дело № 5-946/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 26 августа 2016 год
Мировой судья Димитровского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми Калмыков В.Э., в помещении судебного участка расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. Кирова д.45, рассмотрев поступивший в отношенииДзуцева <ФИО1>,
<ДАТА2> г.р., уроженца <АДРЕС>которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1. КоАП РФ о том, что он вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом, участвовать в рассмотрении дела, в т.ч. при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства,
материал об административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 Кодекса РФ об АП,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно материалам дела Дзуцев Г.М. привлекается к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение законных требований следователя.
В судебном заседании представитель Дзуцева Г.М., <ФИО2>, вину не признал полностью, показав, что отсутствует умысел на совершении правонарушения, следователем не разъяснены права, обязанности, запрос является незаконным, поскольку нарушены принципы УПК РФ, обвиняемый не должен доказывать свою вину, срок для выполнения установлен нереальный, просит производство по делу прекратить.
Выслушав представителя <ФИО3>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
<ДАТА3> <ОБЕЗЛИЧЕНО>от старшего следователя по ОВД СЧ СУ МВД по Республики Коми получен запрос о предоставлений сведений, в связи с проверкой доводов стороны защиты по уголовному делу по обвинению Дзуцева Г.М. по признакам преступления предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, в целях обеспечения полноты, объективности и всесторонности предварительного следствия, а именно информацию об оказанных <ОБЕЗЛИЧЕНО> в период с <ДАТА4> по <ДАТА5> бесплатных медицинских услугах, с указанием сведений (с приложением заверенных должным образом копий подтверждающих документов) о клиенте, о дате оказания услуги, о специалисте, оказавшем услугу, о стоимости оказанной услуги по тарифу ОМС с приложением копии документа, подтверждающего, что данная услуга оказана бесплатно в рамках программы ОМС, об общей стоимости оказанных <ОБЕЗЛИЧЕНО> за период с <ДАТА4> по <ДАТА5> бесплатных медицинских услугах, о проводимых маркетинговых мероприятиях (акциях, и т.п.) в рамках которых пациентам оказывались бесплатные медицинские услуги с указанием сведений, указанных в п.1 (с приложением заверенных должным образом копий подтверждающих документов). Данный запрос направлен <ДАТА3> факсом, срок исполнения запроса являлось <ДАТА6>
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе, за умышленное невыполнение законных требований следователя.
В соответствии со статьей 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Исходя из особенностей объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, в предмет доказывания по настоящему делу входит проверка законности требования следователя.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23, часть 1) и запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1).
Из указанных конституционных гарантий вытекают, право каждого на сохранение в тайне сведений о его частной жизни, личной и семейной тайны, виды и объем которых устанавливаются законом, и соответствующая обязанность государства обеспечивать это право.
В силу пункта 7 части второй статьи 29 УПК РФ в ходе досудебного производства только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.
В Перечне нормативных актов определены сведения, категории ограниченного доступа, в том числе: персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" в соответствии с которым операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны.
В силу ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
В соответствии с п. 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года N 188 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 2005 года), врачебная тайна относится к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с ч.4 ст.92 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отступления от государственной или иной охраняемую федеральным законом тайны - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь на основе федерального закона, каковым, в частности, является УПК РФ, предусматривающий возможность выемки в ходе производства по уголовному делу предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях.
В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в связи с нарушением охраняемых государством тайны УПК РФ устанавливает в пункте 7 части второй статьи 29 и части четвертой статьи 182, что соответствующие действия осуществляются органами расследования лишь на основании судебного решения с соблюдением предписаний статьи 165 данного Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных в ее части пятой).
По общему правилу, при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка на основании постановления следователя (части первая и вторая статьи 183 и часть вторая статьи 182 УПК Российской Федерации). Выемка же предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК Российской Федерации (пункт 7 части второй статьи 29, часть первая статьи 165 и часть третья статьи 183 этого Кодекса), что служит дополнительной гарантией защиты такой тайны, а также прав лиц, интересы которых обеспечиваются сохранением в тайне сведений, охраняемых законом.
Судебное решение в подобных случаях принимается вне зависимости от того, оформляется их изъятие как результат выемки, проводимой в порядке статьи 183 УПК РФ, или как результат какого-либо иного следственного действия (в том числе обыска), направленного на обнаружение и изъятие именно таких предметов и документов.
В соответствии с ч. ч. 1. 3 ст. 183 УПК РФ при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка, при этом выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке ст. 165 УПК РФ
Таким образом, требование должностного лица о предоставлении сведений об оказании бесплатных медицинских услугах лицам за период с <ДАТА4> по <ДАТА5>, о дате оказания услуги, о специалисте, оказавшем услугу, при отсутствии соответствующего судебного постановления нельзя признать законным.
Следовательно, в действиях Дзуцева Г.М.С. отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по административному делу в отношении Дзуцева <ДАТА> по ст.17.7 КоАП РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сыктывкарский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья В.Э. Калмыков