Дело № 2-4309/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2016 года г.Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Левшуковой Т.Л.,
при секретаре Анхеевой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Улан-Удэ гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ к МАОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №4», Администрации г.Улан-Удэ, Комитету по образованию Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просил обязать ответчиков в срок до 30 апреля 2017 года обеспечить антитеррористическую защищенность, установив освещение по периметру и ограждение территории основной застройки забором высотой не менее 2,5 м., систему видеонаблюдения по периметру и в зданиях Спортивно-оздоровительного лагеря «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних, пребывающих в оздоровительных лагерях и иных местах их организованного коллективного нахождения и отдыха. На территории Железнодорожного района г.Улан-Удэ размещено подразделение МАУ ДО ДЮСШ №4 – Спортивно-оздоровительный лагерь «<данные изъяты>». При проверке установлены недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, а именно, непринятии мер к установлению ограждения территории лагеря, системы видеонаблюдения и освещения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности несовершеннолетних, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций. Выявленные нарушения требований норм антитеррористического и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних детей и работников лагеря на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании пом.прокурора Сайдукова С.Ю. исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске с учетом уточнений, представленных в судебном заседании.
Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ, являясь и представителем ответчика Комитета по образованию Администрации г.Улан-Удэ по доверенностям Ю.А.Шараева просила отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что Администрация г.Улан-Удэ не является субъектом спорного правоотношения и не может в силу закона нести обязанности, который просит истец возложить на ответчика. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 г. №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» на Администрацию г.Улан-Удэ не возложена обязанность по антитеррористической безопасности. Ссылка на Свод Правил «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» является несостоятельной и не может быть применена в данном случае, поскольку распространяется на иные объекты. Требованиями истца нарушается принцип самостоятельности местного бюджета, происходит вмешательство в сферу местного самоуправления, что нарушает гарантированное ст.12 Конституции РФ право на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. В исковом заявлении отсутствуют ссылки на нормы закона, которые указывают на прямую обязанность образовательного учреждения и органа местного самоуправления по оборудованию здания лагеря системой освещения и видеонаблюдения.
Представитель МАУ ДО « ДЮСШ №4» по доверенности Сагалаева С.С. суду пояснила, что средства для ограждения территории лагеря не выделялись. Часть территории огорожена. Наполняемость лагеря до 150 человек и за всеми проследить невозможно. В случае выделения денежных средств до 30.04.2017 г. выполнить все работы невозможно, учитывая окончание времени зимнего периода и частичного финансирования.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с п.п.2 и 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 данной статьи предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 данной статьи установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из представленных доказательств следует, что прокуратурой Железнодорожного района г.Улан-Удэ при проверке исполнения законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних, пребывающих в оздоровительных лагерях и иных местах их организованного отдыха в Спортивно-оздоровительном лагере «Зорька» МАОУ ДО «ДЮСШ №4» выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: не приняты меры к установлению ограждения территории лагеря, системы видеонаблюдения и освещения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности несовершеннолетних и не позволяет руководству лагеря обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. В данном случае доводы представителя ответчика о том, что на Администрацию г.Улан-Удэ не возлагается обязанность собственника имущества на совершение определенных законом действий, являются несостоятельными.
Пунктами 23,30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. №272 все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой оповещения и управления эвакуацией;
в) системой освещения.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Спортивно-оздоровительный лагерь «Зорька» МАОУ ДО ДЮСШ №4 является местом массового пребывания людей, в связи с чем, в учреждении обязательна установка системы видеонаблюдения, внешнего ограждения и освещения.
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно Положению является структурным подразделением Администрации города Улан-Удэ, осуществляющим решение вопросов местного значения в сфере образования и реализующим полномочия органов государственной власти, переданные в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая вопрос об установлении срока выполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению и антитеррористической защищенности, суд учитывает объем необходимый для выполнения работ, климатические условия и считает необходимым установить срок до 01.06.2017 г.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Улан-Удэ, МАОУ ДО «ДЮСШ №4№ обеспечить антитеррористическую защищенность, установив освещение по периметру и ограждение территории основной застройки забором высотой не менее 2,5 м., систему видеонаблюдения по периметры и в зданиях Спортивно-оздоровительного лагеря «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> в срок до 01 июня 2017 года.
Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: Т.Л.Левшукова.
мотивированное решение
изготовлено 19.09.2016 г.