Дело № 2- 2108/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2016 года г. Архангельск
Мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Архангельска Евсюкова Т.Р. при секретаре Малетиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аристова <И.О.1> к ООО Страховая компания «ВТБ Страхование», АО «Тинькофф Банк» о расторжении договора страхования, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда
установил:
Аристов А.А. обратился к обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания «ВТБ Страхование» (далее ООО СК «ВТБ Страхование») акционерному обществу «Тинькофф банк» (далее АО «Тинькофф Банк») о расторжении договора страхования, обязанности произвести перерасчет страховой премии, взыскании компенсации морального вреда.
Истец Аристов А.А. в судебном заседании на иске настаивал по основаниям, в нем изложенным. Пояснил, что обратился к ответчику ООО СК» ВТБ Страхование» о расторжении договор страхования по причине отсутствия желания на страхование приобретенного товара - телефона. Затруднился пояснить, каким образом им исчислена сумма в размере <иное> рубль <иное> копеек. Иск просил удовлетворить.
Ответчики АО «Тинькофф Банк», ООО СК «ВТБ Страхование», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направили. ООО СК «ВТБ Страхование» направило ответ на запрос.
Определением мирового судьи дело рассмотрено при данной явке, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств мировой судья приходит к следующему.
Согласно ст. 421 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица свободы в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 934 ГК Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
В силу п. 1 ст. 943 ГК Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Положения ст. 958 ГК Российской Федерации предусматривают, что при досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в п. 1 ст. 958 ГК Российской Федерации, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Из материалов дела следует, что 26 марта 2016 года Аристовым А.А. приобретен в АО «Связной логистика» Смартфон LG в кредит. В тот же день между истцом и ООО СК «ВТБ Страхование» подписан договор страхования SV18577-040821608644993975 на случай страховых рисков: "пожар, взрыв, удар молнии, воздействие жидкости, поломка телефона». Страховая сумма по договору <иное> рублей, страховая премия <иное> рублей <иное> копеек. Полис истцу выдан в соответствии с Особыми условиями по страховому продукту "Имущество для техники". Из ответа на запрос ООО СК «ВТБ Страхование» следует, что страховая премия уплачена Аристовым А.А. единовременно. Договор страхования заключен до 11 апреля 2018 года.
Истец, приложив к материалам иска условия страхования, тем самым, подтвердил их получение на руки.
Страхование приобретенного истцом имущества является самостоятельной услугой, оказываемой страховой компанией, а не кредитной организацией. Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является ООО СК «ВТБ Страхование», в иске к АО «Тинькофф Банк», как к ненадлежащему ответчику следует отказать.
Согласно п. 1 ст. 958 ГК Российской Федерации, договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
В силу абзаца первого п. 3 ст. 958 ГК Российской Федерации, при досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в п. 1 указанной статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Между тем, в данном случае отказ истца от страхования не относится к обстоятельствам, указанным в п. 1 ст. 958 ГК Российской Федерации для досрочного прекращения договора страхования, и, соответственно, для применения последствий такого прекращения, поскольку не свидетельствует о том, что возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось.
В силу абзаца второго п. 3 ст. 958 ГК Российской Федерации при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Заключенным с истцом договором страхования не предусмотрен возврат страховой премии при досрочном расторжении договора по инициативе страхователя.
В соответствии с п. 4.5 Особых условий " в случае досрочного отказа Страхователя от договора страхования страховая премия возврату не подлежит.
Указанные условия не ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом.
Абзац 2 п. 3 ст. 958 ГК Российской Федерации, не предусматривает возврат страховой премии при досрочном отказе страхователя от договора страхования, если договором не предусмотрено иное. Поскольку иное договором страхования не предусмотрено, правовых оснований для возврата страховой премии по мотивам отказа застрахованного лица от договора страхования, не имеется.
Отказ истца от страхования не свидетельствует о прекращении страхового риска, в связи с чем, не является основанием для возврата комиссии, уплаченной при заключении договора страхования.
Поскольку нарушения прав истца ответчиком ООО СК «ВТБ Страхование» не допущено, не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, мировой судья
решил:
исковые требования Аристова <И.О.1> к ООО Страховая компания «ВТБ Страхование», АО «Тинькофф Банк» о расторжении договора страхования, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Октябрьский районный суд города Архангельска через мирового судью судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Архангельска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Мировой судья Т.Р. Евсюкова
Мотивированное решение составлено 06 сентября 2016 года.