Постановление
о назначении административного наказания
29 марта 2021 года г. Энгельс
Мировой судья судебного участка № 1 Энгельсского района Саратовской области Мещанов С.В., при секретаре Савченко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - исполнительного директора Общества с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат «Агротек» Семенова <ФИО1><АДРЕС> привлекаемого к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
Семенов А.В., являясь исполнительным директором Общества с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат «Агротек» (далее - ООО «Мясокомбинат «Агротек»), будучи ответственным за устранение выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, не выполнил в полном объеме в срок до 01 февраля 2021 года законное предписание начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Энгельсскому и Ровенскому районам Саратовской области управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Саратовской области № 12/1/1 от 10 февраля 2020 года об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях, занимаемых ООО «Мясокомбинат «Агротек», расположенных по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, с. Генеральское.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ).
В судебное заседание должностное лицо Семенов А.В., будучи надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайство об отложении слушания дела, а также иных ходатайств не представил.
Поскольку должностное лицо Семенов А.В. как лично, так и посредством своего представителя не воспользовался правом на участие в судебном заседании, мировой судья, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, определил рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что в судебном заседании нашел подтверждение факт совершения должностным лицом Семенов А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственной организации.
Частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Обеспечение пожарной безопасности в соответствии с преамбулой Федерального закона «О пожарной безопасности» является одной из важнейших функций государства.
Согласно ч. 12 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности.
На основании ст. ст. 37, 38 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
10 февраля 2020 года по результатам проведенной старшим инженером отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Энгельсскому и Ровенскому районам Саратовской области управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Саратовской области внеплановой выездной проверки зданий, помещений и прилегающей территории ООО «Мясокомбинат «Агротек», расположенных по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, с. Генеральское, в адрес юридического лица было вынесено предписание № 12/1/1 об устранении в срок до 01 февраля 2021 года нарушений требований пожарной безопасности, а именно: 1) Помещение участка ремонта подносов не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; 2) Встроенное в здание производственной котельной помещение обслуживающего персонала не отделено от производственных помещений котельной противопожарной перегородкой 1-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа; 3) В качестве внутренней отделки стен и потолка тамбура эвакуационного выхода (коридора) на путях эвакуации с помещения специалиста по пожарной безопасности и отдела безопасности применены пластиковые панели (сайдинг) с неизвестными показателями пожарной безопасности. На момент проверки не представлены соответствующие сертификаты соответствия с показателями пожарной опасности на изделие; 4) В объеме помещения центральной основной части лестничной клетки ведущей с помещений административной части 2-го этажа, на каждом этаже, в наружных стенах, не предусмотрены открывающиеся изнутри окна без ключа и других специальных устройств, с площадью остекления не менее 1,2 кв.м.; 5) В помещении кухни столовой отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; 6) Из комплекса помещений столовой (помещение с массовым пребыванием людей) 2-й эвакуационный выход ведет через лестничную клетку. При этом площадка лестничной клетки является частью коридора эвакуационного пути; 7) Несущие конструкции неэксплуатируемой кровли, через который проходит эвакуационный путь с помещений столовой, выполнены с пределом огнестойкости менее R30. На момент проверки указанные конструкции имеют сколы элементов покрытия. Не представлены соответствующие документы огнезащитной обработки металлических конструкций; 8) Второй эвакуационный выход (путь), ведущий из помещений столовой через не эксплуатируемую кровлю на лестницу 3-го типа ведет по участкам, элементы которых выполнены из сгораемых материалов (деревянные поддоны). Ширина горизонтальных участков путей эвакуации составляет менее 2-х метров; 9) В объеме помещений лестничной клетки (ведущей с помещений столовой в производственные помещения), между 1-м и 2-м этажами имеется оборудование, выступающее из плоскости стен (батареи). Высота от поверхности площадки лестницы до оборудования составляет менее 2,2 м.; 10) на путях эвакуации коридора 2-го этажа административной части в полу имеется перепад высотой с числом ступеней менее 3-х; 11) В помещении для приготовления пищи (приемная директора) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; 12) Лестничная клетка (вторая основная) ведущая с помещений административной части наружу не имеет световых проемов площадью не менее 1,2 кв.м. в наружных стенах на каждом этаже (фактически оконные проемы не предусмотрены между 1-м и 2-м этажами); 13) Лестничная клетка (вторая основная) ведущая с помещений административной части на 1-м этаже не имеет выхода наружу через вестибюль; 14) в качестве внутренней отделки стен тамбура эвакуационного выхода на путях эвакуации с помещения медицинской части применены пластиковые панели (сайдинг) с неизвестными показателями пожарной опасности. На момент проверки не представлены соответствующие сертификаты соответствия с показателями пожарной опасности на изделие; 15) Помещения различного класса функциональной пожарной опасности (помещения административной части класс Ф4.3 и производственные помещения класс Ф5.1) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности, с соответствующим типом заполнения в противопожарной преграде; 16) На путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение. На момент проверки не представлены соответствующие документы; 17) Для помещений производственной части не разработаны и не вывешены на видных местах этажные, секционные и сводные планы эвакуации людей при пожаре. Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, включают сводный (общий план эвакуации для здания или объекта в целом. Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации; 18) Помещение мастера участка (цех развешивания специй), помещение оператора (холодный цех) 3 помещения мастеров (цех термообработки), комната отдыха склада готовой продукции, помещение склада готовой продукции, склад этикеток (упаковочный цех), помещение отдыха (2-й этаж), помещение операторской весовой, помещение кладовщика склада специй, не в полном объеме обеспечены автоматической пожарной сигнализацией; 19) Сооружение электростанции мощностью 1000 кВ не оборудовано автоматической установкой пожаротушения; 20) На путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение. На момент проверки не представлены соответствующие документы; 21) Помещения склада готовой продукции не обеспечены внутренним противопожарным водоснабжением с орошением каждой точки не менее чем двумя струями - по одной струе из 2 соседних стояков (разных ПК) с расходом не менее чем по 5 литров в секунду; 22) Для всех складских, производственных и технических помещений (в том числе холодильных камер, помещений участков) 1-го и 2-го этажей, за исключением помещений имеющих соответствующие расчеты, не проведены расчеты категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с результатами расчетов выделить указанные помещения от примыкающих помещений соответствующими противопожарными преградами с соответствующим типом заполнения в противопожарной преграде, оборудовать соответствующими установками противопожарной защиты (АУПТ, АПС). Провести иные мероприятия в соответствии с результатами расчетов по выполнению требований пожарной безопасности, предъявляемых к соответствующим помещениям в зависимости от присвоенной категории по взрывопожарной и пожарной опасности, включая разделение здания на пожарные отсеки в соответствии с СП 2.13130.2012. результаты расчетов необходимо вывести на двери указанных помещений; 23) Руководителем организации не обеспечено не менее одного раза в пять лет проведение периодических испытаний конструкций двух наружных металлических маршевых лестниц ведущих на кровлю здания. Руководителем организации не обеспечено не менее одного раза в год проведение обследования целостности конструкции двух наружных металлических маршевых лестниц ведущих на кровлю здания, с составлением заключения по результатам проверки. Испытания и обследования должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами проверок. На момент проверки не представлены соответствующие документы; 24) Помещения склада специй не оборудованы системой автоматического пожаротушения; 25) В противопожарных преградах производственных (складских) помещений с категорией по взрывопожарной и пожарной опасности «Б» (помещения фасовки специй и помещения склада специй) не предусмотрены тамбур шлюзы с постоянным подпором воздуха по СП 7.13130; 26) Для производственных (складских) помещений с категорией по взрывопожарной и пожарной опасности «Б» (помещения фасовки специй и помещения склада специй) не предусмотрены наружные легкосбрасываемые ограждающие конструкции; 27) Производственные и складские помещения с категорией по взрывопожарной и пожарной опасности «Б» (помещения фасовки специй и помещения склада специй) не оборудованы системами вытяжной противодымной вентиляцией для удаления продуктов горения при пожаре; 28) Помещения склада готовой продукции построены без составления проектной документации, без проведения государственной экспертизы проектной документации. На момент проверки не представлены документы, изменения в существующий проект основного здания (л.д. 34-42).
Приказом начальника директора ООО «Мясокомбинат «Агротек» № 2-ОД от 24 февраля 2021 года ответственным лицом за устранение выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности указанных в предписании Управления надзорной деятельности и профилактической работы отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Энгельсскому и Ровенскому районам Саратовской области № 12/1/1 от 10 февраля 2020 года возложена на исполнительного директора Семенова <ФИО1> (л.д. 64).
В целях контроля за исполнением предписания ГПН № 12/1/1 от 10 февраля 2020 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара, срок для исполнения которых истек 01 февраля 2021 года, распоряжением заместителя начальника ОНД и ПР по Энгельсскому и Ровенскому районам Саратовской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области № 51 от 16 февраля 2021 года в отношении юридического лица ООО «Мясокомбинат «Агротек» было назначено проведение внеплановой выездной проверки (л.д. 15-18).
Согласно Акту проверки № 51 от 09 марта 2021 года, составленному по результатам проведенной внеплановой выездной проверки было установлено, что требования предписания № 12/1/1 от 10 февраля 2020 года в полном объеме не исполнены, здания и помещения ООО «Мясокомбинат «Агротек», расположенные по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, с. Генеральское, продолжают использоваться с нарушением обязательных требований пожарной безопасности (л.д. 19-23).
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении должностным лицом Семеновым А.В. к исполнению возложенных на него обязанностей, по устранению нарушений требований законодательства.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, судья должен выяснять законность предписания органа государственного пожарного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. При этом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Таким образом, неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Каких-либо сведений об оспаривании Семеновым А.В. законности и обоснованности предписания № 12/1/1 от 10 февраля 2020 года, сведений о продлении сроков выполнения требований предписания в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности его исполнения в установленный срок, в материалах дела не представлено.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связанными с исполнением обязанности по государственному пожарному надзору, оно является обязательным для исполнения в установленный срок, в связи с чем, не принятие ответственным за контроль по обеспечению пожарной безопасности должностным лицом Семеновым А.В. всех зависящих от него мер по надлежащему и своевременному исполнению непризнанного незаконным предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, устанавливающего административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Факт совершения должностным лицом Семеновым А.В. вменяемого административного правонарушения в совокупности с вышеизложенными доказательствами подтверждается представленными в материалах дела и исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 61 от 09 марта 2021 года, в котором изложены обстоятельства совершенного должностным лицом Семеновым А.В. административного правонарушения (л.д. 9-14); копией распоряжения старшего инспектора ОНД и ПР по Энгельсскому и Ровенскому районам Саратовской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области № 12 от 09 января 2020 года о проведении в отношении юридического лица ООО «Мясокомбинат «Агротек» внеплановой выездной проверки (л.д. 24-27); копией Акта проверки № 12 от 10 февраля 2020 года составленного по результатам проверки юридического лица ООО «Мясокомбинат «Агротек» (л.д. 28-33); копией устава ООО «Мясокомбинат «Агротек» (л.д. 43-59); копией свидетельства о постановке ООО «Мясокомбинат «Агротек» на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д. 60); копией доверенности от 04 февраля 2021 года о наделении исполнительного директора ООО «Мясокомбинат «Агротек» Семенова А.В. полномочиями действовать от имени и по поручению Общества при осуществлении оперативно-хозяйственного руководства деятельностью Общества (л.д. 62); копией приказа директора ООО «Мясокомбинат «Агротек» о направлении работника в командировку от 22 февраля 2021 года (л.д. 63).
Каких-либо существенных нарушений, влекущих признание представленных в материалах дела доказательств недопустимыми, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, мировой судья приходит к выводу о том, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подтверждаются собранными доказательствами, в связи с чем, квалифицирует содеянное должностным лицом Семеновым А.В. по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, - как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Установленных законом оснований для прекращения производства по делу, а также для освобождения должностного лица Семенова А.В. от административной ответственности, в том числе по малозначительности, не имеется, поскольку отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за указанное правонарушение. Форма вины (умысел или неосторожность) в данном случае на оценку правонарушения как малозначительного не влияет. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Семенова А.В. в ходе рассмотрения дела не установлено.
При назначении административного наказания должностному лицу Семенову А.В. мировой судья принимает во внимание характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также иные, заслуживающие внимание для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, и считает необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи за совершенное правонарушение.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 12 ст. 19.5, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья,
постановил:
Должностное лицо Семенова <ФИО1> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей.
Перечисление штрафа необходимо произвести по следующим реквизитам: УФК по Саратовской области (Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области) ИНН 6455049650, КПП 645501001, номер счета получателя 03100643000000016000, в отделение Саратов Банка России//УФК по Саратовской области г. Саратов, кор./сч. Банка получателя платежа 40102810845370000052, КБК 03611601193010005140, БИК 016311121, ОКТМО 63650000, дело № 5-188/2021, судебный участок № 1 Энгельсского района Саратовской области, ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, УИН 0000466064012100518820214.
Квитанцию об оплате штрафа представить в судебный участок № 1 Энгельсского района Саратовской области.
Разъяснить Семенову А.В., что в случае неуплаты штрафа он может быть привлечен к административной ответственности за несвоевременную уплату штрафа по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Энгельсский районный суд Саратовской области непосредственно либо через судебный участок № 1 Энгельсского района Саратовской области.
Мировой судья С.В. Мещанов