатта потребленной электрической энергии. <ФИО2> оплачивала электрическую энергию, потребленную на садовом участке <НОМЕР> по действующему тарифу, не оплачивала свою долю в расходах по электроснабжению объектов инфраструктуры СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>». Просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Заслушав пояснения заместителя прокурора, Захарова В.И., исследовав представленные доказательства, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении, оценивая их по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, нахожу вину должностного лица Захарова В.И. в совершении инкриминируемого правонарушения полностью установленной, что подтверждается собранными по делу доказательствами:
-постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 02 февраля 2018 года.
- рапортом помощника прокурора Жуковского района Калужской области <ФИО4> от 02 февраля 2018 года;
- копией заявления <ФИО2> от 29 декабря 2017 года;
- копией заявления <ФИО2> от 30 января 2018 года;
- скриншотом, подтверждающим отправку уведомлений в адрес Захарова В.И.;
- копией ответа ПАО «Калужская сбытовая компания» от 01 февраля 2018 года;
- объяснениями Захарова В.И., данными им в судебном заседании;
- показаниями свидетеля <ФИО2>, которая будучи допрошенной в судебном заседании показала, что является членом СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» и собственником садового участка <НОМЕР>. 26 декабря 2017 года на её садовом участке была отключена электроэнергия. До этого от председателя правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Захарова В.И. ей приходило письмо с требованием оплатить задолженность, но в данном уведомлении не были указаны ни сумма задолженности, ни статья расходов по которой данная задолженность образовалась. Задолженность по членским и целевым взносам перед СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» у неё отсутствует, электроэнергия, потребленная на садовом участке, оплачена в полном объеме, имеется переплата; дополнительную оплату потерь электроэнергии СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» по тарифу 0,89 рубля за каждый потребленный на садовом участке киловатт электрической энергии она производила один раз - в июне 2017 года.
- показаниями свидетеля <ФИО5>, данными им в судебном заседании, согласно содержанию которых он является супругом <ФИО2> 26 декабря 2017 года по показаниям электронной сигнализации, установленном на садовом участке <НОМЕР> СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» им стало известно об отключении электроэнергии на садовом участке. 29 декабря 2017 года, приехав на садовый участок они увидели, что обрезаны провода линии электропередачи, ведущей к их участку, позже им стало известно, что отключение произведено председателем правления Захаровым В.И. Задолженность по оплате электроэнергии с их стороны перед СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» на момент отключения электроэнергии отсутствовала.
- показаниями свидетеля <ФИО6>, который показал, что в феврале 2018 года был приглашен в качестве представителя местной администрации на вскрытие трансформаторной подстанции СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» сотрудниками ПАО «МРСК Центра и Приволжья», председатель правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Захаров В.И. отказывался в добровольном порядке предоставить сотрудникам сетевой организации доступ к подстанции.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела объективно следует, что 27 декабря 2017 года председателем правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» находящегося по адресу: <АДРЕС>, Захаровым В.И. введено полное ограничение режима потребления электрической энергии для собственников садового участка <НОМЕР> СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», при этом ограничение введено в нарушение требований Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442, ч.2 ст. 546 Гражданского кодекса РФ, ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике».
В силу ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии, определены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 (ред. от 30 декабря 2017 года).
Согласно действующей редакции указанных Правил субисполнителем является сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.
Субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
В пункте 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04 мая 2012 года, установлен перечень обстоятельств, при которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии. В частности согласно абзацу 6 подп. «б» п. 2 Правил ограничение вводится в случае возникновения у членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению.
В соответствии с п. 4 названных Правил ограничения режима потребления в зависимости от оснований ограничения могут быть введены по инициативе: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения, либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце шестом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил (пункт в(1)).
Согласно абзацу 3 пункта 6 Правил в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, полное ограничение режима потребления не может быть введено ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления.
Подпунктом а пункта 10 Правил предусмотрено, что в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления.
Содержание указанного уведомления регламентировано п. 8(1) Правил:. Уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, не отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно содержать следующую информацию:
а) наименование потребителя;
б) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;
в) основание введения ограничения режима потребления;
г) размер задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и требование о ее погашении;
д) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;
е) уровень технологической брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;
ж) дата введения полного ограничения режима потребления;
з) уровень, до которого исполнитель (субисполнитель) обязан ввести ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;
и) требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя), а также указание на последствия невыполнения указанного требования.
В судебном заседании установлено, что требования пункта 8(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442 (ред. от 30 декабря 2017 года, председателем правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» при введении полного ограничения режима потребления электрической энергии для собственника садового участка <НОМЕР> СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ФИО2> выполнены не были; уведомление, направленное в адрес <ФИО2> не содержало всей необходимой информации.
Действия Захарова В.И. квалифицирую по статье 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.
При этом Захаров В.И. как председатель правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является должностным лицом в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из буквального толкования данной нормы закона, ответственности в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат не только лица, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, но и совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в его служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения регламентированы ст. 23 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Указанная норма наделяет председателя правления полномочиями по распоряжению имуществом объединения, а именно: правом первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных); правом заключать сделки и открывать в банках счета такого объединения, что является признаком наличия у него административно-хозяйственных функций.
Кроме того, как установлено ст. 23 Закона, председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.
Учитывая изложенное председатель правления СНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Захаров В.И. является должностным лицом.
Санкция статьи 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
При назначении наказания Захарову В.И. учитываю обстоятельства совершенного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, наличие троих несовершеннолетних детей - в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, отсутствие предусмотренных законом отягчающих ответственность обстоятельств, и считаю необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.5, 25.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Захарова В.И.1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 (триста) рублей.
Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:
УФК по Калужской области (Прокуратура Калужской области, 249191, Калужская область, г. Жуков, ул. Советская, д.58), ИНН 4027020160, КПП 402701001, р/с 40101810500000010001, Банк получателя - Отделение Калуга г. Калуга, БИК 042908001, КБК 41511690010016000140 - федеральный бюджет, КБК 41511690020026000140- бюджет субъекта, ОКТМО 29701000.
Разъяснить Захарову В.И.,что административный штраф должен быть уплачен лицом не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Жуковский районный суд Калужской области через мирового судью в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Т.В. Демидова
«Согласовано» Мировой судья ___________________ Т.В. Демидова
26 марта 2018 год