Дело № 2-718/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2013 года <АДРЕС>
Суд первой инстанции в составе:
председательствующего мирового судьи судебного участка № 1 <АДРЕС> района <АДРЕС> края Шавердиной Л.А.,
при секретаре <ФИО1>,
с участием помощника прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> края <ФИО2>,
представителя ответчика, Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району, <ФИО3>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <АДРЕС> района в интересах <ФИО4> к управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о взыскании сумм недоначисленных по предоставлению льготы на оплату твердого топлива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <АДРЕС> района обратился в суд с иском в интересах <ФИО4> к управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о взыскании сумм недоначисленных по предоставлению льготы на оплату твердого топлива, обосновывая исковые требования тем, что в прокуратуру района обратился <ФИО4> с заявлением, в связи с неправильным предоставлением компенсации за твердое топливо.
На основании ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на <ДАТА2>, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Истец имеет звание «Ветеран труда» и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона <АДРЕС> края «О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЕТЕРАНОВ», в силу которого Ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться Ветеранам труда в пределах нормативов потребления данной услуги.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от <ДАТА3> <НОМЕР>): P=S* N *Т, где
S - общая площадь отапливаемого помещения
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление
Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
С <ДАТА4> согласно п.3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае, утвержденных постановлением администрации <АДРЕС> края от <ДАТА4> №126, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Статьей 4 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА5> № 156-ЗС установлено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами <АДРЕС> края.
Пунктом 8 указанной статьи предусматривается, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг).
Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае, утвержденными постановлением администрации <АДРЕС> края от <ДАТА4> № 126, нормы, предусмотренные статьей 4 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА5> № 156-ЗС, продублированы.
Пунктом 37 названных правил установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг, каковой в данном случае является Управление социальной защите населения по <АДРЕС> району.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено применение социальной нормы площади жилья при расчете компенсации на оплату твердого топлива.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства Управлением социальной защиты населения по <АДРЕС> району расчет размера компенсации на оплату твердого топлива произведен не только с применением установленного норматива потребления коммунальной услуги, но и с незаконным применением социальной нормы площади жилья.
Как следует из представленных документов, в жилом помещении истец проживает один, общая площадь жилого помещения составляет 41 кв.м., а расчет льготы за 2010г. на истца произведен исходя из 33 кв.м., т.е. исходя из социальной площади жилья, а не из его общей площади.
В 2010г. назначено к выплате 4940,43 руб.
Согласно вышеуказанной формуле и представленным к оплате документам следовало назначить за уголь: (41 кв.м. * 0,13610*2200 руб.): 2, т.к. приобретено угля менее нормы, то (5 *2200):2= 5550 руб.
Таким образом, за 2010 год следует доплатить: 5550 - 4940,43 = 559,57 руб.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА5> № 156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в суд в интересах граждан в случае нарушения их социальных прав, включая права на социальную защиту и социальное обеспечение. Поскольку в данном случае нарушены права истца на льготы, предусмотренные законодательством о социальной защите, прокурор обращается в суд с требованием восстановить нарушенное право на получение льгот в полном объеме.
Просят признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району <АДРЕС> краю по расчету компенсации расходов на оплату твердого топлива истцу за 2010г. исходя из социальной нормы жилой площади. Обязать Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району произвести перерасчет и выплату <ФИО5> недополученной компенсации на оплату твердого топлива за счет средств краевого бюджета, (в т.ч. за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета) за 2010 г., в размере 559.57 руб.
В судебном заседании помощник прокурора <АДРЕС> района <ФИО2> исковые требования поддержала в полном объеме. Просила иск удовлетворить.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте, времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика, Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району, <ФИО3> против удовлетворения иска возражала в полном объеме. Указала, что замечаний к расчету, предоставленному прокурором, они не имеют. Представила отзыв на иск, из которого усматривается следующее:
В управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району поступило исковое заявление прокурора <АДРЕС> района в интересах <ФИО4> к управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району (далее -Управление) о взыскании сумм недоначисленных по предоставлению льготы на оплату твердого топлива.
<ФИО4> Николай Васильевич имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда <АДРЕС> края в соответствии с законом <АДРЕС> края от <ДАТА6> № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (далее — Закон № 61-ЗС). Согласно п.4 ч.1ст.3 вышеназванного закона Ветеранам труда <АДРЕС> края предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления.
Порядок и условия предоставления вышеуказанной меры социальной поддержки регламентированы Законом <АДРЕС> края от <ДАТА5> № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае» (далее — Закон № 156-ЗС), Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае, утвержденными постановлением <АДРЕС> края от <ДАТА7> № 126 (далее - Правила № 126).
Согласно пункту 18 Правил № 126 денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате топлива могут определяться органом социальной защиты населения на основании представленных льготополучателем платежных документов организации, реализовавшей ему топливо. При этом согласно пункту 17 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате топлива определяются в пределах норм топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению.
Предоставление указанной меры социальной поддержки должно быть обусловлено как нормативом потребления, так и социальной нормой площади жилого помещения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.1 Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РФ от <ДАТА8> <НОМЕР>, (далее - Методика) под нормативами понималась группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в пределах социальной нормы площади жилья и оплачивается ими за счет собственных средств, а также за счет целевых компенсаций (субсидий), предоставляемых малоимущим для оплаты жилья и коммунальных услуг. Пунктом 4.1 Методики предусматривалась необходимость соотнесения норматива теплопотребления с минимальной нормой жилищной обеспеченности, а пункт 4.2 включал в формулу определения минимального норматива потребности в теплоэнергии (применительно к отоплению) социальную норму жилья, принятую в регионе. Учет стандартов социальной нормы площади жилья в сфере жилищно-коммунальных услуг предусмотрен и методическими рекомендациями по определению потребительской корзины, утвержденными постановлением Правительства РФ от <ДАТА9> № 192 (ст. 24, приложение № 13). Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» (действовавшим до <ДАТА11>) был установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, который составлял 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек; 42 кв.м - на семью из двух человек; 33 кв. м - на одиноко проживающего человека. Часть 1 статьи 15.2 Закона РФ от <ДАТА12> № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» в редакции, действующей на <ДАТА2> (закон утратил силу с <ДАТА13>), предусматривала, что оплата жилья и коммунальных услуг производится с применением социальной нормы площади жилья.
Такой порядок применялся поставщиками услуг при натуральной форме предоставления льгот (до 2005 года - в соответствии с законом РФ, после 2005 года - по закону <АДРЕС> края). Данная практика сохранилась до настоящего времени при расчете органами социальной защиты населения компенсации расходов на приобретение твердого топлива в денежной форме.
Учитывая вышеизложенное, считаем обоснованным применение социальной нормы площади жилого помещения при расчете размера денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате твердого топлива.
Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Главного управления <АДРЕС> края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Истец проживал и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <АДРЕС>. 5 <АДРЕС> <АДРЕС> района <АДРЕС> края, общей площадью 41 кв.м., признан ветераном труда, что подтверждается соответствующими документами.
Согласно справок Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району истцу назначена компенсация за твердое топливо
за 2010 год в размере 4940.43 рублей,
При этом расчет денежной компенсации произведен исходя из социальной нормы жилья 33 кв.м.
Согласно п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст. 76 Конституции РФ).
Более детально принципы организации органов государственной власти субъектов РФ нашли свое отражение в Федеральном законе от <ДАТА14> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Данным законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий (п. «е», «ж» ст. 1). Полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, данным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (ст. 1).
ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на <ДАТА2>, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона <АДРЕС> края «О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЕТЕРАНОВ», ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг) Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться Ветеранам труда в пределах нормативов потребления данной услуги.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от <ДАТА3> <НОМЕР>
В силу п.п. 1, 3, 7 ст.4 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА5> № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами <АДРЕС> края, указанными в ст.1 анализируемого Закона.
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае, утвержденных постановлением <АДРЕС> края от 0<ДАТА4> № 126 (далее - Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного закона. В соответствии с п.п. 11, 12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14 Правил).
Согласно п. 19 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова), в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами <АДРЕС> края), могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров (актов) купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению).
В силу п.20 Правил расходы, указанные в п. 19 Правил, учитываются исходя из розничной цены на твердое топливо, рассчитанной индивидуальным предпринимателем.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил).
Расчет компенсации истцу за взыскиваемый произведен исходя из 33 кв.м., а не из общей площади жилого помещения, занимаемого истцом, которая составляет 41 кв.м., указанные выводы основаны на сведениях Управления соцзащиты о размере компенсации оплату твердого топлива, что противоречит действующему законодательству в области предоставления мер социальной поддержки за коммунальные услуги за рассматриваемый период.
В соответствии со ст. 2, ч.ч.7-9 ст. 4 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА5> года № 156- ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами <АДРЕС> края, указанными в статье 1 Закона № 156-ЗС. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций.
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из характеристики жилого помещения, занимаемого истцом общая отапливаемая площадь составляет 41 кв.м.
Таким образом, расчет льготы предоставляемой истцу за взыскиваемый период произведен ответчиком в нарушение действующего законодательства.
Анализируя вышеперечисленные нормы законов, суд приходит к выводу, что в 2010 г. в <АДРЕС> крае отсутствовал какой-либо нормативно - правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате компенсации за приобретенное твердое топливо данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.
При этом суд считает, что краевые стандарты, утвержденные Постановлением АКЗС от <ДАТА17> № 239 «О краевых стандартах нормативной площади жилых помещений, используемых при предоставлении мер социальной поддержки» не могут быть применены к указанным отношениям за период 2010-2011 гг., поскольку постановление вступило в законную силу <ДАТА18>
Согласно представленным ответчиком расчетов компенсации усматривается, что расчет производился исходя из состава семьи и социальной нормы площади. Общая площадь жилого помещения, занимаемого истцом, при этом не учитывалась. Сведения о составе семьи, предоставленные истцом, были достоверны. Истец проживал и проживает в настоящее время в доме <АДРЕС>, 5 <АДРЕС> <АДРЕС> района <АДРЕС> края, общая площадь жилого помещения не изменялась.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец имеет право на компенсацию 50 процентов расходов на оплату приобретенного твердого топлива в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
В судебное заседание прокурором представлены расчеты сумм компенсации подлежащих выплатам за 2010 год и сведения о начисленных и выплаченных суммах льготы, в соответствии с которыми сумма недополученной компенсации расходов на приобретение твердого топлива составила 559.57 руб.
Суд считает, что уточненные исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <АДРЕС> района в интересах <ФИО4> к управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району, о признании незаконными действий по применению норматива потребления и обязывании произвести перерасчет компенсации расходов на оплату твердого топлива, удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району <АДРЕС> края по расчету компенсации расходов на оплату твердого топлива <ФИО4> исходя из социальной нормы жилой площади жилья 33.00 квадратных метра.
Обязать Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району <АДРЕС> края произвести перерасчет компенсации <ФИО4> недополученной компенсации на оплату твердого топлива за счет средств краевого бюджета, (в том числе за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета) с 2010 год исходя из общей площади жилого помещения 41 кв.м., в размере 559.57 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> края через мирового судью судебного участка № 1 <АДРЕС> района <АДРЕС> края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мировой судья Л.А.Шавердина
Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2013 года
Мировой судья Л.А.Шавердина