Дело № 4-32/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
22 февраля 2017 года пос.Коноша
Мировой судья судебного участка № 1 Коношского судебного района Архангельской области Ерина И.Г., находящийся по адресу: 164010, Архангельская обл., пос.Коноша, пр.Октябрьский, д.121, рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.6 ч.1 КоАП РФ, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения культуры «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Вохтоминой О.Е., ранее не привлекавшейся к административной ответственности за однородные правонарушения.
Вохтоминой О.Е. разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст.51 Конституции РФ.
Вохтоминой О.Е. права понятны, отводов и ходатайств не имеет, в услугах защитника не нуждается.
Заслушав Вохтомину О.Е., исследовав письменные доказательства, мировой судья
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 17 января 2017 года № 08-31/2553 Вохтомина О.Е., являясь должностным лицом - директором муниципального бюджетного учреждения культуры «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», расположенного по адресу: …, не представила в установленный законодательством о налогах и сборах (ст.230 п.2 НК РФ) срок, то есть не позднее 4 мая 2016 года, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, за 1 квартал 2016 года по 17 обособленным подразделениям в налоговый орган по месту учета - в Межрайонную ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Вохтомина О.Е. в судебном заседании пояснила, что указанный расчет представлен в налоговый орган 22 июня 2016 года. По состоянию на 4 мая 2016 года в МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» имелась должность главного бухгалтера.
Исследовав письменные доказательства, мировой судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлены обязанности налогоплательщика, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп.6 п.1 ст.23 НК РФ).
Согласно ст.230 п.2 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу ст.6.1 п.7 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, указанный расчет за 1 квартал 2016 года налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган не позднее 4 мая 2016 года.
В судебном заседании установлено, что Вохтомина О.Е. по состоянию на 4 мая 2016 года являлась директором МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 ноября 2016 года.
Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, за 1 квартал 2016 года по 17 обособленным подразделениям представлен МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» в налоговый орган по месту учета - в Межрайонную ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 22 июня 2016 года, что следует из указанного расчета.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ. Субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При этом решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.6 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которым ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Аналогичная по своей сути позиция содержится в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией бухгалтерского учета.
Должностные обязанности директора перечислены в пункте 7.4 Устава МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», в частности, директор осуществляет руководство деятельностью учреждения.
В должностные обязанности директора непосредственное предоставление отчетности в налоговые органы не входит.
Конкретных фактов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением Вохтоминой О.Е. ее служебных обязанностей как директора МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», повлекших несвоевременное предоставление в налоговый орган расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, за 1 квартал 2016 года по 17 обособленным подразделениям, в ходе судебного заседания не установлено.
При этом установлено также следующее.
Согласно п.6.3.6 Устава МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» учреждение обязано вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность, уплачивать налоги в порядке и размерах, установленных законодательством.
В штатном расписании МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» предусмотрена должность главного бухгалтера.
Приказом директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО1> от 12 января 2004 года № 6 на должность бухгалтера МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с 27 января 2004 года принята <ФИО2>
Приказом от 27 февраля 2004 года № 11 <ФИО2> переведена на должность главного бухгалтера МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» с 1 марта 2004 года.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.4, 3.5, 3.24, 3.26 должностной инструкции, утвержденной 29 июня 2015 года директором МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Вохтоминой О.Е., главный бухгалтер МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; ведение налогового контроля и составление налоговой отчетности, налоговое планирование; обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки; организацию ведения налогового учета и составления налоговой отчетности; обеспечение представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие адреса в установленные сроки.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Уставом МБУК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» служебная обязанность директором исполнена - ведение бухгалтерского и налогового учета возложено на главного бухгалтера, поэтому в действиях Вохтоминой О.Е. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ начатое производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.6 ч.1 КоАП РФ, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения культуры «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Вохтоминой О.Е. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Коношском районном суде Архангельской области непосредственно или через мирового судью судебного участка № 1 Коношского судебного района Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Ерина И.Г.