Судья Афонькина А.И. Дело № 33-901/12 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей Ефименко Е.В., Цехомской Е.В.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

с участием прокурора Руденко М.В.

слушала в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле Брацлавской О.В. и кассационной жалобе Воронцова В.А. на решение Центрального районного суда г.Сочи от 30 ноября 2011 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Сочи в интересах Воронцова В.А. обратился в суд с иском к администрации г.Сочи, администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленных норм.

Заявленные требования прокурора обоснованы тем, что Воронцов В.А., 1993 года рождения, состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени Воронцов В.А. не обеспечен администрацией г.Сочи во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключен. Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения Воронцова В.А. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, влечет нарушение его прав и законных интересов.

Обжалуемым решением Центрального районного суда г.Сочи от 30 ноября 2011 года исковые требования прокурора г.Сочи в интересах Воронцова В.А. к администрации г.Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найму жилой площадью не ниже установленных норм удовлетворены. Администрация Краснодарского края и администрация г.Сочи обязаны предоставить Воронцову В.А., 1993 года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию г.Сочи в рамках реализации программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы».

В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, Брацлавская О.В. просит решение суда изменить, исключив из резолютивной части решения суда формулировку: «в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию г.Сочи в рамках реализации программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы».

В кассационной жалобе Воронцов В.А. также просит изменить решение суда первой инстанции, исключив указание о предоставлении ему жилого помещения согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию г.Сочи.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в представлении прокурора и жалобе.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с протоколом №1 от 15 января 2002 года жилищной комиссии, утвержденной постановлением администрации г.Сочи №39 от 25 января 2002 года, Воронцов В.А., 1993 года рождения, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право, после окончания пребывания в образовательном учреждении на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, с 1 января 2005 года полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 2 и 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному Закону органы местного самоуправления города-курорта Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Судом первой инстанции обоснованно указано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела достоверно установлено, что до настоящего времени Воронцов В.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Краснодарского края и администрация г.Сочи обязаны предоставить Воронцову В.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленных норм.

Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно указано на несостоятельность доводов прокурора г.Сочи о том, что, исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список вне очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, что нашло свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N10).

Судом первой инстанции правомерно указано, что предоставление Воронцову В.А. жилого помещения не ниже установленных норм должно производиться с учетом очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 установлен Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц.

В соответствии с указанным порядком, граждане-претенденты на получение жилого помещения по договору социального найма, включаются в соответствующий Список согласно очередности, установленной в муниципальном списке г.Сочи граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано, что предоставление Воронцову В.А. жилого помещения должно производиться в соответствии со списком граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, в рамках программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы».

Доводы кассационного представления и кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Сочи от 30 ноября 2011 года - оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвующего в деле Брацлавской О.В. и кассационную жалобу Воронцова В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронцов В.А.
Суд
Краснодарский краевой суд (Краснодарский край)
Судья
Ефименко Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее