Решение по делу № 5-3/2022 (5-870/2021) от 30.12.2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

         

г. Тольятти, ул. Шлюзовая, 4 30 декабря 2021 года И.о.мирового судьи судебного участка №105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области - мировой судья судебного участка №106 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской областиТомилова М.И.,

с участием:

представителя юридического лица ПАО «Порт Тольятти» -  Савельева С.А.,

рассмотрев дело <НОМЕР> об административном  правонарушении в отношении  ПАО «Порт Тольятти», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, юридический адрес: <АДРЕС>,

в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

<ДАТА2>  Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям при проведении внеплановой выездной проверки на основании решения <НОМЕР> от <ДАТА3> по выполнению предписания <НОМЕР> от <ДАТА4> в отношении ПАО «Порт Тольятти» выявлено, что в срок до <ДАТА5> указанным юридическим лицом не выполнен пункт <НОМЕР> предписания, а именно: в нарушение природоохранного законодательства не актуализирована информация об объекте, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в постановке на государственный учет.

        По данному факту государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям в отношении ПАО «Порт Тольятти» составлен административный протокол <НОМЕР> -вн/мс от <ДАТА6>

Действия указанного юридического лица квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

В судебном заседании представитель ПАО «Порт Тольятти» Савельев С.А. с протоколом об административном правонарушении не согласился, поддержал письменные возражения на протокол, из которых следует, что в нарушение требований действующего законодательства к порядку оформления результатов проверки, предписание <НОМЕР> от <ДАТА4> не содержит ссылок на структурные единицы нормативных правовых актов, регламентирующие порядок актуализации сведений в Реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), требования которых были нарушены. Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность по постановке объектов НВОС на государственный учет лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Приказом Минприроды России № 554 от 23.12.2015 г. утверждена форма заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет. В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ПАО «Порт Тольятти», посредством направления заявки по форме, предусмотренной Приказом Минприроды России № 554 от 23.12.2015 г., была осуществлена постановка на государственный учет принадлежащего ему объекта НВОС - Промплощадки <НОМЕР> (код объекта: 36-0163-000221-П), о чем ему было выдано соответствующее свидетельство <НОМЕР> от <ДАТА8>, что говорит об отсутствии нарушения со стороны ПАО «Порт Тольятти» требований указанных законодательных норм. Данные факты были установлены в ходе проведения проверки и государственным инспектором не оспаривались. Согласно пункту 28 Постановления Правительства № 572 от 23.06.2016 г. «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Закрытый перечень изменений сведений об объекте НВОС, при наличии которых выполнение актуализации таких сведений в государственном реестре является обязательным, предусмотрен пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», однако, предписание не содержит ссылок на нарушение ПАО «Порт Тольятти» требований указанной нормы закона. Кроме того, предписание <НОМЕР> от <ДАТА10> не содержит конкретного описания (существа) выявленных нарушений, то есть указания на состав конкретных сведений об объекте НВОС, актуализация которых должна быть выполнена в соответствии с результатами проведенной проверки. В силу вышеуказанных обстоятельств предписание <НОМЕР> от <ДАТА10> не соответствует требованиям законодательства к оформлению результатов проверки и фактически является неисполнимым, поскольку содержание его не позволяет с достоверностью определить существо и характер выявленных нарушений, подлежащих устранению. Между тем, в акте плановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА10>, на основании которого было выдано предписание <НОМЕР> от <ДАТА10>, должностными лицами Управления были отражены замечания, согласно которым заявка о постановке на учет объекта НВОС содержит недостоверную/искаженную информацию, а именно:          отсутствует нумерация источников; сведения о разрешительной документации;      сведения о наличии программы производственного контроля; искажены координаты месторасположения источников выбросов загрязняющих веществ (в части привязки судов к порту). На основании поданной ПАО «Порт Тольятти» заявки о постановке на государственный учет объекта НВОС - Промплощадки <НОМЕР> указанный объект был поставлен на учет в реестре НВОС с выдачей соответствующего свидетельства <НОМЕР> от <ДАТА8> Впоследствии ПАО «Порт Тольятти» также неоднократно проводилась актуализация сведений о данном объекте НВОС с выдачей соответствующих свидетельств, в частности свидетельства об актуализации <НОМЕР> от <ДАТА11> при этом вышеуказанные замечания, изложенные в акте плановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА10>, в адрес ПАО «Порт Тольятти» не направлялись. Согласно пункту 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе об изменении характеристик источников загрязнения окружающей среды. Согласно пункту 35 Постановления Правительства № 572 от 23.06.2016 г. «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет». По смыслу указанных норм действующего законодательства, обязанность по представлению информации и документов в целях актуализации сведений в Реестре ОНВОС считается исполненной заявителем с момента представления указанных информации и документов на рассмотрение в соответствующие органы Росприроднадзора одним из предусмотренных данными нормами способов. Так, в целях устранения замечаний, изложенных в акте проверки <НОМЕР> от <ДАТА10>, <ДАТА13> ПАО «Порт Тольятти» посредством личного кабинета природопользователя, действующего на официальном сайте Росприроднадзора, направило в Управление заявление <НОМЕР> от <ДАТА13> о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в Реестре (копия прилагается), содержащее все необходимые данные для внесения и уточнения в Реестре НВОС соответствующих вышеуказанных сведений, на недостоверность которых было указано в акте плановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА10> Таким образом, замечания, изложенные в акте плановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА10> были полностью устранены, в связи с чем в своем письме исх. <НОМЕР> от <ДАТА14>, поступившем в адрес Управления <ДАТА14>, ПАО «Порт Тольятти» известило Управление об исполнении предписания <НОМЕР> от <ДАТА10> Согласно пункту 9 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений. Согласно пункту 10 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 указанной статьи. Согласно сведениям личного кабинета природопользователя, <ДАТА15>, то есть в нарушение десятидневного срока, предусмотренного для принятия Управлением решения о выдаче свидетельства об актуализации, представленное ПАО «Порт Тольятти» заявление об актуализации сведений <НОМЕР> от <ДАТА13> было отклонено с указанием причины отклонения: «точечный ИЗАВ не может быть неорганизованным типом источника». Однако, данная причина не была указана в акте плановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА10> либо в предписании <НОМЕР> от <ДАТА10> в качестве нарушения, подлежащего устранению. При этом на непредставление какой-либо информации и документов, необходимых для актуализации содержащихся в Реестре НВОС сведений с целью устранения замечаний, изложенных в акте проверки <НОМЕР> от <ДАТА10>, и исполнения предписания <НОМЕР> от <ДАТА10>, как на основание для отклонения заявления об актуализации Управлением указано не было. После устранения вышеуказанной причины, послужившей основанием для отклонения заявления об актуализации сведений <НОМЕР> от <ДАТА13>, путем изменения типа ИЗАВ с «неорганизованный точечный» на «неорганизованный площадной» ПАО «Порт Тольятти» посредством личного кабинета природопользователя было представлено заявление об актуализации сведений <НОМЕР> от <ДАТА16>, на основании которого Управлением было выдано свидетельство об актуализации сведений в реестре объектов НВОС <НОМЕР> <НОМЕР> от <ДАТА17>  Поскольку вины юридического лица в нарушении п.1 ст.69.2 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», на который ссылается Управление в предписании <НОМЕР>, не имеется, необходимые меры для актуализации сведений об объекте, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с учетом замечаний, изложенных в акте плановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА10>, ПАО «Порт Тольятти», были совершены до истечения срока устранения нарушения, представитель юридического лица просил производство по делу в отношении ПАО «Порт Тольятти» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Составитель протокола об административном правонарушении - государственный инспектор Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Назарова О.В. по вызову мирового судьи в судебное не явилась, предоставила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии, а также  письменные пояснения, согласно которым заявка об актуализации сведений, представленная ПАО «Порт Тольятти» отклонена <ДАТА19>, так как была заполнена не корректно и не достоверно. В то же время, указанное юридическое лицо до истечения срока предписания и до начала внеплановой проверки, имея доступ в личный кабинет природопользователя, не предприняло все возможные меры по устранению замечаний, указанных в комментариях специалиста Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям,  в связи с чем предписание <НОМЕР> от <ДАТА4> в установленный срок ПАО «Порт Тольятти» не исполнено. Ввиду указанных обстоятельств, просила ПАО «Порт Тольятти» привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Допрошенная в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля ведущий эколог ПАО «Порт Тольятти» Нурова Е.Н. суду показала, что для получения развернутого пояснения по указанным в предписании замечаниям была организована встреча в Управлении РПН по Самарской и Ульяновской областям с государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Со стороны ПАО «Порт Тольятти» присутствовала, в том числе, и она.  Представителями Порта были заданы вопросы-уточнения о способах устранения недостоверной/искаженной информации по четырем выставленным замечаниям, указанным в акте проверки <НОМЕР> от <ДАТА4>  В соответствии с полученными разъяснениями от специалистов РПН ею были устранены все замечания:

-  по первому замечанию - в Личном кабинете природопользователя ПАО «Порт Тольятти» на портале https://lk.rpn.gov.ru/rpn - «.. порядковые номера источников выбросов были ошибочно внесены в пункт «ИСКИ источников выбросов» и не «отражались на графической карте объекта HBOC Промплощадка <НОМЕР>». Нумерация внесена в строку «порядковый номер источников выбросов» в соответствии с инвентаризацией;

- по второму замечанию - предоставлены «скрин-шоты» из Личного кабинета природопользователя ПАО «Порт Тольятти» на портале https://lk.rpn.gov.ru/rpn. Внесены данные о Декларации о воздействии на окружающую среду;

- по третьему замечанию, касаемо отсутствия сведения о наличии «Программы производственного контроля» — сведения о том, что у ПАО «Порт Тольятти» разработана и утверждена «Программа производственного контроля» в Личном кабинете природопользователя ПАО «Порт Тольятти» на портале https://lk.mn.gov.ru/rDn отражены. Отсутствовала дата утверждения. Дата утверждения «ПЭК» занесена;

- по четвертому замечанию «Искажены координаты местоположения источников выбросов загрязняющих веществ» - источник рассматривается как 1 передвижной неорганизованный (ИЗАВ 6037) - откорректирован в реестре сведения о передвижных источниках. Основными исходными данными при заполнении портом Заявки о постановке объекта HBOC на учет являются данные инвентаризации выбросов, которые были представлены в РПН по Самарской и Ульяновской областям в составе Декларации ПАО «Порт Тольятти». вх.<НОМЕР> от <ДАТА20> В результате инвентаризации ИЗАВ №6037 — определен как передвижной неорганизованный источник. В соответствии с ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 06.2021) "Об охране окружающей среды" Ст.69.2. ч.1 и Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 (ред. от 27.09.2016) "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный... в Разделе II. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду... - предоставляются/заполняются «Сведения о стационарных источниках выбросов». Следовательно ею, как ведущим экологом Порта  была допущена ошибка при заполнении Заявки и занесен передвижной ИЗАВ. Сведения откорректированы. Замечание устранено. Исходя из вышеизложенного и опираясь на основание по отказу в актуализации от <ДАТА24> «точечный ИЗАВ не может быть неорганизованными типом источника» (Приказ Минприроды <НОМЕР> от <ДАТА25> (ред.2019г.)) все замечания портом в соответствии с Предписанием <НОМЕР> от <ДАТА4> и Акта проверки <НОМЕР> были выполнены в срок до <ДАТА5>

Выслушав пояснения представителя юридического лица ПАО «Порт Тольятти», допросив свидетеля, исследовав материалы дела, мировой судья пришел к следующему.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела усматривается, что предписание <НОМЕР> от <ДАТА4> Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ПАО «Порт Тольятти» должно было быть исполнено в срок до <ДАТА5>

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения по данной категории дел составляет три месяца.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

В силу пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ПАО «Порт Тольятти» настоящего дела об административном правонарушении, имели место <ДАТА28>, следовательно, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек <ДАТА29>, в связи с чем разрешение вопроса о виновности ПАО «Порт Тольятти» за пределами названного периода исключается.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

          На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11, 24.5 ч.1 п.6  КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Порт Тольятти» по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в суд Комсомольского района г. Тольятти со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы мировому судье.

Мировой судья                                                        М.И. Томилова