Дело №5-298/2020г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
10 июня 2020 года г.Махачкала
Мировой судья судебного участка №13 Советского района г.Махачкала Султанов Р.С., с участием представителя Базиева <ФИО> рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Главы Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» Дадаева Салмана Кадиявовича, <ДАТА2> рождения, уроженца РД, зарегистрированного по адресу г. <АДРЕС>,, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5КоАП РФ,
У с т а н о в и л;
16 апреля 2021г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Махачкале отношении Главы Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» Дадаева С.К. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Дадаев С.К. 13.04.2021г. будучи ответственным лицом за содержание УДС в безопасном для движения состоянии не выполнил в установленный срок законного предписания от 13.04.2021г., а именно не устранил строительные леса из профильных труб, со сроком исполнения до 13.04.2020 г.
Действия должностного лица Дадаева С.К. квалифицированы как невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения об устранении нарушений законодательства, т.е. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
В суд явился представитель Дадаева С.К. по доверенности Базиев <ФИО> которому были разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ.
В суде представитель -Базиев <ФИО> пояснил, что обязанности по содержанию дорог Администрацией города Махачкала закреплена за МКУ УЖКХ г.Махачкала, которое является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается Положением о данном органе. Предписание от 13.04.2020 г. для исполнения было направлено руководителю МКУ УЖКХ г. Махачкалы. Так, в соответствии с п.3 Положения о МКУ «УЖКХ Администрации г.Махачкала» от 02.08.2018 г. №27-5, утвержденного Решением Собрания депутатов ГО «город Махачкала» от 27.12.2018 г. №30-5, управлением является МКУ, созданный для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в сфере ЖКХ, который обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, также может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде. Управление имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету; обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с п.12.1 указанного положения УЖКХ г.Махачкала осуществляет следующие функции: дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ и РД, в том числе: содержание, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция и строительство автомобильных дорог, парковок (парковочных мест) на территории г.Махачкала, в соответствии с законодательством РФ и РД, ГОСТ, СНиП и др.; обеспечение освещения автомобильных дорог, мостов, парковок и иных транспортных и инженерных сооружений.
Из этого следует, что Глава Администрация не является ненадлежащим лицом, привлеченным по данному делу, по тем основаниям, что полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения переданы, созданному для этих и других целей, МКУ «УЖКХ г.Махачкала»;аналогичного мнения придерживается в своих постановлениях и Верховный суд РФ и Советский районный суд г. Махачкалы, указывая именно на те же доводы. Кроме того, леса из профильных труб были установлены лицом ведущим строительство на объекте, т.е. производит облицовку пятиэтажного здания, проезжая часть полностью не перекрыта, возможность проезда транспорта не ограничена и считает, что предписание необходимо было выдать собственнику здания. Также должностное лицо выдал предписание 13.04.2021г. с указанием срока его исполнения в течение одних суток, что также выполнить не представлялось возможным.
Исследовав протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Главы Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» Дадаева С.К. и приложенные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Граждане, должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998г. №711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 13 апреля 2021г. ОГИБДД УМВД по г. Махачкале было выдано Главе Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» Дадаеву С.К. предписание об устранении нарушений, связанных с безопасностью дорожного движения, со сроком исполнения 1 день, т.е. 14.04.2021г.
Предписание получено 13 апреля 2021.
Основанием для составления в отношении Дадаева С.К.протокола об административном правонарушении, предусмотренной данной нормой, послужило невыполнение в установленный срок по 14 апреля 2021г. включительно предписание государственного инспектора безопасности дорожного движения от 13 апреля 2021.
В установленный срок Дадаев С.К.указанное представление не исполнил.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении указанного субъекта законным признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Представление должно быть вынесено в отношении лица, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и статьей 6 Устава городского округа гор. Махачкала от 04.06.2015 года администрация городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Дагестан.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение), либо, соответственно, Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Махачкала» в целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог, а также выполнения иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу пунктов 3, 12.1 Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Махачкала», утвержденного в соответствии с ч.8 ст.137 ФЗ от 06.10.2003 года №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.35, 40 Устава города Махачкалы и решением от 02.08.2018 года №27-5 утверждено Положение о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы». Согласно Положения к числу основных задач учреждения относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Учреждению переданы соответствующие полномочия по организации такой деятельности. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала».
Имущество учреждения находится в собственности учредителя и передано учреждению на праве оперативного управления.
Приведенные обстоятельства дают основания для вывода о том, что ненадлежащее содержание, названного в представлении, дорог и т.д. допущено не Главой АдминистрацииГородского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» Дадаевым С.К.,а фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений должностным лицомМКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы», которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, соответствующая автомобильная дорога принадлежит указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание этой автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, деятельность учреждения финансируется из средств городского округа.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу -Главе Администрации Городского Округа с Внутригородским Делением «город Махачкала» class=FIO>Дадаеву С.К., который не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно в отношении него составлен протокол об административном правонарушении.
Кроме того, с учетом изложенного требование предписания об организации демонтажа лесов из профильных труб в течение суток фактически является неисполнимым, поскольку должностным лицом надзорного органа не был учтен установленный срок, который является, крайне недостаточным, и коротким, для исполнения предписаний.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу и все неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу этого лица.
В силу изложенного, суд не находит вины должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.
На основании ст.23.1 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.29.1- 29.11 КоАП РФ,
П о с т а н о в и л ;
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица -Дадаева Салмана Кадиявовича по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ - прекратить, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Копию настоящего постановления направить заинтересованным лицам.
Постановление может быть обжаловано в соответствии со ст.30.1 КоАП РФ в Федеральный суд Советского района г.Махачкала через мирового судью в течение 10-суток со дня вручения или получения копии постановления.