ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-313/2018
об ответственности за административное правонарушение
14 сентября 2018 г. г.о. Самара
И.о. мирового судьи судебного участка № 14 Кировского судебного района г. Самары Самарской области - мировой судья судебного участка № 15 Кировского судебного района г. Самары Самарской области Напреенко И.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО «Фараон+» Мостового <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС> области, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Кировского района г. Самары во исполнение поручения прокуратуры Самарской области от <ДАТА3> <НОМЕР> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в деятельности ООО «Фараон+», расположенного по адресу: г. Самара, ул. <АДРЕС>.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе специальных должностных лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к таким организациям, индивидуальным предпринимателям, в сфере деятельности которых имеются надзорные органы, - по согласованию с соответствующим надзорным органом.
В силу положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должны руководитель организации, специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «Фараон+» является розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах, дополнительными видами деятельности является специализированная торговля часами, ювелирными изделиями, спортивными товарами, играми и игрушками, и т.п. Осуществление вида деятельности, соответствующего данным ЕГРЮЛ, подтверждают договоры купли - продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов и лома таких изделий от <ДАТА6> <НОМЕР>, от <ДАТА6> <НОМЕР>, от <ДАТА7> <НОМЕР>, от <ДАТА8> <НОМЕР>, от <ДАТА9> <НОМЕР>, от <ДАТА8> <НОМЕР> и т.д. Днем обнаружения административного правонарушения является <ДАТА10> Таким образом, должностное лицо - директор ООО «Фараон+» Мостовой В.А., являясь субъектом Федерального закона <НОМЕР>, осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере посреднических услуг при скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, не организовав и не осуществляя внутренний контроль, нарушил федеральное законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, тем самым, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Действия директора ООО «Фараон+» Мостового В.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании Мостовой В.А. вину в совершенном правонарушении признал полностью, суду показал, что на тот момент вынесения прокуратурой <ДАТА11> постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, у них действительно имелись нарушения, но определенная работа уже проводилась, а именно сотрудник прошел обучение и получил сертификат и был назначен ответственным за соблюдение правила внутреннего контроля. Также он прошел обучение как директор, но сертификата пока нет. <ДАТА12> был заключен договор на оказание юридических услуг с ООО Межрегиональный экспертный центр финансового мониторинга «Национальное достояние», которые обязались разрабатывать правила внутреннего распорядка, разрабатывать документы, а также брать на себя ответственность, в случае выявления нарушений. Оборот организации составляет 500000 рублей в месяц, а прибыль общества составляет 40000 рублей.
Заслушав пояснения Мостового В.А., исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Субъектом данного правонарушения выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.
Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.
В силу ст. 4 Федерального закона РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.
Статьей 5 Федерального закона РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 7 вышеуказанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе специальных должностных лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к таким организациям, индивидуальным предпринимателям, в сфере деятельности которых имеются надзорные органы, - по согласованию с соответствующим надзорным органом.
В силу положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должны руководитель организации, специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее -специальное должностное лицо).
Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Вина директора ООО «Фараон+» Мостового В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами, исследованными мировым судьей:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА11>;
- копией акта проверки от <ДАТА10>;
- копией письма <НОМЕР> от <ДАТА>
- копией решения о проведении проверки <НОМЕР> от <ДАТА>
- копией приказа о назначении Мостового В.А. на должность директора ООО «ФАРАОН+» от <ДАТА>
- копией свидетельства о постановке ООО «ФАРАОН+» на учет в налоговом органе серия <НОМЕР> <НОМЕР> от <ДАТА>
- копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО «ФАРАОН+» серия <НОМЕР> <НОМЕР> от <ДАТА>
- выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «ФАРАОН+», согласно которой директором ООО «ФАРАОН+» является Мостовой В.А.;
- копией Устава ООО «ФАРАОН+», утвержденного протоколом учредительного собрания от 23.11.20015г.;
- копией протокола учредительного собрания от 23.11.20015г.;
- копией объяснения <ФИО2> от <ДАТА>
- копиями договоров купли - продажи <НОМЕР> от <ДАТА9>г.; <НОМЕР> от <ДАТА8>г.; <НОМЕР> от <ДАТА6>г.; <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА7>г.; <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА>
- копиями договоров комиссий <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА6>г.; <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА> <НОМЕР> от <ДАТА7>г.; <НОМЕР> от <ДАТА>
- копией карты специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, согласно которой Саратовской Государственной инспекцией пробирного надзора ФКУ «Российская государственная пробирная палата» <ДАТА53> ООО «ФАРАОН+» присвоен учетный номер ЮЛ <НОМЕР>;
- копией уведомления о включении в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями с присвоением учетного номера ЮЛ <НОМЕР> от <ДАТА53>;
- копией договора <НОМЕР> на проведение обучения по программе ПОД/ФТ в форме целевой инструктаж от <ДАТА>
- копией платежного поручения <НОМЕР> от <ДАТА>
- копией договора <НОМЕР> на оказание юридических услуг от <ДАТА12>;
- копией платежного поручения <НОМЕР> от <ДАТА12>;
- копией свидетельства ЦИ <НОМЕР> о подтверждении прохождения товароведом-экспертом ООО «ФАРАОН+» <ФИО3> обучения в форме целевого инструктажа по программе: Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, серия <НОМЕР> от <ДАТА>
- копией приказа о назначении <ФИО3> специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма от <ДАТА>
- признательными показаниями Мостового В.А., данными в судебном заседании.
Таким образом, суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о виновности директора ООО «Фараон+» Мостового В.А. в полном объеме, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкция ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает наказание за указанное правонарушение в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его материальное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, другие обстоятельства дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает признание Мостовым В.А. вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Учитывая характер совершенного правонарушения, личность Мостового В.А., конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья,
П О С Т А Н ОВ И Л :
Признать Мостового <ФИО1> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.
Сумму административного штрафа необходимо перечислить по следующим реквизитам: ИНН 6317010714 КПП 631701001 Получатель Управление Федерального Казначейства по Самарской области (Прокуратура Самарской области) БИК 043601001 счет 40101810200000010001 ОКТМО 36701000 КБК 415 116 900 401 16000 140.
Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию квитанции об оплате административного штрафа предоставить мировому судье судебного участка №14 Кировского судебного района г. Самара Самарской области.
В случае не предоставления квитанции об оплате штрафа мировому судье, штраф считается не оплаченным и будет обращен судом к принудительному взысканию.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г. Самары через мирового судью судебного участка № 14 Кировского судебного района г. Самары Самарской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья И.В. Напреенко