П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
п. Новонукутский «29» декабря 2021 года
Мировой судья судебного участка № 132 Нукутского района Иркутской области Желбанова В.С., с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Марханова А.М., рассмотрев материалы дела № 5-413/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ в отношении
Заведующего сектором по ГО и ЧС Администрации МО «Нукутский район» Марханова Алексея Михеевича, <ОБЕЗЛИЧЕНО>., ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
у с т а н о в и л :
В отношении заведующего сектором по ГО и ЧС Администрации МО «Нукутский район» Марханова А.М. должностным лицом УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 16.12.2021 г.
Согласно указанному протоколу, в соответствии с требованиями пункта 27 Положения о системах оповещения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 октября 2020 г. Регистрационный № 60567), в соответствии с Планом проведения комплексных проверок готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Иркутской области и муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения в 2021 году, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 24.02.2021 № 99-рп, в период с 05 октября 2021 года по 06 октября 2021 года состоялась комплексная проверка готовности муниципальных систем оповещения населения, с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
Комплексная проверка готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Нукутского районного муниципального образования проведена в период с 05 октября 2021 года по 06 октября 2021 года комиссией, утвержденной распоряжением администрации Нукутского районного муниципального образования от 28 февраля 2019 года № 45 «О создании комиссии по проверке готовности автоматизированной системы централизованного оповещения руководящего состава муниципальных образований Нукутского района», о чем был составлен акт «Комплексной проверки готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Нукутского районного муниципального образования от 15.10.2021 года, а также акта технической проверки готовности муниципальной автоматизированной системы оповещения населения Нукутского районного муниципального образования от 15.10.2021 года.
Руководствуясь статьей 13 главы IV Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» при поступлении акта проверки состояния автоматизированной системы оповещения населения Нукутского районного муниципального образования от 15.10.2021 года, отдел надзорной деятельности и профилактической работы по У-ОБо и Ольхонскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области в 14 часов 50 минут 11.11.2021 года, через электронную почту отдела e-mail: по адресу: 669401, Иркутская область, Нукутский район п. Новонукутский ул. Майская, 14, установил нарушение/ невыполнение должностным лицом - начальником отдела ГО и ЧС администрации Нукутского районного муниципального образования, требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения о системе оповещения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 октября 2020 г. Регистрационный № 60567), а равно, нарушение /невыполнение должностным лицом - заведующим сектора по ГО и ЧС администрации муниципального образования «Нукутский район» Мархановым Алексеем Михеевичем установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, а именно:
1. При проведении комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения Администрации муниципального образования «Нукутский район» создана комиссия без представителя МЧС России (начальник ПСГ и (или) начальник ОНД и ПР), а именно:
Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней.
Основание: часть 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункт 27 Положения о системе оповещения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 октября 2020 г. Регистрационный № 60567).
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы городского, сельского поселения.
Так согласно пункту 23 вышеуказанной статьи к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены организация и осуществлении мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Положения вышеизложенной статьи нормативного правового акта Российской Федерации свидетельствуют о том, что такие мероприятия, как создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, отнесены к полномочиям городского/сельского поселения.
Должностным лицом заведующим сектора по ГО и ЧС администрации муниципального образования «Нукутский район» Мархановым А.М. не обеспечено включение в состав комиссии комплексной проверки систем оповещения населения представителя МЧС России (начальник ПСГ (или) начальник ОНД и ПР), а также подписание акта комплексной проверки без участия указанных представителей, выразившееся в отсутствии в составе комиссии представителя постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровня, а также подписание акта.
Установлено нарушение/невыполнение должностным лицом - заведующим сектором по ГО и ЧС администрации Нукутского районного муниципального образования требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения о системе оповещения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 октября 2020 г. Регистрационный № 60567), а равно нарушение/невыполнение должностным лицом - установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, а именно: не достоверного вывода сделанного по итогам комплексной проверки готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Нукутского районного муниципального образования «Ограничено готова к выполнению задач».
1. Согласно приложению № 3 Положения о системах оповещения, утвержденным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 октября 2020 г. Регистрационный № 60567) оценка муниципальной системы оповещения населения как «Ограничено готова к выполнению задач» делается при выполнении следующих условий:
если выполнены пункты «а», «г», «д», «е», «з», «н» требований на оценку «готова к выполнению задач», вместе с тем:
а) на территории муниципального образования муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации, введена в эксплуатацию, но не сопряжена с региональной системой оповещения;
б) на территории муниципального образования КСЭОН созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения соответствующего уровня не менее чем в 75% зон экстренного оповещения населения;
в) своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена технических средств оповещения, при этом имеются технические средства оповещения , выслужившие установленный эксплуатационный срок;
г) не менее 65% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем муниципальной системы оповещения);
д) организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка, но не актуализированы списки оповещения руководящего состава и сил ГО и РСЧС муниципального образования;
е) при проверке готовности систем оповещения населения проверяемый персонал допустил отдельные недостатки, действовал неуверенно, выполнил поставленные задачи в нарушение установленных сроков;
ж) созданы, поддерживаются в исправном состоянии не менее 75% от потребности резервов стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствие с руководящими документами.
На территории Нукутского района в соответствии с пунктом «ж» настоящего положения отсутствует резерв стационарных и мобильных технических средств оповещения (пункт 14 Акта комплексной проверки),
В соответствии с пунктом 11 Акта комплексной проверки охват населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в границах зон действия технических средств оповещения муниципальной системы оповещения составляет 62,8%, однако расчет не произведен, к акту проверки не приобщен. Каким образом комиссия определила 62,8% - не известно.
Принимая во внимание ч.3 и ч.4 статьи 14, а также п.21 статьи 15 Вопросы местного значения муниципального района Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что положения вышеизложенных статей нормативного правового акта Российской Федерации свидетельствуют о том, что такие мероприятия, как создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, а также оценка ее готовности отнесены к полномочиям муниципального района.
Заведующим сектора по ГО и ЧС Нукутского районного муниципального образования не обеспечено поддержание в постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения, выразившееся в недостоверной оценке готовности муниципальной системы оповещения населения, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» длящимся административным правонарушением является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом, необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения читается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В соответствии с п.2 Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом МЧС России от 26.12.2014 № 731 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2015, регистрационный № 35694) дознаватель отдела уполномочен составлять протокол об административных правонарушениях.
Следовательно, дата и время обнаружения длящегося административного правонарушения, будет 17 часов 00 минут 06 октября 2021 года в соответствии с Планом проведения комплексных проверок готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Иркутской области и муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения в 2021 году, утвержденным распоряжением Правительства Иркутской области от 24.02.2021 № 99-рп, а также актом проверки состояния автоматизированной системы оповещения населения Нукутского районного муниципального образования от 15.10.2021, является датой и временем выявления административного правонарушения. Местом выявления административного правонарушения является административное здание администрации Нукутского районного муниципального образования, расположенное по адресу: Нукутский район, п. Новонукутский, ул. Ленина, 26.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст.20.7 КоАП РФ являются отношения в области общественной безопасности.
Объективная сторона выявленных правонарушений состоит в том, что должностное лицо - заведующий сектором по ГО и ЧС администрации Нукутского районного муниципального образования - не выполняет требования Положения о системах оповещения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 октября 2020 г. Регистрационный № 60567), Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 579/366 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 октября 2020 г. Регистрационный № 60566), а равно, не выполняет установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации специальные условия (правила эксплуатации технических систем гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения.
Выявленные правонарушения совершаются в форме бездействия (должностное лицо - заведующий сектора по ГО и ЧС администрации Нукутского районного муниципального образования игнорирует нормативные правовые акты, определяющие требования и мероприятия по гражданской обороне на территории РФ).
Между тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено нарушение/невыполнение должностным лицом - заведующим сектором по ГО и ЧС администрации МО «Нукутский район» Мархановым А.М. требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положения о системе оповещения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 октября 2020 г. Регистрационный № 60567), нарушение/невыполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, а именно: не достоверного вывода сделанного по итогам комплексной проверки готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального образования «Нукутский район» «Ограничено готова к выполнению задач».
При рассмотрении дела в суде заведующий сектором по ГО и ЧС Администрации МО «Нукутский район» Марханов А.М. вину в совершении вышеуказанного административного правонарушения не признал и сослался на возражения на протокол об административном правонарушении, согласно которым, в вышеуказанном протоколе внесены некорректные данные, а именно: неверно указан номер паспорта должностного лица, в отношении которого составлен протокол, неверно указана должность заведующего сектором по ГО и ЧС Администрации МО «Нукутский район», местом выявления административного правонарушения указывается неверное наименование органа местного самоуправления, а именно, административное здание администрации Нукутского районного муниципального образования. Также протокол считает необоснованным по следующим причинам: 1) при проведении комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения в состав комиссии не включены представители МЧС России (начальник ПСГ (или) начальник ОНД и ПР), при этом ссылаются на следующие НПА: ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; Положение о системах оповещения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 г. № 578/635. В данных НПА указано, что комплексные проверки региональной системы оповещения и КСЭОН проводятся 2 раза в год в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней. При этом не учтено, что органом управления РСЧС на муниципальном уровне являются отделы (управления, сектора) ГО и ЧС администраций муниципальных образований, в которые не входят сотрудники МЧС. Кроме того, органом повседневного управления является на муниципальном уровне МКУ «Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования «Нукутский район». В составе ЕДДС сотрудники МЧС отсутствуют, так как данная служба является структурным подразделением Администрации муниципального образования «Нукутский район». 2) Резервы технических средств оповещения отсутствуют в связи с дефицитом бюджета. Однако ими заключен договор № 01-01-21/36 от 01.07.2021 г. на техническое обслуживание с фирмой (АО «ККТ») на 2021 год на сумму 69 000 рублей, в ходе которого проводится ремонт неисправных и замена отслуживших установленный ресурс технических средств оповещения. При этом следует отметить, что даже при наличии ЗИП оборудования оповещения самостоятельная их замена без сотрудника АО «ККТ» невозможна в связи с отсутствием кодов и специально подготовленных технических работников. При этом срок гарантии на данное дорогое оборудование всего 12 месяцев. Также, что АО «ККТ» единственный поставщик данных услуг на всей территории РФ от Уральского федерального округа до Дальневосточного федерального округа. В связи с чем, главам муниципальных образований Иркутской области было направлено письмо Первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области <ФИО1> о том, что обновление программного обеспечения оборудования КТСО П-166М осуществляет АО «ККТ» официальный представитель АО «Калужский завод телеграфной аппаратуры». 3) К ату проверки не приобщен расчет охвата населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения муниципальной системы оповещения. В акте указаны цифры - 62,8% и 37,2%, что в сумме дает 100% охвата населения Нукутского района. Для данных расчетов дается 10 дней для составления и направления акта проверки. При этом в распорядительных документах (распоряжение Правительства Иркутской области № 99-рп от 24.02.2021 г.) и образце бланка акта проверки не указано о приобщении расчета охвата населения. Также суду показал, что в случае включения в состав комиссии при проведении комплексной проверки сотрудников МЧС, они бы нарушили действующее законодательство. При этом никаких ходатайств и заявлений от представителей МЧС о необходимости включения в состав комиссии представителя МЧС в их адрес не поступало. Охват населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения муниципальной системы оповещения, составляет 100 %, из них: 37,2% населения находятся в зоне действия муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения и 62,8% населения в зоне действия электросирен и мощных акустических систем, которые отображены в таблице № 2. При этом приобщение расчета к акту, ни приказом, ни распоряжением Правительства Иркутской области не предусмотрено. Ранее до заключения договора с АО «ККТ» на техническое обслуживание систем оповещения, резерв технических средств был у центра ГО и ЧС, куда они обращались в случае неисправности. В настоящее время системы оповещения находятся на балансе МКУ «ЕДДС» администрации МО «Нукутский район», поэтому ремонт и замена запасных частей производится АО «ККТ» за счет средств администрации МО «Нукутский район» согласно графику обслуживания. Поскольку План проведения комплексных проверок готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения утвержден распоряжением Правительства Иркутской области только в 2021 году, на этот год они не успели выделить финансирование на приобретение резерва, но на будущий год финансирование заложено и резерв средств оповещения будет приобретаться согласно номенклатуре, представленной АО «ККТ». Должностное лицо, которое составило протокол об административном правонарушении, до составления протокола и при его составлении должно было дать им возможность ознакомиться с актом проверки и давать объяснение. Однако этим правом они воспользоваться не смогли, их сразу уведомили о составлении протокола и возможности предоставить объяснения, лишили.
Выслушав заведующего сектором по ГО и ЧС Администрации МО «Нукутский район» Марханова А.М., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина последнего в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, полностью нашла свое подтверждение, исходя из следующего:
Частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В силу пункта 27 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578 и Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 г, с целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся: комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения; технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением № 3 к настоящему Положению, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства Иркутской области от 24 февраля 2021 г. № 99-рп утвержден План проведения комплексных проверок готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Иркутской области в 2021 г. Главам муниципальных образований Иркутской области рекомендовано образовать комиссии и провести проверки и предоставить в ГУ МЧС России по Иркутской области соответствующие акты по утвержденной форме.
Между тем, в период с 05 по 06 октября 2021 г. комиссией по проведению комплексной проверки готовности муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения муниципального образования «Нукутский район» (Иркутская область, Нукутский район, п. Новонукутский, ул. Ленина, 26), в состав которой входил и заведующий сектором по ГО и ЧС Марханов А.М., в нарушение пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пункта 27 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578 и Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 г., произведена недостоверная оценка готовности муниципальной системы оповещения, как «Ограничено готова к выполнению задач».
Согласно Приложению № 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства РФ по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 г. № 578/365, готовность региональной системы оповещения оценивается оценкой «ограниченно готова к выполнению задач», если выполнены пункты "а", "г", "д", "е", "з", "н" требований на оценку "готова к выполнению задач", вместе с тем:
а) на территории муниципального образования муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации, введена в эксплуатацию, но не сопряжена с региональной системой оповещения;
б) на территории муниципального образования КСЭОН созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения соответствующего уровня не менее чем в 75% зон экстренного оповещения населения;
в) своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена технических средств оповещения, при этом имеются технические средства оповещения, выслужившие установленный эксплуатационный срок;
г) не менее 65% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических системам) муниципальной системы оповещения;
д) организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка, но не актуализированы списки оповещения руководящего состава и сил ГО и РСЧС муниципального образования;
е) при проверке готовности систем оповещения населения проверяемый персонал допустил отдельные недостатки, действовал неуверенно, выполнил поставленные задачи в нарушение установленных сроков;
ж) созданы, поддерживаются в исправном состоянии не менее 75% от потребности резервов стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами.
Однако, как следует из п.14 Акта комплексной проверки (л.д.8-16), резерв средств оповещения населения в муниципальном образовании отсутствует в связи с дефицитом бюджета, тогда как, резервы средств оповещения должны быть созданы и поддерживаться в исправном состоянии не менее 75% от потребности резервов стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения и спланировано их использование в соответствии с руководящими документами.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения заведующего сектором по ГО и ЧС Администрации МО «Нукутский район» Марханова А.М. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность должностного лица Марханова А.М. подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 2-7-14/ГО от 16.12.2021 г. (л.д.4-7); копией акта комплексной проверки готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального образования «Нукутский район» (л.д.8-16); копией акта по результатам оценки технического состояния технических средств муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Нукутского района (л.д.17-19); копией распоряжения № 48 от 02.12.2019 г. о назначении на должность заведующего сектором по ГО и ЧС Администрации МО «Нукутский район» Марханова А.М. (л.д.23) и иными доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Распоряжением администрации муниципального образования «Нукутский район» от 02.12.2019 г. № 48 Марханов А.М. принят на должность заведующего сектором по ГО и ЧС Администрации муниципального образования «Нукутский район», следовательно на него возложена обязанность по организации проведения мероприятий по ГО и ЧС на территории муниципального района.
Таким образом, Марханов А.М. является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.
Довод Марханова А.М. о неверном указании в протоколе об административном правонарушении номера его паспорта, его должности и наименования органа местного самоуправления, не могут быть признаны существенным нарушением, так как могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу. При рассмотрении дела, суд уточнил паспортные данные Марханова А.М., а наименование его должности и органа местного самоуправления представлены в материалах дела.
При этом, вмененное должностному лицу отсутствие расчета охвата населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения не нашло своего подтверждения в судебном заседании, поскольку охват населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения составляет более 65% населения и составляет 100%, из них: 37,2% проживают в границах зоны действия технических средств оповещения и 62,8% в границах зоны действия электросирен и мощных акустических систем, что также видно из таблицы № 2.
Вмененное нарушение по факту не обеспечения включения в состав комиссии комплексной проверки систем оповещения населения представителя МЧС России (начальника ПСГ (или) начальника ОНД и ПР) также не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания по следующим основаниям:
В соответствии с п.27 Положения о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства РФ по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 г. № 578/365, комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
Порядок организации и функционирования РСЧС определен «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794. В соответствии с ним РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС на соответствующем уровне РСЧС.
Постоянно действующим органом управления муниципального звена РСЧС является отдел (управление, департамент) по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления муниципального звена СЧС определяются соответствующими положениями.
Органами повседневного управления муниципального звена РСЧС являются на муниципальном уровне - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС), которая осуществляет свою деятельность на основе Положения о ЕДДС муниципального образования.
Как следует из акта комплексной проверки готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения МО «Нукутский район» (л.д.8-16), в комиссию, как того требует п.27 вышеуказанного Положения включены представитель постоянно действующего органа управления РСЧС (заведующий сектором по ГО и ЧС Администрации МО «Нукутский район») и представитель органа повседневного управления РСЧС (Врио начальника МКУ «ЕДДС МО «Нукутский район»).
Таким образом, включение в состав комиссии представителя МЧС при комплексной проверке готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения муниципального звена, не требуется.
Таким образом, исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, а именно, установление в ходе судебного следствия единственного нарушения по отсутствию резерва стационарных и мобильных технических средств оповещения по причине дефицита бюджета, выполнение которого лично от Марханова А.М. как от заведующего сектором по ГО и ЧС не зависит, и утверждения плана проведения комплексных проверок готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения распоряжением Правительства Иркутской области только в 2021 году, имеются объективные основания признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное Мархановым А.М. деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В связи с изложенным, суд находит основания для оценки совершенного Мархановым А.М. административного правонарушения как малозначительного, и на основании ст.2.9 КоАП РФ считает возможным освободить последнего от административной ответственности и прекратить в отношении него дело об административном правонарушении, объявив ему устное замечание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2.9, 24.5, 29.9, 29.10-29.11 КоАП РФ, мировой судья,
П о с т а н о в и л :
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.7 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░: